Москва в акварельных зарисовках первой половины ХIХ века
Вернисаж акварельного пейзажа
Коллекция русской акварельной живописи из собрания Государственного Исторического музея (ГИМ) представлена на выставке, проходящей в залах школы акварели Сергея Андрияки в Москве. На вернисаже экспонируется более 140 работ художников первой половины ХIХ века – периода, когда акварельная живопись достигает своего наивысшего расцвета. В уникальной коллекции собраны работы как известнейших русских мастеров – П.Ф. Соколова, В.И. Гау, К.П. Брюллова, К.К. Гампельна, так и безымянных художников, а также иностранных живописцев, живших в России в начале – середине ХIХ века."Это наш первый опыт сотрудничества со школой акварели, – отметили на открытии вернисажа сотрудники музея. – Отбирая экспонаты на выставку, мы руководствовались лишь одним основным правилом – отбирали "жемчужины", поэтому в экспозиции представлено все самое лучшее, что есть в наших фондах". Более 80 процентов этих бесценных работ были бережно восстановлены руками российских реставраторов, вдохнувших в них "вторую жизнь".
Выставка отличается качественным многообразием: на ней удачно соседствуют написанные с виртуозным мастерством портреты, пейзажи с видами загородных и городских усадеб, а также редчайшие жанровые сцены, раскрывающие жизнь и быт москвичей этого безвозвратно ушедшего от нас времени.
Многие портреты, представленные на выставке, раньше украшали семейные альбомы известных августейших и дворянских семей – Великих княгинь Марии Николаевны, Александры Федоровны Романовых, Великого князя Константина Николаевича, И.А. Рибопьера, княгини В.В. Дашковой, графа В.Строганова, А.Д. Баратынского, княгини А.С. Урусовой, А.П. Голицыной и других. Надо отметить, что акварельные портреты в первой половине ХIХ века представляли собой неотъемлемую часть жизни дворянского общества. Они украшали интерьеры, хранились в альбомах или в специальных бюварах и сопровождали своего владельца во всех его путешествиях. Дань акварельному портрету отдали такие известные художники, как П.Ф. Соколов, К.П. Брюллов, В.И. Гау, К.К. Кампельн, и менее известные такие, как Н.И. Алексеев и И.А. Нечаев.
П.Ф. Соколов один из первых в полной мере оценил преимущества прозрачной акварели, отказавшись от применения белил и вводя естественный тон бумаги в живописную гамму своих произведений. К числу его несомненных шедевров относится представленный на вернисаже портрет Великой Княгини Александры Федоровны (1821) – будущей императрицы, супруги Николая I. Виртуозно выписанный воздушный перламутрово-жемчужный наряд августейшей особы контрастирует с холодным взглядом ее голубых глаз, создавая весьма неоднозначный образ. А вот в портрете В.Г. Строганова, созданного Соколовым в 1830-е годы – напротив, присутствует обратный эффект: блеск золотой кирасы и оружия, пышность шлема и бравая осанка несколько противоречат мягким чертам лица и томному взгляду блистательного кавалергардта.
Что же касается творений не менее известного художника В.И. Гау, то в его работах безупречное портретное сходство всегда гармонично сочетается с яркой декоративностью. Например, в портрете А.С. Урусовой (1839) – сестры Уварова, одного из основателей Исторического музея, – художнику удалось избежать салонной красивости, создав трогательный образ молодой романтичной особы. Чрезвычайно интересен созданный В.И. Гау в 1854 году портрет митрополита Св.Филарета, в 1944 году канонизированного Архиерейским собором в Москве. Изображение священнослужителя представляет собой редкость среди изобилия светских портретов. Надо отметить, что художнику удалось блестяще справиться с трудной задачей. Он не только передал красочность облачения митрополита, но и сумел создать образ этого умного и одухотворенного человека. Известно, что митрополит Филарет был не только выдающимся церковным деятелем, профессором богословских наук, он был знаменит и своими проповедями, за что получил прозвище "Московского Златоуста".
Весомый вклад в развитие акварельного портрета, а также архитектурного пейзажа внесли и много работавшие в России иностранные художники, такие, как И.Е. Вивьен, О.Кадоль, К.К. Гампельн, Ф.И. Кампорези, Дж.Кваренги и другие.
С неожиданной стороны представлено на выставке творчество глухонемого художника К.К. Гампельна – наряду с портретами впервые экспонируются отдельные листы из альбома с его жанровыми акварелями, среди которых есть весьма колоритная картинка, изображающая продавца лука и его покупателей.
Среди иностранных мастеров акварельного портрета, работавших в России, был и итальянец Л.Марта, пребывавший в России в 1840-е годы. На вернисаже представлены работы, выполненные этим великолепным живописцем, среди которых портрет доктора Н.Ф. Арендта (1842) – лейб-медика Николая I, лечившего А.С. Пушкина, раненного на дуэли с Дантесом.
Наряду с портретом значительное место в коллекции Государственного Исторического музея занимают виды городов, усадеб и так называемые "виды в комнатах" – интерьеры гостиных, кабинетов, детских в дворянских особняках и усадебных домах. Тщательно подобранная экспозиция на выставке позволяет проследить все этапы становления и развития жанра городского пейзажа в русском изобразительном искусстве, начиная с конца ХVIII века, когда наряду с иностранными художниками-видописцами начинают работать первые русские пейзажисты.
На выставке впервые экспонируется акварель с видом неизвестной московской усадьбы ученика С.Ф. Щедрина академика В.П. Причетникова. Особого расцвета этот жанр достигает в 1820-1850 годы. Именно в это время работают такие блестящие художники и акварелисты, как М.П. Воробьев, талантливейший ученик основоположника жанра городского пейзажа в России Ф.Я. Алексеева, как В.С. Садовников, В.Ф. Тимм, И.И. Шарлемань, К.П. Бегров и другие. На выставке представлены изображенные В.С. Садовниковым в 1843 году уютные, утопающие в зелени дачи в окрестностях Петербурга и типичное дачное общество того времени: дама с детьми, сопровождаемая гувернанткой и кормилицей, разъезжающие экипажи, бродячих музыкантов.
Большинство акварельных рисунков, подкупающих зрителя своей искренностью и непосредственностью восприятия мира, помогают почувствовать судьбу России от периода Русского Средневековья до пожара Москвы 1812 года и до эпохи Николаевского царствования.
Работы с изображением жанровых и бытовых сцен, а также редчайших исторических памятников, многие из которых сегодня не сохранились до нашего времени, позволяют зрителю открыть для себя совершенно иной образ столицы России. Это другая Москва – тихая, поэтичная и очень расположенная к человеку, это удивительно гармоничная атмосфера пушкинского времени со свойственной этому периоду спокойной созерцательностью, романтикой и изысканной красотой.
Уникальное собрание работ дает представление не только о творчестве петербургских мастеров, но и о работе московской художественной школы первой половины ХIХ века, которая сейчас практически неизвестна широкому зрителю. В эти годы в Москве находились три учебных художественных заведения, где при обучении молодых художников большое внимание уделяли работе с натуры именно в технике акварели. На выставке экспонируются работы преподавателей и учеников Дворцового архитектурного училища: И.А. Лаврова, И.Е. Вивьена, Д.С. Индейцева и П.А. Герасимова; Школы рисования (с 1860 Строгановское училище): А.Михайлова, Ф.И. Ясновского, Московского художественного класса, в 1844 году преобразованного в Училище Живописи и ваяния: К.Ф. Бодри.
Весомый вклад в развитие искусства акварельного пейзажа и в изобразительную летопись Москвы сделали иностранные художники. Акварель с видом Андреевской богадельни на Воробьевых горах дает наглядное представление о творчестве французского пейзажиста О.Кадоля, который провел в Москве около 10 лет, издав за это время в Париже альбом и две серии литографированных видов столицы России и ее окрестностей. Но особое внимание необходимо обратить на две акварели с видами Тверской заставы и Сухаревой башни, выполненные, как предполагают специалисты ГИМ, в 1780-х годах Фр.Кампорези, итальянцем по происхождению, архитектором, очень много строившим в Москве и ее окрестностях, автором известной серии видов города. Эти работы были сравнительно недавно приобретены Историческим музеем и впервые экспонируются на этой выставке.
Особую задушевную ноту вносят в обширную экспозицию скромные работы художников-любителей, которые с необычайной любовью и старательностью запечатлевали обстановку собственных комнат, зарисовывали в альбомы усадебные и городские пейзажи. Надо отметить, что первая половина ХIХ века – это время наивысшего расцвета художественного дилетантизма. Умение рисовать, работать кистью или карандашом было обязательно для каждого образованного человека. Именно поэтому практически в каждой дворянской семье можно было встретить домашнего учителя рисования. Иногда юные ученики впоследствии становились известными художниками, работающими достаточно профессионально, как, например, князь Г.Г. Гагарин. На вернисаже представлено несколько его работ: автопортрет, семейный портрет, выполненный им акварелью и карандашом, а также вид в комнатах неизвестного особняка.
Сюжетные рисунки представлены акварелью князя В.Салтыкова (1814 г.), также представленной на выставке впервые. Это живая зарисовка с натуры, представляющая отряд конных гусар. Художник-любитель явно больше внимания уделил экипировке бравых вояк и лошадям: гусары у него получились все на одно лицо, в то время как каждая из лошадей наделена своей характерной "физиономией".
В середине ХIХ века видовую акварель начинает активно вытеснять фотография, и лишь к концу столетия она вновь завоевывает свои позиции, но только теперь уже на другом уровне восприятия и отражения действительности.
Весьма примечателен тот факт, что выставка проходит в залах школы акварели, где сегодня продолжаются традиции старых мастеров и возрождается эта удивительная, редкая и поистине волшебная техника письма – акварель.
"Для школы Акварели эта выставка имеет важное значение, – отметил на открытии Заслуженный художник России Сергей Андрияка. – Ученики и преподаватели могут не только любоваться оригиналами, но и подробно изучать их. Полагаю, что эта выставка будет хорошим уроком и стимулом для новых творческих работ". Вернисаж продлится до 27 июня.