logo

Хлебные крошки

Статьи

Автандил Рамиашвили

Начало оттепели или искусный пиар?

Президенты России и Грузии объявили о готовности к компромиссам и наступлении нового этапа в отношениях Москвы и Тбилиси

Недавний рабочий визит президента Грузии Михаила Саакашвили в Москву вполне можно считать началом в российско-грузинских отношениях нового периода, несущего в себе немалые потенциальные возможности. При том конечно условии, что эти возможности будут востребованы и использованы должным образом.

Как и ожидалось, этот визит, ставший своеобразным внешнеполитическим дебютом молодого грузинского лидера, не принес особых сенсаций и прорывов в разрешении накопившихся за многие годы проблем. В то же время в ходе встреч и переговоров М.Саакашвили с президентом В.Путиным и другими российскими руководителями был выработан новый, более прагматичный и деловой формат двусторонних контактов, а также заложены определенные основы для возможных реальных позитивных сдвигов в отношениях между Грузией и Россией.

Отправляясь в Москву, Михаил Саакашвили ставил перед собой вполне конкретные задачи. Среди них особое место занимали личное знакомство с президентом России (как сам Саакашвили сказал Путину "я приехал для того, чтобы с вами подружиться"), а также воздействие на российское общественное мнение в плане изменения представлений о Грузии, как враждебном, прозападном государстве, и формирования позитивного имиджа "новой Грузии" и ее молодого руководства. Не секрет, что многие в России считают Михаила Саакашвили прозападным и проамериканским деятелем, а потому довольно пессимистически оценивают перспективы российско-грузинских отношений.

Еще накануне своего визита в Россию Саакашвили сделал серию заявлений о том, что он хочет "заложить положительную тенденцию для будущего развития отношений" между двумя странами. Выступая в грузинском парламенте перед отъездом в Москву, он, в частности, сказал: "Я готов сделать все, чтобы положить конец постыдным отношениям с Россией, с которой у нас даже не заключен межгосударственный договор. Нужно искать и находить компромиссы, развивать сотрудничество". Не скупился Саакашвили на демонстрацию своего дружелюбия к северному соседу уже в ходе самого визита. Особо в этом плане можно выделить его выступление перед студентами МГИМО, в котором, президент Грузии, констатировав, что отношения между Россией и Грузией находятся на неприемлемом уровне, заявил, что "Грузии не нужна Россия как враг и противник, а нужна Россия как друг и союзник". Он также назвал своего предшественника Эдуарда Шеварднадзе "недоговороспособным" и выразил надежду, что сумеет наладить контакт с Москвой.

При этом Саакашвили заявил, что не является пророссийским президентом – так же, как и проамериканским, как о том говорят некоторые российские политики. "Я – грузинский президент, президент Грузии", – подчеркнул он. Одновременно грузинский лидер назвал "недопустимыми" высказывавшиеся российскими официальными лицами предположения о том, что "революция роз" в Грузии была устроена при поддержке США. По его мнению, Москва и Тбилиси "должны преодолеть пропагандистскую обстановку, которая действует в двусторонних отношениях".

Президент Грузии высказался и за наращивание экономического сотрудничества между Москвой и Тбилиси и, в частности, за выход грузинских товаров на российский рынок. При этом Саакашвили призвал Россию не бояться конкуренции на постсоветском пространстве, в частности, в Грузии: "Никто не сможет составить России конкуренцию в смысле влияния на наш регион". Он также сообщил о своем желании при возможности войти в экономические структуры и структуры безопасности Европы "вместе с Россией".

Активные дружелюбные реверансы грузинской стороны не остались незамеченными в Кремле. Открывая российско-грузинскую встречу на высшем уровне, президент России В.Путин отметил, что заявления, сделанные Саакашвили в Грузии, за границей и в ходе визита в Москву, – это "позитивный сигнал, направленный на возрождение российско-грузинских отношений". Как особо подчеркнул российский руководитель, "Мы испытываем к Грузии и грузинам особые чувства. Мы всегда идем навстречу Грузии, практически по любому вопросу". При этом он отметил, что это касается "и реструктуризации задолженности Грузии перед РФ, и поставок энергоносителей".

Михаил Саакашвили заявил в ответ что Россия – великая держава, Грузия же "…маленькая страна, и у нас свои интересы, своя гордость, но наша история связана с Россией". Как отметил грузинский президент: "Мы надеемся, что все вопросы будут решены – может быть, не сразу, но постепенно". Перед своей встречей с Путиным Саакашвили даже помолился в грузинской церкви в Москве за успех переговоров с Путиным.

Вообще, как отметили все наблюдатели, в ходе своего пребывания в Москве Саакашвили сделал очень много высказываний, которые не могли не импонировать российскому уху. Так, говоря об итогах своих переговоров с президентом России, грузинский лидер подчеркнул: "Подводя итог, скажу: ключ к нашей безопасности, к будущему экономическому процветанию страны мы видим именно в наших добрых отношениях с Россией. Это понимаю не только я, как президент Грузии, но и любая грузинская семья, любой гражданин Грузии. В этом же плане надо рассматривать и международные вопросы, такие, к примеру, как стремление Грузии интегрироваться в европейские структуры. Все эти вопросы мы намерены решать не в ущерб России, а вместе с Россией. Это главная формула, главный принцип. И мы будем строго их придерживаться".

В ходе четырехчасовых переговоров с президентом Путиным и последовавших за ними встреч с российскими министрами президент Грузии обсудил и основные наболевшие вопросы в двусторонних отношениях. Прежде всего, речь шла о выводе российских баз с территории Грузии, визовом режиме между двумя странами, таможенно-пограничных проблемах, проблемах Абхазии и Южной Осетии, военном присутствии США и НАТО в Грузии, а также о грузинской задолженности России размером в 157 миллионов долларов.

Основным итогом переговоров стало то, что грузинская сторона подтвердила выполнение обязательств, взятых Эдуардом Шеварднадзе на встрече с президентом Путиным в Сочи в 2003 году. Тбилиси обязуется приложить все усилия для взятия под контроль Панкисского ущелья и борьбы с перемещениями террористов, а также вместе с Москвой решать проблемы Абхазии. Причем, речь идет не о статусе этой республики, а о восстановлении сквозного железнодорожного сообщения, сохранении существующих трубопроводов и, возможно, строительстве новых. Российская сторона считает, что если экономическое положение Абхазии при участии Тбилиси улучшится, то говорить о статусе будет легче.

Стороны констатировали, что облегченный визовый режим Россией и Грузией в принципе возможен, но это требует более детальной проработки. Что касается срока вывода российских баз, то президенты России и Грузии договорились о том, что дадут "соответствующие поручения". Главная задача – вывести эти переговоры на двустороннюю основу, без какого бы то ни было вмешательства третьих стран. Саакашвили заявил, что вопрос баз не должен стать вопросом раздора в отношениях между двумя странами. Вопрос баз и военного присутствия России в Грузии напрямую увязан с подписанием "большого" рамочного договора между странами. Президент Путин дал предварительное согласие приехать осенью в Тбилиси для подписания рамочного договора и возможно совместно с Саакашвили покататься на лыжах. Россия подтвердила готовность обеспечивать Грузию энергоносителями и пойти навстречу просьбам Грузии об облегчении долгового бремени.

В ходе визита Саакашвили в Москву также впервые достигнута договоренность о сотрудничестве военных ведомств двух стран. В частности, Россия изъявила готовность на льготных условиях в рамках квот для стран СНГ обучать грузинских военнослужащих в российских военных вузах. Грузинская сторона в свою очередь выразила готовность организовать совместное патрулирование границы в Панкисском ущелье и обмениваться разведывательной информацией по действиям международных террористов.

По завершении визита руководители России и Грузии в целом высоко оценили его результаты, а Саакашвили даже провозгласил в российско-грузинских отношениях "наступление оттепели". Как полагает ряд международных обозревателей, несмотря на сложную геополитическую и геоэкономическую ситуацию на Кавказе и возросшую активность в регионе внешних игроков, у Москвы и Тбилиси все-таки есть шансы улучшить свои отношения.

Вопрос в том, насколько полно и с какими темпами достигнутые в Москве договоренности будут наполняться реальными делами. Во многом это будет зависеть от складывающейся ситуации в самой Грузии. Если Михаилу Саакашвили не удастся справиться с экономическими проблемами и коррупцией у себя дома, внутриполитический кризис в Грузии, несомненно, скажется и на отношениях с Россией, особенно если сюда вмешается Вашингтон. Любые же попытки силой решить проблемы Абхазии или Аджарии, либо "подтолкнуть" вывод российских военных баз сразу отбросят российско-грузинские отношения назад.

Настораживают российскую сторону и некоторые заявления, сделанные Саакашвили уже после возвращения из Москвы. Например, недавно он вновь заявил, что "вступление в НАТО является нашим основным внешнеполитическим приоритетом", а также, что "нам нужна такая армия, которой будут бояться наши враги и разного рода сепаратисты". В этом контексте утверждать, что в отношениях России и Грузии наступила оттепель, возможно еще преждевременно. Придется подождать дальнейшего развития событий.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie