Курить вместо Европы…
Повышение цен на табак приведет к перераспределению потоков контрафактной продукции
На встрече глав министерств предлагалось запретить и так называемые тонкие сигареты, однако против выступили страны восточной Европы. Представители Польши, Чехии, Словакии, Румынии и Болгарии заявили, что подобные меры приведут лишь к ликвидации десятков тысяч рабочих мест и увеличению потока контрабанды. Вместо запрета министры договорились продавать тонкие сигареты только в пачках стандартного размера. Тонкая упаковка, по мнению глав министерств, выглядит более привлекательно.
Саммиту ЕС предшествовала бурная артподготовка Всемирной организации здравоохранения. Ее главной мишенью стала Россия. В начале прошлой недели представитель ВОЗ в России Луиджи Миглиорини написал письмо Главе российского минздрава Веронике Скворцовой. Медицинский чиновник высочайше гневался по поводу медленного роста российских табачных акцизов. Рекомендация ВОЗ была следующей – поднять стоимость сигарет в России к 2020 году в семь раз. Приблизительно до 240 рублей за пачку.
Письмо вызвало бурю негодования в соцсетях и критические выступления нескольких депутатов Госдумы. Даже главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что ВОЗ не должна диктовать России политику по табачному ценообразованию. Но у Минздрава другое мнение – еще в прошлом году ведомство заявило, что постепенно повышать акцизы на табак не имеет смысла – курить никто не бросит. Но если внезапно задрать акцизы на 320%, с вредной привычкой расстанется до трети населения.
Спустя несколько дней после заявления ВОЗ министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила, что цены на сигареты в течение ближайших лет вырастут примерно до 220 рублей за пачку. По словам главы Минздрава, их стоимость хотелось бы сделать еще больше, но тогда табачный рынок в России взорвется от потока дешевого контрафакта из стран Таможенного союза.
Точку зрения медиков разделяют далеко не все. Представитель Japan Tobacco в России Анатолий Верещагин заявил: европейская практика показывает - рост цен означает не снижение потребления. Скорее он отзывается появлением огромного нелегального рынка.
Расчеты Минздрава и вправду слишком оптимистичны. Первые репрессивные меры против вредной привычки попыталась принять фашистская Германия. В 1933 году здесь впервые появилась государственная программа борьбы с курением. Активность нацистских властей была продиктована теми же резонами, что ныне пропагандирует всемирная организация здравоохранения. Немецкие ученые в тридцатых годах впервые доказали связь потребления табака с раком легких и изучили эффект пассивного курения. Методы, опробованные нацисткой Германией, до сих пор применяются большинством развитых стран мира. В 1938 году после бурной пропагандисткой кампании, оказавшейся, впрочем, неэффективной, немцам запретили курить в общественных местах. Чуть позже был введен тотальный запрет на рекламу табака. Повышать цены, правда, в Германии не стали. Особого смысла в этом и не было – к середине войны сигареты стали дефицитом. Возможно, именно это повлияло на успех антитабачной кампании Гитлера - в 1944 году среднее потребление сигарет на душу населения в Германии снизилось почти на четверть. Правда, уже к концу 50-х годов число курильщиков начало бурно расти. Антитабачные меры, принятые в конце 20 века, оказались куда менее действенными - на показатели времен войны Германия не вернулась до сих пор.
Наиболее успешной оказалась антитабачная компания США. С середины шестидесятых годов в штатах начали принимать меры, уже опробованные Германией. Американцы также разнообразили борьбу с табаком предупреждающими надписями и картинками на пачках сигарет, социальными телероликами о вреде курения, исками к табачным кампаниям и подозрительным отношением страховщиков к курильщикам. Успехи были налицо - согласно исследованиям Национального Центра Статистики в 1999 году, почти половина опрошенных американцев заявили, что они бросили курить. Самое интересное, что это удалось сделать без глобальных повышений цен. По мнению социологов, пропагандистской компании и социальной рекламе удалось сыграть на чувствительной струнке американцев – быть ничем не хуже свое соседа.
Заядлых курильщиков начали добивать долларом – в 2002 году розничная цена пачки сигарет подпрыгнула более чем вдвое. Тем не менее, успехи антитабачной борьбы в 21 веке оказались скромнее – до сих пор продолжают курить около четверти американцев. Правда, большая часть из них либо пытается ограничить потребление сигарет, либо дымят от случая к случаю. Заядлых курильщиков в США не более 2-3% населения.
Антитабачные программы были экспортированы обратно в Европу в 70х, но в отличие от США массового отказа от курения не вызвали. Европейцы вновь продемонстрировали устойчивость к антиникотиновой пропаганде. Сломать привязанность к вредной привычке решили с помощью евро. В той же Германии стоимость сигарет с 2003 года поднимали 6 раз. В общей сложности акциз вырос на 70%. Неприятные сюрпризы начались сразу же. Уже после первых повышений стало ясно, что ожидаемых поступлений в бюджет не происходит. Наоборот, доход от продажи сигарет сократился почти на миллиард евро. Немцы же вовсе не торопилось расставаться с вредными привычками – за десять лет репрессий количество курильщиков сократилось максимум на 5%. В остальных странах Европы происходило то же самое. До сих пор активно дымит 25-30% населения ЕС.
Повышение табачного налога в отдельных странах ЕС привело к дисбалансу цен на сигареты в шенгенской зоне. К примеру, средняя стоимость пачки в Ирландии – 8 евро, а в Польше – менее 2. Результат не замедлил себя ждать - на этой разнице пытаются заработать все: жители Польши и Прибалтики, население сопредельных стран, где табак еще дешевле, и настоящая сигаретная мафия. Ее доходы астрономические – примерно 6 миллиардов евро ежегодно. Пачку сигарет на Украине, в Молдавии или в России можно купить за 20 центов, и продать в ЕС в 10 раз дороже.
Спрос рождает предложение – стоимость мини-фабрики, выпускающей 4 миллиона сигарет в сутки, составляет около 40 тысяч долларов. Затраты на нее полностью окупаются за 1.5 месяца. В Польше, Чехии и Венгрии расцвело подпольное производство, обеспечивающее ЕС контрафактом. Также к контрабандному обеспечению Евросоюза табаком подключились вполне легальные предприятия. К примеру, в Калининграде находится балтийская табачная фабрика, выпускающая сигареты Jin Ling. В России эта марка не пользуется особой популярностью, в пределах страны в год продается не более полумиллиарда сигарет. Между тем, предприятие ежегодно выпускает около 24 миллиардов.
Лидирует в подпольной торговле Прибалтика – после того, как ставки табачных акцизов в Латвии и Литве за 8 лет увеличились в 6.5 раз, 40% сигарет там стали выкуривать нелегально. На втором месте страна самых высоких в ЕС цен на табак – Ирландия. Контрафактный товар здесь составляет около трети рынка. На третьем месте законопослушная Германия – здесь мимо акциза проходит каждая пятая сигарета. Во Франции, по данным Japan Tobacco, наряду с ростом нелегального рынка до 13 % значительно увеличилось и число курильщиков.
Складывается впечатление, что российский Минздрав, собираясь поднять цены, рассчитывает в основном на сознательность граждан России и стран таможенного союза. А вот интерес ВОЗ к нашему повышению цен в целом понятен. По мнению профессионалов табачного рынка, за его требованиями стоят правительства европейских стран. Вместо повышения общественного здоровья они получили процветающий черный рынок, и теперь пытаются сделать контрабанду в ЕС невыгодной. То есть курить россияне, как и европейцы, само собой, не бросят – пачка сигарет за 220 рублей призвана переориентировать часть потока контрафакта с европейского на российский рынок.