Не допустить эскалации конфликта
В мышлении обоих соседних народов культивируется реваншизм
Армяно-Азербайджанский конфликт из-за принадлежности Нагорного Карабаха по числу жертв, разрушений, экономическому и моральному ущербу явился самым масштабным из всех межнациональных столкновений, происшедших на постсоветском пространстве. После подписания "Соглашения о бессрочном прекращении огня" в течение 17 лет опасность эскалации конфликта сохраняется, и в этой связи, задача противодействия любым действиям, ведущим к новой войне в регионе, является сегодня чрезвычайно актуальной.Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха своими корнями уходит в средневековое прошлое. И у каждой из сторон здесь своя правда. По данным армянских историков, Нагорный Карабах (древнеармянское название – Арцах) в раннем средневековье входил в состав Армении. Азербайджанские же историки утверждают, что Карабах – одна из древнейших исторических областей Азербайджана, а термин "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад).
Однако, как бы там ни было в средневековье, в 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. И когда 20 августа 1988 года депутаты НКАО приняли решение "О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении, в Азербайджане все забурлило, закипело и выплеснулось в протесты, демонстрации, митинги, погромы и потоки беженцев. А после принятия в сентябре 1991 года законодательным собранием НКАО декларации о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики (НКР), а 10 декабря 1991 года после высказывания на референдуме 99,98% населения Нагорного Карабаха за полную независимость от Азербайджана, началась "горячая фаза" конфликта – Азербайджан военной силой попытался удержать Карабах. В свою очередь армянские отряды самообороны при поддержке Еревана и армянской диаспоры других стран отстаивали независимость края.
Наиболее трагичной страницей развязанной Азербайджаном войны явились обстрелы и бомбардировки столицы Нагорного Карабаха г. Степанакерта, которые осуществлялись тремя способами: системами залпового огня "Град", дальнобойными орудиями и штурмовой авиацией ВВС. Обстрелы длились 9 месяцев. По городу ежедневно выпускалось до 400 реактивных нарядов. Уже через неделю после начала бомбардировок центральная часть Степанакерта превратилась в груду развалин, а через несколько месяцев с лица земли была стерта большая часть города.
В военной кампании против Нагорного Карабаха правительство Азербайджана использовало все доступные средства, включая большое количество иностранных наемников. Среди них было до двух тысяч моджахедов из Афганистана и боевики из Чечни, возглавляемые впоследствии террористом Шамилем Басаевым. Воевавшие в Азербайджане исламские наемники несколько позже стали частью террористической сети Аль-Каиды.
Военные действия были дополнены блокадой НКР со стороны Азербайджана, в результате чего в республике начался голод и вспыхнули эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний. Больницы края были переполнены ранеными и больными.
Однако тяжелое положение не сломило народ НКР. В ответ на агрессию Азербайджана, карабахцы организовали героическую оборону, пошли на неслыханные жертвы в борьбе за право жить на своей исторической родине и строить суверенное государство. Понятно, выстоять и победить им помогла Республика Армения, которая фактически вступила в войну с Азербайджаном.
В итоге, армия Азербайджана вынуждена была отступить, а правительство - подписать с Арменией и НКР "Соглашение о бессрочном прекращении огня", которое вступило в силу в полночь 12 мая 1994 года. С подписанием данного соглашения де-юре закончилось самое масштабное по числу жертв, разрушений, экономическому и моральному ущербу межнациональное столкновение на постсоветском пространстве.
Но де-факто война между Азербайджаном и Арменией в 1994 году не закончилась. Вот уже в течение 17 лет после официального прекращения боевых действий сохраняется опасность эскалации конфликта, а сегодня идея войны в регионе прямо "витает в воздухе". Как отметил 19 мая на прошедшей в Ереване конференции "ОДКБ и Южный Кавказ: перспективы мира и безопасности в регионе" генсек ОДКБ Николай Бордюжа, "обстановка здесь чревата обострением на фоне усилившейся в последнее время воинственной риторикой Азербайджана,…сохранение такого напряжения чревато возобновлением вооруженного конфликта в любой момент".
При этом в Азербайджане порождено множество мифов, которые используются различными силами для искаженного представления национально-освободительного характера борьбы армян Нагорного Карабаха за естественное право свободно жить на своей земле. В частности, последствия навязанной карабахцам Азербайджаном и им же проигранной агрессивной войны выдается официальным Баку и его союзниками за "агрессию Армении" и оккупацию ею 20% азербайджанских территорий (Нагорный Карабах и 7 прилегающих к нему районов). В Баку утверждают, что войска Армении в ходе агрессии разрушили и разграбили 877 населенных пунктов на азербайджанской земле, убили 18 тысяч и ранили более 50 тысяч азербайджанцев. Еще один миф. На обывательском уровне многие в Азербайджане искренне убеждены, что их страна проиграла войну не карабахским армянам, и даже не "Армении – агрессору", а, оказывается, …России.
Справедливости ради следует сказать, что и в Ереване есть политики, которые считают приобретенные на поле боя территории недостаточными, не отвечающим и исторической справедливости. Одним словом, в мышлении обоих соседних народов культивируется реваншизм, который не дает спокойно жить и мешает развитию как той, так и другой стороне почти во всех важных сферах жизни – от экономики до прав человека и демократии, и превращает их в пешек в геополитических играх ведущих держав по усилению влияния в регионе.
Продолжающийся конфликт оборачивается огромными человеческими страданиями одновременно и беженцев, лишившихся своих домов и своего имущества, и населения приграничных районов, живущих в постоянном страхе нового кровопролития. Каждый год от нарушений соглашения о прекращения огня продолжают гибнуть десятки молодых людей, азербайджанцев и армян. В целом – ситуация "ни мира, ни войны" порождает среди людей региона страх, ненависть, нетерпимость и агрессию, а потенциал конфликта, а значит и возможности его эскалации, постоянно увеличивается.
В основе продолжающегося конфликта лежит стремление Азербайджана всеми силами вернуть утраченные 20% земли, а Армения декларирует, что защищает интересы Нагорного Карабаха как суверенной республики. Причем в настоящее время карабахский кризис приобрел характер войны на истощение. Азербайджан и Армения реально напрягают весь социально-экономический, военный и информационный потенциал для достижения победы на карабахском фронте.
В сложившейся ситуации задача урегулирования конфликта, противодействия любым попыткам его эскалации, ведущей к новой войне в регионе, представляется архиактуальной. По мнению многих экспертов, в чем их поддерживает большое количество местной политической элиты, основной путь к урегулированию конфликта – поиск компромиссов в соблюдении интересов как Азербайджана, так и Армении. Обеим сторонам следует проявить политическую волю, мудрость и протянуть друг другу руку дружбы, помириться и начать жить дружно. Причем идея компромисса завоевывает все большую поддержку в гражданском обществе обоих государств, бизнес-секторе, среди интеллектуальной элиты.
По мнению многих экспертов, ключом к урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта является и консенсус между государствами – участниками переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ, о чем говорит и местная политическая элита, возлагающая надежды именно на внешнее влияние на процесс урегулирования со стороны России, ЕС, Турции, США, Ирана. К сожалению, интересы этих стран в регионе не всегда совпадают, что осложняет достижение консенсуса между ними. В связи с этим, для выработки единого мнения всех участников переговорного процесса нередко приходится прибегать к формату ООН, ОБСЕ и т. д.
Скажем, особую позицию занимает Турция, которая пытается придать карабахскому конфликту религиозный характер, по типу событий в Боснии и Герцеговине, что может привести к эскалации военных действий в регионе, а не их предупреждению. Опасность позиции Турции возрастает, если учесть ее попытки получить поддержку у США, используя свое членство в НАТО. Тем более, что позиция США не вызывает оптимизма у сторонников стабилизации обстановки, так как она обвиняет Армению в агрессии и эскалации карабахского конфликта. В этом контексте, особое значение и одним из необходимых условий для развития устойчивого мирного процесса вокруг Нагорного Карабаха является нормализация армяно-турецких отношений, к чему в настоящее время созданы хорошие предпосылки.
По мнению экспертов, очень важно, чтобы во всех переговорах и процессах подписания договоров участвовала Нагорно-Карабахская Республика. Отказ от привлечения руководства НКР к процессу отрицательно скажется на его эффективности и может поставить под сомнение легитимность соглашений, достигнутых без его участия. Тем более, что вопрос официального признания НКР международным сообществом – дело времени. НКР уже сегодня имеет свои представительства в Австралии, Германии, России, США, Франции и Ливане. Самые тесные политические, экономические и военные связи НКР имеет с Арменией, получает от нее постоянную всестороннюю помощь и поддержку.
Первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Владимир Казимиров считает, что для предупреждения эскалации конфликта необходимо нанести идейное поражение реваншистам всех мастей в карабахской проблеме. В этом контексте заслуживает внимания вышедшая во Франции книга "Нагорно-Карабахский конфликт, справедливый мир или неизбежная война: исторический, геополитический и правовой взгляд". Автор книги Фазиль Зейналов, исследователь Центра стратегических исследований Азербайджана, внес существенный вклад в понимание ситуации на Южном Кавказе, того, что происходило и происходит в Нагорном Карабахе. В целом, книга имеет большое значение в деле предупреждения дальнейшей эскалации конфликта и справедливого решения данной проблемы.
Понять истину происходящего помогают высказывания многих политиков и общественных деятелей. Скажем, вице-спикер Палаты лордов Великобритании Керолайн Кокс в ходе парламентских дебатов по международным проблемам отметил: "Не существует ни моральных, ни исторических оснований для признания Карабаха частью территории Азербайджана. Во всякой войне нарушения прав человека совершаются с обеих сторон. Однако в данном случае существует постоянная асимметрия, которая позволяет утверждать, что истинным агрессором в этой войне является Азербайджан".
Активную позицию в противодействии любым действиям, ведущим к эскалации карабахского конфликта, занимает Россия, ее политическое руководство. Россия заинтересована в сохранении "статус–кво" в регионе, в сохранении стабильности и дальнейшем прогрессе в разрешении карабахской проблемы. Активизации процесса по урегулированию конфликта во многом способствует личные усилия президента РФ Дмитрия Медведева, который регулярно встречается с президентами Армении и Азербайджана, как на двухсторонних встречах, так и в формате трехсторонних встреч по обсуждению актуальных проблем региона и выработке взаимоприемлемых решений. 11 июня 2011 года министры иностранных дел РФ Сергей Лавров, АР Эльмар Мамедъянов и РА Эдвард Налбандян провели в Москве очередную встречу, на которой удалось сблизить позиции по ряду ключевых вопросов урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.
В целом, по словам посла России в Азербайджане Владимира Дорохина, Россия делает все возможное для того, чтобы конфликт был урегулирован. "В результате усилий международного сообщества сейчас есть шанс на серьезные договоренности, и Россия сделает все, чтобы этот шанс был использован", - заявил В.Дорохин.
К сказанному выше остается добавить, что в 2012 году на территории Армении пройдут учения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, организации, в которой республика играет активную роль и которая, согласно Договору, обязана защищать территориально-экономическое пространство стран участниц Договора совместными усилиями от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов и природных катастроф.