Можно ли оценить меру святотатства?
О ситуации вокруг здания Свято-Никольского храма в Бишкеке
В Киргизии в православной церкви разместили лавку и общественный туалет
В столице Киргизии, Бишкеке, старинное здание православной церкви превратили в картинную галерею, торговую лавку и общественный туалет.
«В году 1867 православные Пишпека выстроили временный храм из саманного кирпича во имя Святителя и Чудотворца Николая. Эта времянка служила прихожанам до 1886 года, когда на том же месте, благодаря долго копившимся средствам и крупному пожертвованию купца первой гильдии Николая Ивановича Иванова был воздвигнут каменный собор, а при нем деревянная колокольня с семью колоколами», - так начиналась история одного из первых православных храмов в Киргизии.
Купец первой гильдии Николай Иванов, потративший 55 тысяч рублей на благое дело, тогда и представить не мог, во что превратится храм спустя полтора века.
Годы советского безбожья вихрем пронеслись по стране. Не миновала горькая участь и Свято-Никольский храм во Фрунзе. В 30-е годы церковь была приговорена к сносу, но тогда за нее вступились киргизские художники Семен Чуйков и Гапар Айтиев.
В Киргизии сейчас оправдываются, что сначала сам Семен Чуйков, а впоследствии и Союз художников, произвели значительные архитектурные изменения в строении, поэтому нынешнее здание собственно не может считаться тем самым храмом.
Но историки говорят, что нужно было восстановить лишь кровлю, все остальное осталось нетронутым.
С 1935 года в здании бывшей церкви была размещена Киргизская государственная картинная галерея, а с 1974 года там располагался Киргизский национальный музей изобразительных искусств.
В первые постсоветские годы власти Киргизии обещали вернуть храм православной церкви. Об этом говорилось на встрече митрополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира с первым президентом республики Аскаром Акаевым.
После мартовского переворота 2005 года о возвращении храма говорил митрополиту и новый руководитель страны – Курманбек Бакиев. Но свои обещания киргизские власти не выполнили.
Между тем, Союз художников Киргизии объявил здание храма, являющееся архитектурным памятником XIX века, своей собственностью и начал в нем перестройку.
Было сооружено бетонное перекрытие, разделившее внутреннее пространство храма на два этажа, насквозь пробиты стены - для вентиляционных отверстий. В здании расположили офис, торговую лавку, часть галереи и общественный туалет. А на многочисленные письма Русской православной церкви, соотечественников, простых верующих и историков в адрес властей - с просьбой остановить святотатство, приходили в лучшем случае отписки.
Среднеазиатская епархия предложила Союзу художников совместное использование здания. Церковь предлагала разместить там часовню, где бы совершались моления.
Священники лишь просили, чтобы в картинной галерее, устроенной на месте храма, не выставлялись картины «аморального содержания» и был ликвидирован общественный туалет. Но художники ответили категорическим отказом, сказав, что они – «люди творческие и свободные и не могут подчинять себя требованиям общепринятой морали».
Председатель правления Союза художников Киргизии Таалай Курманов в своем ответе митрополиту Владимиру назвал решение ЦК ВКП(б) от 1935-го года о создании в здании Свято-Никольской церкви первой национальной галереи «исключительным даром времени».
Он также сказал, что, предлагая художникам совместное использование здания храма, Церковь тем самым дает понять, что «не уважает киргизское изобразительное искусство и культуру». А потому Союз художников Киргизии считает подобные требования неприемлемыми и «дающими пищу популистским идеологам, которым не чуждо разделение между людьми».
Отпиской отреагировала и администрация президента Киргизии, который в эти дни совершает официальный визит в Россию. Киргизские чиновники заявили, что якобы верующие Пишпека в 30-е годы прошлого века сами подарили властям города здание храма - для его последующего разрушения.
Для того, чтобы окончательно уничтожить архитектурный памятник XIX века осталось немногое – обшить снаружи стены храма алюкобондом, что предлагают сделать в Союзе художников. И тогда церковь повторит судьбу многих исчезнувших в Бишкеке памятников истории и культуры.
Стоит отметить и еще одну деталь. Как сообщили агентству в Госкомимуществе Киргизии, Союз художников не имеет прав на владение зданием бывшей Никольской церкви. Но киргизские власти внимания на этот факт тоже не обращают.
В материале Александра Евграфова всё, в общем-то, правильно изложено. Уточнить можно только то, что туалет в здании храма предполагается устроить не общественный, а для сотрудников офисных помещений, которые будут расположены (или уже расположены) на втором этаже изуродованного здания. Комнату для устройства туалета я видел своими глазами. Но вряд ли это очень существенно: туалет общественный, или частный. Разве можно оценить меру святотатства? Святотатство остаётся святотатством в любом случае.
Хотелось бы добавить ещё следующее. В Бишкеке, в отличие, скажем, от Астаны, катастрофическими темпами идёт уничтожение памятников истории и культуры. Под разными благовидными предлогами их сносят или перелицовывают так, что никогда не догадаешься, что здесь было. Здание Никольской церкви, наверное, уже последний и единственный такой памятник культуры русского народа, молчаливо и красноречиво свидетельствующий о созидательном пребывании его на прекрасной Киргизской земле.
Слишком многим хотелось бы переписать историю заново, по-своему. Представить русский народ здесь как некую малочисленную и малозначущую диаспору. И материализованные предметы русской культуры становятся препятствием этому процессу.
Об этом говорили, в частности, участники Рождественских чтений, которые уже второй год проводятся Бишкекской и Среднеазиатской епархией и Владимирским обществом поддержки образования и культуры в Кыргызстане при поддержке Посольства Российской Федерации в Кыргызской Республике. Как в прошлом году, так, особенно, в этом, тема Никольской церкви у участников чтений вызвала особую боль. В прошлом году было принято Обращение участников чтений о необходимости возврата здания Русской Православной Церкви, а в этом году единодушно было принято предложение о создании Комитета по спасению Никольской церкви в Дубовом парке города Бишкек.
Современный Кыргызстан стоит перед лицом ряда вызовов. И, наверное, из всего спектра проблем, с которыми мы столкнулись, необходимо выделить такую базисную задачу, как духовное возрождение страны. Сегодня именно процесс идентификации нации и страны в современном глобальном мире, определение национальных ориентиров развития в формате общенациональной идеи является залогом успеха всех экономических и политических процессов, происходящих в современном Кыргызстане.
Времена не выбирают, но в наших силах постараться изменить те условия, в которых будут жить наши дети и внуки. И сегодня все мы инстинктивно стараемся найти опору в исторической памяти – обычаях, символах и верованиях, традиционных для наших народов, во всем том, что составляет основу самобытной культуры. Более того, именно сегодня мы придаем этому особое значение и именно сегодня вопросы сохранения и развития культурного наследия, воспитание новых поколений в традициях своих народов становятся стратегической задачей всех современных государств.
Участники круглого стола обращаются к руководству страны с просьбой разрешить ситуацию, которая сложилась вокруг здания Свято-Никольской церкви, расположенного в Дубовом парке г.Бишкек. Ныне там находится галерея Союза художников республики. Когда-то решение о передаче здания церкви для обустройства выставки спасло само строение от уничтожения. Но сегодня сам факт нахождения в освященном и почитаемом всеми православными христианами республики месте общественного учреждения со всей соответствующей инфраструктурой унижает и оскорбляет их религиозные чувства и убеждения. Время, когда была решена судьба храма, отмечено печатью вражды и ненависти. И, к сожалению, подобные решения являются тяжелым историческим наследством для нас, для потомков. Исправить эти ошибки, вселить в души людей надежду и веру выпало нам. И сегодня мы являемся очевидцами такого гражданского покаяния по всему миру: истинным владельцам – верующим – возвращаются храмы, мечети и другие символы веры, являющиеся святынями для разных народов.
Мы убеждены, что общими усилиями, в диалоге можно и нужно разрешить эту проблему. И принятие взвешенного и объективного решения по дальнейшей судьбе здания Свято-Никольской церкви должно стать символом гражданского покаяния, уважения чувств верующих и укрепления дружбы между народами Кыргызстана.
По материалам сайта Русские в Казахстане