logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Взгляд
Россия

Александр Горбенко

Новости воздушно-космической, противоракетной и противовоздушной обороны

На страже Родины

Система раннего предупреждения о ракетном нападении России (ПРН) в настоящий момент проходит ускоренное перевооружение. Это связано как с необходимостью создания замкнутого радиолокационного поля системы ПРН и ВКО (Воздушно-космической обороны), так и с появлением новых угроз, которые потребовали новых технических решений для их нейтрализации. Вот как охарактеризовал эти угрозы Генеральный конструктор Системы ПРН Сергей Федотович Боев в недавнем интервью:


«Нельзя не учитывать, что состав военных угроз безопасности нашей страны в настоящее время существенно изменился. В первую очередь это связано с тем, что у вероятного противника появились или находятся на завершающей стадии разработки стратегические системы высокоточного оружия - БР с управляемыми боевыми блоками, стратегические крылатые ракеты (СКР), гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), которые по уровню прогнозируемого ущерба и влиянию на стратегическую стабильность становятся сопоставимыми с ракетно-ядерным оружием. В этих условиях информационная составляющая системы ВКО должна приобрести новое качество - кроме задач предупреждения о ракетном нападении, она должна быть способной решать задачу предупреждения высшего руководства страны о массированном применении СКР и ГЗЛА, в том числе в условиях усложнения целевой и помеховой обстановки в зонах действия информационных средств РКО. Здесь будет очень полезен опыт, который накоплен нами при создании загоризонтных РЛС. Эти станции могут стать составной частью информационно-разведывательной системы дальнего обнаружения крылатых ракет, гиперзвуковых летательных аппаратов и их носителей».


Несмотря на то, что степень готовности некоторых из перечисленных угроз далека от завершающей стадии (подробно программы вероятного противника рассматривались в статье «Оружие на новых физических принципах»: мифы и реальность. Часть 3: Русская гиперскорость»), это не значит, что они не будут реализованы никогда. И готовиться к этим угрозам нужно уже сегодня.


Построена система ПРН на двух эшелонах – группировки спутников раннего предупреждения и наземных сверхмощных надгоризонтных и загоризонтных радиолокационных станциях. Космический эшелон ПРН был введён в эксплуатацию относительно недавно. Первая серия спутников наблюдения за местами пусков на территории противника начала работу с 1982 года и окончательно сформирована запуском девятого космического аппарата только в 1987 году. Система имеет название «Око». В дополнение к ней, с 1991 года реализовывалась программа «Око-1», которая позволяла вести наблюдение не только за стартовыми площадками на территории противника, но и за всеми потенциально опасными районами суши и мирового океана. Технические возможности спутников второй серии существенно выше, чем у первого поколения. Для обновления группировки с 2001 по 2008 годы запущено четыре новых спутника системы ПРН. Дальнейшее развитие первого эшелона ПРН будет строиться на принципиально новых платформах космического базирования.


Система наземных радиолокационных станций ПРН имеет более давнюю историю. Первые загоризонтные РЛС типа «Днестр-М» и «Днепр» были построены ещё в 60-х годах прошлого века. В 70-х их дополнили РЛС противоракетной обороны Москвы типа «Дунай», интегрированные в общую систему. В 80-х годах для противодействия стратегическим крылатым ракетам и средствам нападения, выполненным по технологии «Стелс», в районах городов Печора и Габала были возведены станции нового поколения, типа «Дарьял». Также в общую систему ПРН включены станции контроля космического пространства сантиметрового диапазона типа «Дон-2Н». Первая из них, находится под Москвой и работает в интересах противоракетной обороны, вторая, построена на территории Казахстана для решения задач противокосмической обороны. Возможности этих станций были наглядно продемонстрированы в 1994 году. Тогда американцы с целью выявления возможностей своей и российской ПРО, проводили эксперимент под названием «Одеракс». Главной целью эксперимента была калибровка радаров LRIR и орбитальных средств обнаружения ODAS. Но параллельно, было предложено поучаствовать нам (конечно, для борьбы с космическим мусором). Тогдашнее руководство так свято верило в окончание военного противостояния, что согласилось. С американского Шаттла запускались микрообъекты, в одном из пусков – металлические шарики диаметром 15, 10 и 5 см. Американские средства обнаружения смогли зафиксировать только первые два объекта, а станция «Дон-2НП» обнаружила и выдала параметры всех трёх на дальности свыше 2 000 км.


Также, после ликвидации РЛС «Днепр» в Латвии, чтобы закрыть брешь в обороне на западном направлении, на территории Белоруси (в Барановичах) в 2002 году была достроена ранее законсервированная РЛС нового поколения «Волга». Это уже принципиально новая система на твердотельных элементах с возможностью перестройки частоты в широком диапазоне волн и работы в 2 частотных диапазонах одновременно. Она способна в секторе 120 град. по азимуту, следить за пусками ракет на дальности более 5000 км и вести наблюдение за космическими объектами размером в несколько миллиметров на любой из орбит. Один из лучших в мире вычислительных комплексов, позволяет по зафиксированному пуску мгновенно рассчитать предполагаемую траекторию с обновлением расчетов после коррекции цели в секундный промежуток времени.


Однако, новые угрозы требуют новых технических решений. Такие решения в области радиолокации найдены, но техническое перевооружение имеющихся средств осложняется объемом строительных, монтажных и пусконаладочных работ – сверхмощные РЛС представляют собой огромные сооружения, начинённые сложнейшей техникой. Скажем, строительство «Дон-2НП» потребовало 30 тысяч тонн металла и 50 тысяч тонн бетона, к тысячам помещений, было проложено 20 тысяч километров кабеля, сотни километров водопроводов (для охлаждения аппаратуры необходимы различные типы воды различного качества, состава, температуры).


Поэтому для скорейшего обновления наземных средств ПРН, была создана технология высокой заводской готовности (ВЗГ), которая предусматривает проектирование, изготовление и испытания конструктивно законченных компонентов РЛС непосредственно на предприятиях. Новые передающие системы, позволяют отказаться от сложных в эксплуатации систем водяного охлаждения. На месте дислокации производится только сборка из унифицированных и готовых к работе модулей. При этом в разы сокращается время строительства комплекса. И, кроме того, возможности станций можно менять в зависимости от назначения и поставленных задач, путем замены или изменения количества модулей. Это же позволяет легче модернизировать существующие станции. Новое поколение РЛС создаются на основе цифровой интеллектуальной фазированной антенной решётки (ЦИФАР) – которая является новейшим научно-техническим достижением, и возможности которой серьёзно превосходят образцы предыдущих поколений. Например, возможности станции «Воронеж-М», работающей в метровом диапазоне (в Лехтуси, Лен. области) достаточны для того, чтобы контролировать по дальностям и по высотам всё северо-западное ракетоопасное направление, включая северный полюс, север Африки и Атлантику вплоть до Восточного побережья США. Кроме станции в Лехтуси, заступившей на боевое дежурство в феврале этого года, имеются две станции «Воронеж-ДМ» (дециметрового диапазона) в Краснодарском крае (начала работу в 2009 году) и в Калининградской области (работает с прошлого года). Под Иркутском возводится станция «Воронеж-ВП» (многодиапазонная, «ВП» - обозначает «высокопотенциальная», ввод в строй в этом году), строительство однотипных станций ведётся в Республике Коми, в Мурманской области, модернизируется модулями ЦИФАР станция в Габале на территории Азербайджана. Вероятно, подобные станции будут построены в районе Енисейска, на Дальнем востоке, на Алтае. Кроме стационарных РЛС, ведутся работы по созданию на основе технологии ЦИФАР мобильных станций.


Помимо радиолокационных средств, задачи ПРН и ВКО решаются у нас оптико-электронными комплексами (подробнее о них в статье «Оружие на новых физических принципах»: мифы и реальность. Часть 1: Русский лазер»). Здесь нельзя обойти вниманием серьёзную работу, проводимую сейчас в Алтайском оптико-лазерном центре (АОЛЦ). Этот комплекс начал функционировать в 2004 году, как часть сети оптико-лазерных комплексов войск Воздушно-космической обороны. Сейчас там ведётся строительство лазерного телескопа диметром 312 см. и массой 85 тонн, который станет самым большим лазерным телескопом в Евразии, уступая (только по диаметру зеркала, но не по возможностям и мощности) лишь американской оптической станции на горе Халеакала, при этом имея в разы меньшую стоимость. Сейчас ведется постройка технических сооружений, а в Москве начинается монтаж главного зеркала. Установка будет поставлена на боевое дежурство в 2014 году, после серии испытаний.


Помимо задач ПРН и ПРО, проводятся работы в рамках масштабной программы «Арктика». Поскольку арктическое направление следует считать одним из опаснейших по различным неядерным средствам нападения, в Радиотехническом институте имени А.Л. Минца ведутся работы по созданию системы наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в Арктике, которая будет включать и полный контроль 200-мильной арктической зоны России, который в настоящее время осуществляется лишь частично. Также в 2012 году в радиотехнические полки соединений ПВО Войск воздушно-космической обороны будет поставлено около 20 новейших радиолокационных комплексов. Среди них обновлённые «Гамма-С1М», «Подлёт», «Каста-2.2», а также несколько различных модификаций станции «Небо».


После принятия решения о закупке в дополнение к комплексам ПВО С-400 комплексов С-300В4 (подробней – «Переоснащение ПВО: запасной план и не забытое новое») в апреле на полигоне Капустин Яр прошли его успешные испытания. Это тем более серьёзный успех, что новые средства комплекса изготовлены под требования заказчика с нуля всего за два месяца!


Ещё одна приятная новость по средствам ПВО пришла из области новых ЗРК морского базирования. В интервью «Ведомостям», гендиректор концерна «Алмаз-Антей» Владислав Меньщиков сообщил, что флотский комплекс «Полимент-редут» проходит цикл испытаний, которые должны завершиться уже в этом году:


 «…для их полноценного завершения нам нужен носитель комплекса в море. В этом году, по всем оценкам, испытания должны быть завершены. Ракеты изготовлены, они есть, ждем выхода в море».


 ИА Русские Новости

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie