logo

Хлебные крошки

Статьи

Приднестровье
Молдавский разлив
Политика
Молдова и ПМР

Александр Галин

На острие геополитических интересов

Что принесут молдавские выборы Приднестровью?

Ситуация, складывающаяся сегодня в Молдове после повторных парламентских выборов, в результате которых большинство в высшем законодательном органе страны получила оппозиция, заставляет многих политиков и экспертов вновь обратить свои взоры на Приднестровье. Восьмилетнему единовластию коммунистов, по всей видимости, приходит конец, оппозиция неоднородна, партии, прошедшие парламент, имеют различные политические платформы – от центристских до праворадикальных. Впрочем, при этом все они имеют ярко выраженную прозападную направленность и, так или иначе, выступают за углубление отношений Молдовы с Румынией вплоть до объединения двух стран в рамках единого государства.

В таких условиях не случаен интерес политиков и аналитиков к Приднестровью. Эксперты пытаются прогнозировать дальнейшее развитие ситуации в регионе, так как политические трансформации в Молдове могут оказать влияние. При этом высказываются совершенно разные мнения, порой носящие ярко выраженный спекулятивный характер, относительно перспектив развития молдо-приднестровских отношений и роли тех или иных государств в урегулировании затянувшегося конфликта на Днестре.

Западные аналитики, сразу же после подведения итогов выборов, заговорили о том, что победа оппозиции открывает новые перспективы для демократизации Молдовы и разрешения молдо-приднестровского конфликта. Газета Frankfurter Allgemeine, в частности, пишет: "Результаты выборов можно назвать обнадёживающими… Если процесс демократизации в Молдавии будет продолжаться, то в долгосрочной перспективе это будет иметь последствия для населения в авторитарно управляемом сепаратистском регионе Приднестровья". Отбросив шелуху совершенно неоправданных трафаретов, типа "авторитарно управляемый сепаратистский регион", можно увидеть, что Запад по-прежнему надеется, что молдо-приднестровскую проблему можно решить путем создания в Молдове условий, которые будут привлекательны для жителей левобережья Днестра и вызовут желание объединиться с правобережьем. В последнее время ЕС сосредоточил усилия на продвижении этой идеи в жизнь. Но здесь могут возникнуть определенные проблемы. Их природу легко понять, если изучить историю молдо-приднестровского конфликта или, на худой конец, побеседовать с жителями ПМР, которые в полной мере познали в 1992 году, что такое молдавская "демократия".

Разумеется, есть на Западе и более сдержанные политики, полагающие, что молдо-приднестровский конфликт можно разрешить за столом переговоров в формате "5+2", правда, опять же, в пользу целостности Молдовы. За продолжение переговоров выступает и Приднестровье. Однако в Тирасполе считают, что в условиях не только политического, но и экономического давления со стороны Молдовы, которое продолжается с 2006 года, вести диалог невозможно. Как недавно заявил в интервью российской радиостанции "Эхо Москвы" министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак: "Мы исходим из того, что в любом случае переговоры должны продолжаться. Мы должны искать урегулирование молдавско-приднестровских отношений исключительно мирными политическими средствами. Поэтому конечно, такая пауза нас не совсем устраивает". Однако, по мнению Владимира Ястребчака, для возобновления переговоров: "нужны определенные предпосылки, которые могли бы наполнить работу реальным содержанием. Пока что действительно дальнейшее усугубление, нестабильность в Молдове, необходимость формирования новых властных структур, наконец, приход новой команды я думаю, что пока не дает оснований говорить о том, что в ближайшем будущем удастся возобновить эту работу".

Нестабильность в Молдове беспокоит и официальный Киев. Суть этой обеспокоенности заключается в том, что нынешнее руководство Украины опасается нестабильности на западных своих границах, а также усиления влияние России в Приднестровье. Так, весьма четко и однозначно официальную позицию Украины высказал советник главы Секретариата президента этой страны Вадим Карасев. По его мнению, "Приднестровье будет дезинтегрироваться от Молдовы еще больше. Приднестровье может дрейфовать в сторону изоляционистского анклава между Украиной и Россией, либо Приднестровье попытается оформить союзную унию с РФ. Как это сделала Южная Осетия и Абхазия. То есть, выборы в Молдове могут существенно изменить тренд и расклад в перекомпозиции постсоветского пространства". Как считает советник главы Секретариата президента Украины."Для Украины последствия понятны. Нестабильность возле границ. Это – тревожный прецедент с точки зрения будущего постсоветских моделей государственности. Если говорить о концептуальном вызове, то встанет вопрос о том, что делать с Приднестровьем. Вызовом для Украины будет, если результатом дезинтеграции Молдовы станет интегрирование Приднестровья в союзнические и оформленные отношения с РФ. Мы фактически получим ближайшего союзника на границах с военной составляющей и другими атрибутами".

Для нынешнего руководства Украины ситуация складывается достаточно двойственная. С одной стороны его не может не радовать победа прозападных сил в Молдове и поражение коммунистов, которые, во всяком случае, демонстрировали желание укреплять свои отношения с Россией, и позволяли себе скептические высказывания в адрес ГУАМ – организации созданной США именно с целью ослабления влияния России на постсоветском пространстве. С другой стороны, Киев понимает, что Приднестровье с приходом в Молдове к власти в массе своей откровенно прорумынской оппозиции, еще дальше будет дистанцироваться от правого берега Днестра, добиваясь признания независимости и еще большего сближения с Россией, которая, осознав, что надежды получить пророссийскую Молдову, а с ней и Приднестровье, несбыточны, может пойти на шаги, направленные на признание суверенитета ПМР. Чтобы не допустить этого, украинские политологи предлагают Киеву сыграть на опережение и добиваться того, чтобы Приднестровье было включено в сферу влияния Украины. Один из киевских аналитиков Андрей Данилов предложил "усилить дипломатическую и разведывательную активность на территории Приднестровья". Кроме того, Данилов советует украинским властям "заключить с Румынией некий "пакт Молотова-Риббентропа", разделяющий сферы влияния двух государств. Зоной интересов Румынии признать всю территорию Молдовы на запад от Днестра, а за Украиной "закрепить" территорию Приднестровья". То, что подобные предложения носят явно провокационный характер, понять несложно. Однако подобные провокации, как отмечает РИА "Днестр" вполне могут осуществляться "по просьбе сотрудников спецслужб с целью отследить и изучить ответную реакцию. К примеру, разобраться: вызовут ли резонанс в политических кругах Приднестровья намерения провозгласить регион "сферой особого влияния" Украины и ее спецслужб? Есть ли в Приднестровье сторонники подобного сценария, готовые на самом высоком уровне в случае необходимости оказать поддержку такого рода инициативам?" В любом случае, сегодня можно констатировать тот факт, что в украинском обществе начинают вызревать идеи возврата бывшей своей автономии в состав Украины. Никакой заботы о самих приднестровских гражданах речи в данном случае не идет. Украина заинтересована в другом, а именно в недопущении усиления российского влияния у своих западных границ.

Существует и другое мнение относительно развития молдо-приднестровских отношений. Его высказала лидер Прогрессивной социалистической партии Украины Наталия Витренко. Она считает, "что оппозиция в Молдове сформирует коалицию, получит своего премьера, в итоге своего президента, потому что часть коммунистов позже уйдет к оппозиции, и усилит ее влияние, и Молдова будет дрейфовать в сторону Румынии. Коль скоро это произойдет, конечно, им нужно будет расправиться с Приднестровьем. Самое оскорбительное для Украины то, что Украина, которая страдает от Румынии, теряет свои земли, свою территорию, тем не менее, под давлением Брюсселя и Вашингтона, власть Украины пойдет на сговор с Румынией против Приднестровья". Как считает Наталья Витренко: "Это будет сделано с одной стороны через блокаду Приднестровья, Украина устроит блокаду, не пропуская российские подкрепления. Также будет экономическая блокада, чем сразу же обескровят Приднестровье. А молдавские силы пойдут на силовой сценарий, чтобы уничтожить сопротивление Приднестровья. Расправятся с теми, кто не хочет быть в Румынии. Будет уничтожена самостоятельность Приднестровья, и большая Молдова пойдет открыто дрейфовать в сторону НАТО и Румынии", – полагает Витренко.

Разумеется, в Приднестровье никогда не сбрасывали со счетов возможность повторения попытки силового подчинения ПМР Молдовой. С приходом к власти партий праворадикального националистического толка, каковыми являются Либерально-демократическая, Либеральная и чуть в меньшей степени Альянс "Наша Молдова", исключать возможности новой агрессии Молдовы против ПМР не следует.

После проигрыша коммунистов, сегодня в России наступает определенное отрезвление. Впрочем, укрепление молдо-российских отношений было весьма условным. Кишинев не скрывал своих прозападных устремлений, целью которых, в конечном счете, являлось вступление в Европейский Союз, что, само собой разумеется, ставило бы крест на пророссийском векторе развития Молдовы. Единственно, что устраивало Москву – это постоянно декларируемый коммунистами нейтральный статус страны, что давало повод для надежд на отказ Молдовы от вступления в НАТО. Многие российские политологи сегодня заявляют о том, что поддержка руководством России коммунистов Молдовы было ошибочным шагом, который, в конечном итоге, может привести к обострению отношений между двумя странами. Ошибочным они считают и отношение России к Приднестровью в течение последних лет. Некоторые эксперты считают, что России нужно восстановить позиции России в Приднестровской Молдавской Республике, утраченные в результате поддержки Кремлем Воронина и "территориальной целостности Республики Молдова", а также общей пассивности России в регионе. В частности Сергей Колеров полагает, что "следует поставить перед новой молдавской властью вопрос о статусе Приднестровья, обратив внимание на следующие моменты: почти 20 лет существующую де-факто приднестровскую государственность; отсутствие у Кишинева каких-либо исторических и юридических оснований для претензий на территорию ПМР; абсолютное и постоянно подтверждаемое неприятие Тирасполем любых интеграционных моделей в рамках общего с Молдавией государства, подкрепленное результатами референдума о независимости 2006 года; полнейшую неэффективность и бесперспективность формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели). А также напомнить о том, что нерешенность вопроса о статусе Приднестровья ставит крест на всех европейских устремлениях Бессарабии, которые, если верить представителям оппозиционных партий, для них, в отличие от коммунистов, не пустой звук".

Подобного же мнения придерживается известный российский тележурналист и политолог Михаил Леонтьев. В частности, он отмечает, что "с самого начала прихода Воронина к власти произошло существенное изменение российской политики в отношении к Приднестровью. С этого момента приднестровский формат был выделен отдельно от ситуации, например, в Абхазии и Южной Осетии; и Россия предпринимала всяческие шаги, с одной стороны, к построению каких-то партнерских отношений с Ворониным. Приднестровское руководство все время убеждало, что Воронину верить нельзя, что он – обычный прозападный националист, и это подтвердилось. Россия не умеет и не хочет ставить на своих. Свои в этом конфликте – это только приднестровцы. Свои – это те, которые вообще являются пророссийскими, в самом прямом, нормальном смысле слова".

Вообще сегодня многие аналитики говорят о том, что России не следует заигрывать с Кишиневом, не пытаться всеми правдами и неправдами воссоздать нежизнеспособное территориальное образование, которое могло существовать только в рамках и условиях СССР, то есть объединить ПМР и РМ и таким образом вернуть Молдову в сферу своего влияния. Погоня за пресловутым журавлем не только не приносит желаемых результатов. Она еще может привести к тому, что синица, зажатая в руке, тоже будет потеряна.

Но пока это только мнения экспертов. А как будут развиваться события - станет ясно уже осенью.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie