logo

Хлебные крошки

Статьи

Сергей Прангишвили

Не воспринимаю себя в Москве иностранцем…

Актуальное интервью с "некабинетным" дипломатом

Мысли у порога кабинета

Входя в Посольство Республики Армения, представляясь и предъявляя документы охране, сначала понимаешь, что находишься уже на территории иностранного государства. И тут же, спустя мгновение, ощущаешь, что ты – у себя дома, что ты здесь не чужой, что тебе здесь рады. Ощущаешь по приветливой предупредительности встречающего сотрудника Посольства, по любопытным взглядам бойкой стайки выпускниц московских армянских школ, только что получивших из рук Посла аттестаты о среднем образовании, по энергичному рукопожатию руководителя одного из ключевых ведомств Республики Армения, с которым судьба свела и сдружила нас много лет назад.

В том, что представляет из себя занятость Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Армения в Российской Федерации, убеждаешься сразу, с первых шагов по уютному, овеянному романтическими легендами особняку прославленного рода Лазаревых, где располагается сегодня дипломатическое представительство молодого независимого государства. Несмотря на отсутствие даже намека на какую-либо суету, чувствуется, что здесь кипит работа: на днях ожидалось прибытие в Москву премьер-министра и министра иностранных дел Армении. Ревниво поглядывая на спешащих по своим делам сотрудников посольства, я, учитывая это обстоятельство, приготовился было к томительному ожиданию. Но в кабинет Посла меня приглашают в тот самый момент, когда стоящие в приемной старинные часы начинают отбивать назначенное для интервью время…

Хозяин кабинета

Признаться, я тщательно подготовился к встрече с Послом Армении в России господином Арменом Смбатяном. Из архивов "Союзной Газеты" и бесед с информированными друзьями, я узнал, что мой собеседник – выпускник двух факультетов консерватории. Что до своего нынешнего назначения он успел поработать гендиректором музыкальных программ на телевидении и председателем Армянского общества дружбы с зарубежными странами, в течение двух лет возглавлял на родине министерство культуры. Что он профессор и супруг очаровательной москвички Елены, покинувшей столицу вслед за молодым студентом консерватории, чтобы спустя 22 года вернуться сюда уже женой посла. Отец двоих сыновей, старший из которых сейчас учится в аспирантуре и готовится заниматься проблемами финансов, а младший является стипендиатом Фонда Спивакова и подает большие надежды, как скрипач. Что он представитель той славной когорты дипломатов, которые кабинетной работе предпочитают живое общение, только…

Только достаточно было хозяину посольского кабинета выйти из-за стола мне навстречу, как я понял, что решительным образом ничего не знаю об этом симпатичном человеке, в глубине мудрых и уставших глаз которого светились искры прирожденного юмора.

– Я рад возможности ответить на вопросы, интересующие читателей "Союзной Газеты", пользующейся авторитетом и спросом не только в русской общине Армении, но и у многих русскоязычных жителей моей страны, – начал нашу беседу господин Смбатян после завершения протокольной церемонии знакомства. – Мне особенно приятно отметить, что наша встреча происходит на абсолютно благоприятном фоне, складывающемся сегодня в армяно-российских отношениях…

"Мы вошли в мир через русский язык"

– Мне бы не хотелось продолжать нашу беседу в хрупком русле эмоций и набивших оскомину выражений, типа многовековая русско-армянская дружба, братство единоверных народов и так далее, – развивает свою мысль Армен Багратович. – Общеизвестна роль России в сохранении и развитии армянского народа, нашей веры, государственности, культуры, наконец. Не секрет и то, что во все времена россиянин, Россия для любого армянина ассоциировалась не только с искренним уважением и любовью, но вполне конкретным чувством безопасности.

Для небольшого народа, земли которого веками раздирали многочисленные захватчики, Россия не просто родственная по вере и культуре страна-освободительница. Это еще и государство, в котором находится частичка сердца каждого армянина, любящего свою родину. Поэтому, наверное, вы не найдете в нашем моноэтническом в целом и моноязычном, казалось бы, государстве хоть одного человека, кто не знал и не любил бы русскую культуру, русский язык.

Собственно говоря, мы вошли в мир через русский язык, и значимость этого факта трудно переоценить. В этом, если угодно, проявляется тот самый армянский прагматизм, который делает прогнозируемой внешнюю политику нашего государства и который вызывает уважение даже у тех, кого трудно заподозрить в симпатиях к Армении. Тем не менее, не это, на мой взгляд, главное достояние развивающихся армяно-российских отношений, будущее которых лежит, повторюсь, не в области эмоций, но во взаимном интересе, в стратегической, военно-политической, экономической выгоде, если угодно.

Наша страна уважает важнейшие приоритеты Российской Федерации, разделяет их, что подтверждают конкретные и хорошо известные факты и события новейшей истории наших стран, и, по моему глубочайшему убеждению, именно это должно определять качество межгосударственных отношений в нынешнем прагматичном мире.

– Господин Посол, в последнее время в прессе появилось немало статей, авторы которых утверждают, что Армения получает от России большие дивиденды, что только по линии 2,5-миллионной армянской диаспоры в РФ из России в Армению ежегодно перекачивается порядка 2 миллиардов долларов…

– Впервые слышу подобные цифры! – искренне улыбается мой собеседник. – Не думаю, чтобы они хоть в малой мере соответствовали результатам того тщательного мониторинга, который осуществляется российским Минфином. Простите, но я не стану оппонировать и тем с позволения сказать журналистам, этические нормы которых позволяют им выполнять чей-то заказ и дают повод сравнивать публицистику с другой древнейшей профессией… А вот насчет места и роли армянской диаспоры в России скажу…

Родина или Отчизна?

– Авторитетные исследователи в области национальной психологии давно отмечали известный дуализм армянского характера. С одной стороны, в какой бы стране ни родился армянин, он с раннего детства испытывает тяготение к своей исторической Родине, поддерживает связи с живущими в Армении родственниками, стремится хотя бы раз в жизни посетить землю своих предков. С другой стороны, и это постоянно отмечают лидеры тех стран, где проживают достаточно многочисленные армянские диаспоры, живущие за рубежом армяне не просто отличаются трудолюбием и лояльностью, но прилагают максимальные усилия для того, чтобы быть полезными той стране, той Отчизне, гражданами которой они являются. Полагаю, что есть смысл разобраться именно в таком дуализме, хотя бы ориентировочно подсчитать, какую лепту вносят армяне в процветание того или иного государства.

– Армен Багратович, но ведь не все представители армянской диаспоры в России являются гражданами нашей страны…

– Совершенно верно! По нашим данным, численность граждан Армении в современной армянской диаспоре в России значительно уступает численности армян – граждан РФ.

– Какое участие принимает армянское посольство в деятельности армянской диаспоры в России?

– Минимальное! – улыбается господин Смбатян моему недоумению. – Перед дипломатическим представительством Республики Армения в России не стояла, не стоит и не может стоять задача проведения работы с гражданами пусть даже союзной нам державы! Законодательно определенное регулирование их личной, общественной и иной деятельности относится к исключительной компетенции российского государства, хотя, естественно, мы не можем оставаться безучастными к тем отдельным проблемам культурного, просветительского, гуманитарного характера, с которыми к нам обращаются граждане РФ – армяне по национальности. Но это, скорее, исключение, чем правило. Сегодня, например, вы своими глазами наблюдали встречу с выпускниками армянских школ Москвы; мы никогда не отмахивались от предложений наших соотечественников принять участие в том или ином праздничном или юбилейном мероприятии… А вот конкретную и целеустремленную работу с пребывающими на территории Российской Федерации гражданами Республики Армения мы, несомненно, ведем.

– В чем, если не секрет, заключается такая работа?

– В этом нет никакого секрета. Важнейшим направлением нашей работы с
гражданами Армении, временно пребывающими в Российской Федерации, является бумажная работа…

"Бумажная работа"

– Разъяснительная, консультативная, правовая помощь гражданам – одна из приоритетных задач нашего посольства, – развивает свою мысль Посол. – Я уже говорил о том, что сегодня пришло время перейти от эмоциональных к рациональным подходам к развитию армяно-российских отношений. И в этом плане самая искренняя любовь к России не освобождает наших граждан, желающих реализовать себя в этой стране, от обязательного исполнения российского законодательства. А это значит, что нашей прямой обязанностью является информирование приезжающих в Россию граждан Армении о неукоснительном выполнении принятого российскими миграционными, правоохранительными и иными органами порядка пребывания, регистрации, трудоустройства и так далее. И это тем более важно, что абсолютное большинство приезжающих сюда армян все еще не воспринимают Россию зарубежным государством…

– А как к данной проблеме относитесь Вы сами?

– Честно? – открыто и обезоруживающе смеется мой собеседник. – Двойственно. Являясь твердым и убежденным сторонником примата права над нормами традиций, обычаев, я сам (да поймут и простят меня мои ереванские руководители!) все еще не воспринимаю себя в Москве иностранцем. Здесь учились, познакомились и женились мои родители, здесь я встретил и полюбил свою супругу, здесь учится мой старший сын… Полагаю, что со временем нынешний характер отношения армян к России может претерпеть изменения, что заставляет нас работать с известным упреждением, хотя сегодня я усматриваю в этом немалый потенциал…

– Армен Багратович, согласитесь, что сегодня налицо и со своего рода обратная сторона дезинтеграции нашей некогда единой страны. Молодежь наших стран практически ничего не знает о друг о друге…

– Согласен, – совсем тихо говорит армянский посол…

Есть ли будущее у моральной интеграции?

– В советские времена мы не просто рождались, воспитывались, формировались как личности и жили в единой стране, – говорит А.Смбатян. – Историю и культуру друг друга нам преподавали в школе и вузе, выходцы из разных союзных республик служили, учились, работали, женились в соседних республиках, мы имели неограниченные возможности ездить друг к другу… На моральную интеграцию той общности людей, которую было принято называть советским народом, работал мощный государственный аппарат, средства массовой информации, повседневная жизнедеятельность сотен тысяч людей. Сегодня всего этого нет, и только слепец или безумец способны усмотреть в подобном положении вещей исключительно положительные аспекты. Полагаю, что, лишившись объективных последствий этой самой моральной интеграции, мы очень много потеряем. И дело не в том, что (не приведи Господь!) придет время, когда армянам придется общаться с русскими посредством переводчика. Потери коснутся такой чрезвычайно важной сферы, как единая ментальная база, общность взглядов, пристрастий, суждений… Предвидя ваш следующий вопрос, оговорюсь: наше посольство сегодня делает все от него зависящее, чтобы ресурс моральной интеграции продолжал работать в интересах развития взаимовыгодных армяно-российских отношений. С чувством глубокого удовлетворения хочу отметить, что наша позиция разделяется нынешним российским руководством, выгодно отличающимся своим прагматизмом…

Невзирая на чрезвычайно загруженный график работы и очевидную усталость посла, я еще долго злоупотребляю вниманием и долготерпением интересного собеседника, знания которого (в том числе в области русской культуры!) представляются поистине энциклопедическими, а потом, спохватившись, прощаюсь…

Мысли за порогом кабинета

Спохватившись, я прощаюсь и покидаю здание посольства, думая о том, каким огромным ресурсом развития российско-армянских отношений являются люди, подобные Армену Багратовичу Смбатяну. И радуюсь тому, что те российские дипломаты в Армении и других странах СНГ, с которыми я общался, в чем-то схожи с моим собеседником. Ответственностью. Знаниями. Кругозором. Искренней заботой о развитии взаимовыгодных отношений с теми странами, где они служат. Любовью к своей Родине…

Когда я вышел из посольства, на улице стоял редкий по меркам нынешнего московского лета теплый вечер. Уже двинувшись в сторону метро и погружаясь в домашние заботы, я вдруг остановился. Какая-то сила заставляет меня оглянуться на только что оставленный особняк. В окнах посольства горел свет. Там продолжала кипеть работа…

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie