
Нижнегрязевские "помещики"
Тамбовская деревня встречает переселенцев хлебом-солью
Сосновский район - самый живописный в Тамбовской области. Едешь по шоссе - по одну сторону стеной стоит сосновый бор, по другую - березовые рощи. "Столица" района - Сосновка - считается поселком. Но для меня поселок - нечто безликое, вроде фабричной слободы. А Сосновка с ее справными деревенскими домами, садами и веселыми палисадниками больше похожа на богатое село.В Сосновке несколько школ, дом культуры, Сбербанк. Есть даже Народный музей и памятник, воздвигнутый в честь работников милиции. Но... приглашают на жительство людей не сюда, а в соседнюю деревню с характерным, вызывающим улыбку чисто русским названием - Нижние Грязи. Это всего-то в 7 километрах. Обстановка здесь не такая богатая, но есть и свои плюсы. Нижние Грязи когда-то процветали. Народ работал на местной птицеферме и горя не знал. Но птицеферму в эпоху экспорта "ножек Буша" закрыли, и люди помоложе стали разъезжаться. Целые улицы опустели - дома продаются за сущие гроши. Добротные кирпичные - за 100 тысяч рублей, а те, что поплоше, - за 60. Вот сюда-то и рискнули перебраться три русские семьи из азиатских республик СНГ.
Сменили казахскую степь на русский лес
Мы заглянули к первым новоселам - Светлане и Виктору Денисовым, приехавшим из Казахстана. Они всего как два месяца на новом месте. В их доме четыре небольшие комнаты и кухня. Все завалено вещами: контейнер с мебелью пока не пришел. Но Виктор, мастер на все руки, соорудил детям двухъярусные кровати и книжные полки. Он уже работает в агрокомплексе в Сосновке, к трем часам дня возвращается домой - осенью и зимой на селе рабочий день короток. Есть время на домашние дела. Накануне Денисовым привели на двор колхозную корову. За буренку надо заплатить 10 тысяч рублей с рассрочкой на год. Это дешево - Денисовы уверены, что за полгода на одном молоке долг легко погасят. Светлана к дойке привычная - они с мужем люди деревенские. А планы у них большие - отремонтировать дом и хозпостройки, поставить баньку. И главное - распахать огород. Земли за домом - с гектар.
"Приезжайте года через два - посмотрите, как мы тут все устроим!" - приглашают супруги.
Денисовы своим выбором очень довольны. Трое их детей учатся в девятилетке здесь же, в Нижних Грязях, а дочь-старшеклассницу школьный автобус возит в среднюю школу в райцентр. На рейсовом автобусе на работу в Сосновку отправляется и Виктор. Собирается купить велосипед. "Буду ездить с ветерком! Тут такая красота вокруг! У нас в Казахстане степи сплошные, а здесь леса богатейшие, луга! Дети как увидели, сразу сказали - все, остаемся!" - с воодушевлением рассказывает Виктор. - Я вечером сяду на крылечко - звезды яркие, а тишина такая, что в ушах звенит. И так хорошо на душе! Нет, я нашу деревню даже на Сосновку не променяю", -признается хозяин.
- Ну а как вас местные встретили? - спрашиваю у Денисовых.
- Как родных! Сразу понесли нам и молоко, и картошку, и пироги! Все спрашивают, чем помочь.
- Так местные же рады, что по улице наконец ребятишки бегают! - вступает в разговор Николай Иванович Апенов, начальник местной службы занятости (он сопровождает нас в поездке по району).
В этот момент во двор к Денисовым зашла соседка с ведром нарезанной тыквы. Пока сено не подвезли, пусть буренка лакомится.
Первое впечатление - шок
Следующий наш визит к многочисленному семейству Шалаевых - они перебрались из Киргизии, сразу три поколения. В их доме одна комната - гостиная - уже блещет свежей отделкой и полностью обставлена. Два мальчика и две девочки смотрят детскую передачу по телевизору. Каникулы!
- Как вас в школе приняли, не обижают? -спрашиваю ребят.
- Нет, - дружно мотают они головами, - мы уже со всеми подружились!
Единственное, что беспокоит родителей, - в здешней школе программа намного сложнее. Придется ребятам догонять, особенно по английскому. "Учителя помогут, - заверил Апенов. - Я уже переговорил с директором, чтобы новичкам уделили особое внимание".
Евгения Шалаева вспоминает первый день, точнее, первую ночь в деревне:
- Зашли мы в нежилой нетопленый домишко. Кругом запустение, я схватилась за голову и кричу: "Поехали назад!"
- Так и было, - смеется Николай Иванович. - Я ее успокаиваю, мол, вы тут только переночуете, утром приедут хозяева - возьмете ключи от другого дома, деревню посмотрите.
Назавтра от былой паники не осталось и следа. Дом, который предложили Шалаевым, оказался просторным и добротным, с водопроводом и паровым отоплением. "А ремонт вам здесь за 50 тысяч такой отгрохают, какой в Тамбове в 500 тысяч встанет", - подбадривает Николай Иванович.
Думали о будущем детей
Мужчин Шалаевых мы не застали - они тоже трудятся в колхозе. Говорим "колхоз" по старинке, а вообще речь идет о крупном коммерческом хозяйстве "Союз-Агро-плюс". В Киргизии Сергей и Анатолий Шалаевы подвизались на стройках в Бишкеке. Бывало по-всякому: когда есть заказ, когда нет, а могли и вовсе "кинуть" - не заплатить за месяц работы.
Но главное - учреждения, документацию, преподавание в школе стали переводить на киргизский язык. После вуза русским выпускникам вакансию не найти - везде нацкадры. Тревога за будущее детей и заставила семью принять трудное решение о переезде.
- Родственники и знакомые отговаривали: мол, куда вас несет? Вас там пожгут со всем вашим скарбом! - рассказывает Дарья Шалаева. - А нас встретили с открытой душой. В Киргизии люди другие - более замкнутые. Вот весной к нам родные оттуда приедут, посмотрят, как мы устроились...
- Пусть тоже к нам переезжают, - обрадованно восклицает Николай Иванович. - Деревня-то и оживет! И старушкам нашим радость - появятся наконец мужики, которые и крылечко поправят, и проводку починят.
Примем всех!
Апенов не скрывает, что очень доволен переселенцами, все они люди непьющие, трудяги, владеют нужными на селе специальностями. За год в район переехали девять семей.
- Всех устроили! - с гордостью говорит Николай Иванович. - Мы рассмотрели уже 80 анкет и никому не отказали. Сейчас делаем евроремонт в здании бывшего ПТУ, где будет Центр временного размещения переселенцев. Есть у нас банк домов, выставленных на продажу.
Николай Апенов не скрывает, что безработные в районе есть. В прошлом году закрыли местный маслозавод: молока теперь в районе надаивают всего 15 тонн в день вместо прежних 65. На грани закрытия и спиртзавод - под Тамбовом построили другой, более мощный. Значит, скоро придется трудоустраивать еще 130 человек. Заброшенных угодий, как 10 лет назад, в Сосновском районе больше нет, и в этом году здесь собрали рекордный урожай зерна - 160 тысяч тонн, да вот беда: закупочные цены на пшеницу упали вдвое против прошлого года - с 8 до 4 тысяч за тонну. Но при этом хлеб не подешевел!
- Так зачем же людей приглашать, раз свои кадры не при деле?
- Это смотря какие кадры, - объясняет Апенов. - Квалифицированные и ответственные без работы не останутся. К тому же мы собираемся сделать большой рыбопитомник, будем красную рыбу разводить, много строим жилья.
-А каковы зарплаты?
- Невелики - 8-10 тысяч, однако в страду до 20 тысяч и выше. Но у нас многие дополнительно на грибах хорошо зарабатывают - в сезон возят боровики и в Тамбов, и в Москву. Если у кого своя корова есть - молоко в той же Сосновке раскупают на ура. А москвичи ездят к нам за мясом, за луком.
Заработать можно -если работать
Оптимизм районного начальства разделяет и начальство областное. Начальник Управления занятости населения Михаил Сергеевич Филимонов, с которым мы беседовали перед отъездом из Тамбова, уверен, что нынешний кризис не вечный, и аграрный край переживет его легче, чем промышленные регионы.
- В производстве сейчас везде спад, сокращение кадров, а продовольствие всегда будет нужно и цены на него в мире растут, - убеждает Филимонов.
- Техника же на селе сегодня современная. Абы кого за новый комбайн не посадишь. Хорошие механизаторы, токари, газосварщики, опытные водители - на вес золота в любом хозяйстве. Нужны и учителя в малокомплектные школы. Мы подготовили целый список востребованных профессий. И если человек настроен заработать, то и на селе это возможно.
Через пару дней после нашей встречи Филимонов отправился в Казахстан - "вербовать" соотечественников на жительство в тамбовские села. А позже, не исключено, и в Ригу приедет.
P.S. Aвтор благодарит сотрудника Управления занятости населения Тамбовской области Светлану Камневу за радушный прием и помощь в организации поездки.
Русский век, №7 (20) июль 2009 г.