logo

Хлебные крошки

Статьи

Белорусский форпост
Общество
Белоруссия

Андрей Геращенко

Партизанский край

Великая Отечественная война стала стержнем белорусского самосознания

После распада Советского Союза в Белоруссии в отличие от других постсоветских государств очень бережно отнеслись к исторической памяти. Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко, сам воспитанный в детстве на идеалах партизанского движения и героике военных лет, продолжил традицию уважительного отношения к истории Великой Отечественной войны, заложенную ещё при П.М. Машерове.

Партизанский командир, дважды раненный в боях, Герой Советского Союза, Пётр Миронович Машеров стал первым секретарём ЦК компартии Белоруссии в марте 1965 года. Для него всё, что было связано с Великой Отечественной войной, имело глубинный смысл. Уже на второй год своего руководства БССР П.М. Машеров инициировал создание Кургана Славы. 19 августа 1966 года было принято постановление ЦК КПБ о сооружении монументально-скульптурной композиции «Курган Славы» под Минском в память о героизме советских солдат и офицеров, жертв, понесённых Белоруссией, а также в честь победы в Великой Отечественной войне.

П. Машеров одним из смыслов своего руководства видел создание мемориалов, которые должны были закрепить память о Великой Отечественной войне на века.

Благодаря его личному вниманию и инициативе были созданы замечательные мемориалы - Брестская крепость, Хатынь, Центральный музей Великой Отечественной войны, партизанский музей Батьки Миная, Курган Славы.

Чудовищные злодеяния творили фашисты на белорусской земле. О масштабах этих злодеяний свидетельствуют бесстрастные и, вместе с тем, жуткие цифры. Из 9 200 населённых пунктов, разрушенных и сожжённых гитлеровцами в Белоруссии, 5 295 они уничтожили вместе со всем или частью населения в ходе карательных операций. Из общего количества уничтоженных деревень 3% было уничтожено в 1941 году, 16% – в 1942 году, 63% – в 1943 году, 18% – в 1944-м. Жертвами нацистской политики геноцида и выжженной земли в Белоруссии стали 2 млн 230 тыс. человек, уничтоженных за три года оккупации. Погиб каждый третий житель Белоруссии.

Памятники войны сразу же затмили в Белоруссии памятники периода революции, которые отошли на второй план и как-то померкли, потому что вовсе не революция, а именно Великая Отечественная война стала стержнем национального белорусского самосознания.

Идеология гордого и непокорного партизанского края была главенствующей. В этом смысле советский патриотизм и коммунистическая идеология в Белоруссии имели свою специфику. Партизанское движение скрепило кровью русско-белорусское единство. Многие из красноармейцев, выходцев из России, влившихся в ряды партизан, впоследствии остались в Белоруссии на постоянное место жительства. Война изменила Белоруссию навсегда.

Думается, во многом это обстоятельство объясняет нынешний белорусский феномен, когда только Минск, в отличие от других столиц СНГ, последовательно стремится к сближению с Москвой. После распада страны ситуация в Белоруссии была принципиально иной, нежели в других бывших республиках СССР. Героика войны, на которой базировались главные ценности белорусского самосознания, не была затронута сколь-либо серьёзно в годы перестройки, и именно она стала основой для российско-белорусских интеграционных процессов.

Антисоветизм и русофобия не прижились в Белоруссии потому, что они были противоестественными для партизанского, военного сознания белорусов.

Сразу после распада СССР к белорусским националистам надолго приклеился ярлык «недобитых полицаев», потому что они ратовали как раз за то, против чего с оружием в руках воевала Белоруссия в 1941-1945 годах.

В этом, собственно говоря, и заключается разница ситуации в Белоруссии и, например, на Украине, где, к сожалению, получили широкое распространение идеи необандеровцев, хотя на той же Украине была военная героика – партизаны Ковпака, молодогвардейцы, подпольщики Крыма.

…В Белоруссии на протяжении всего периода оккупации действовали 199 партизанских бригад, 14 партизанских полков (997 отрядов) и 258 отдельных партизанских отрядов, в которых насчитывалось 374 тыс. бойцов; скрытые же партизанские резервы достигали 400 тыс. человек. Наряду с этим в подпольных организациях и группах насчитывалось свыше 70 тыс. человек, в том числе 10 тыс. сотрудников агентурной разведки. Действия партизанских отрядов и соединений наносили ощутимый ущерб гитлеровским армиям на Восточном фронте, серьёзно препятствовали снабжению вражеских войск и поставке воинских резервов, отвлекали на себя значительные силы вермахта.

Партизаны оказали значительную помощь Красной Армии в освобождении Белоруссии.

Необходимо отметить, что оккупанты контролировали только 40% территории БССР, на 60% действовала советская власть.

У фашистов в буквальном смысле горела под ногами белорусская земля. С июня 1941 по июль 1944 года партизаны Белоруссии вывели из строя около 500 тыс. военнослужащих оккупационных войск, чиновников администраций, вооруженных колонистов и их пособников (из них 125 тыс. человек – безвозвратные потери). Они разгромили 948 вражеских штабов и гарнизонов, 29 железнодорожных станций, подорвали и пустили под откос 11 128 вражеских эшелонов, 34 бронепоезда, взорвали, сожгли и разрушили 819 железнодорожных и 4 710 других мостов, разрушили более 300 тыс. рельсов, свыше 7 300 км телефонно-телеграфной линии связи, сбили и сожгли на аэродромах 305 самолётов, подбили 1 355 танков и бронемашин, уничтожили 438 орудий разного калибра, подорвали и ликвидировали 18 700 автомашин, 939 военных складов. За тот же период белорусские партизаны взяли следующие трофеи: орудий – 85, миномётов – 278, пулемётов – 1 874, винтовок и автоматов – 20 917.

Общие безвозвратные потери белорусских партизан в 1941-1944 годах, по неполным данным, составили 45 тыс. человек (то есть в три раза меньше, чем у противника). Партизаны, ведя непрерывные бои, спасли тысячи мирных граждан от уничтожения и угона в фашистское рабство. Именно так война воспринималась в то время большинством белорусов.

…После изучения всех возможных вариантов мемориал Курган Славы было решено возвести на 21 километре трассы Минск-Москва в Смолевичском районе Минской области. Здесь в июле 1944 года во время крупнейшей наступательной операции «Багратион» войск 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов при активной поддержке белорусских партизанских бригад и соединений 105-тысячная немецкая группировка попала в окружение и была ликвидирована 11 июля 1944 года. 30 сентября 1966 года на месте будущего Кургана прошёл митинг, в котором приняли участие как жители Белоруссии, так и представители всех городов-героев СССР, много ветеранов войны и партизанского движения из всего Советского Союза.

В основание будущего Кургана была заложена памятная плита, в которую вмуровали капсулу с наказом к последующим поколениям свято чтить память о прошедшей войне и проявленном героизме нашего народа, быть настоящими патриотами.

После этого примерно в течение года уточнялись детали, проектировались элементы мемориала.

П.М. Машеров всегда очень основательно подходил к выбору как проектов сооружаемых мемориалов, так и мест для их расположения. Он старался принимать оптимальные решения как с точки зрения предполагаемых затрат и эстетико-исторического эффекта, так и удобства места расположения для обозрения и посещения. При этом Петр Миронович внимательно знакомился с доводами специалистов и порой менял свои же решения после того как убеждался, что приведенные аргументы заслуживают внимания.

Над будущим Курганом работал авторский коллектив – скульпторы А. Бембель, А. Артимович, архитекторы О. Стахович, Л. Мицкевич, инженер Б. Лапцевич. Андрей Бембель был опытным и успешным скульптором, работал в области станковой и монументальной скульптуры. Он был автором рельефов Дома правительства и Дома офицеров в Минске, горельефа «9 мая 1945 года» для Монумента Победы на площади Победы в Минске, одним из авторов мемориала Брестской крепости. Москвичам его творчество знакомо по памятнику Д.И. Менделееву, который установлен перед зданием химического факультета МГУ.

В ноябре 1967 года началось само строительство, сразу же превратившееся во всенародное.

К месту будущего Кургана Славы приезжали многочисленные делегации ветеранов войны, белорусов, жителей других республик Советского Союза, молодёжь, дети. Каждому хотелось, чтобы в основание мемориала попала и горсть земли, брошенная его руками. Привезли сюда и землю из всех советских городов-героев - Москвы, Ленинграда (с Пискарёвского кладбища), Волгограда (с Мамаева кургана), Севастополя, Одессы, Киева, Брестской крепости-героя. Привозили с собой пакетики с родной землёй и гости Белоруссии из других, самых разных мест нашей необъятной Родины. Это был сплошной поток автобусов, машин и десятков тысяч людей. Дальше к работе подключились грузовики и экскаваторы.

Машеров внимательно следил за работой и вникал в детали. Впрочем, он предпочитал не вмешиваться в решения специалистов и лишь выбирал лучшее, на его взгляд, из предложенного ими. Но в двух случаях Пётр Миронович всё же сказал своё решающее слово. Он настоял на том, чтобы возводимый Курган был выше кургана под Ватерлоо и, таким образом, подчеркивал величие подвига советского народа. Ещё одной проблемой была устойчивость ступеней. Нельзя было ни в коем случае допустить, чтобы они съезжали вниз по склонам Кургана, а если бы такое произошло, чтобы была возможность быстро привести всё в порядок. В итоге винтовые лестницы, ведущие к вершине, по сути, спроектировал лично Машеров, каждая ступень в них закреплена независимо от других. В самом центре Кургана находится столбовой фундамент глубиной 30 метров, надёжно сохраняющий устойчивость насыпи. Для укрепления склонов применён специальный дёрн, устойчивый к размывам и оползням. Весь проект практически был рассчитан на века.

Открытие Кургана Славы состоялось 5 июля 1969 года. Общая высота мемориала вместе с памятником на вершине холма составила 70,6 метров, при этом высота самой насыпи – 35 метров. Диаметр основания кургана - 100 метров.

Ввысь устремились четыре штыка, облицованных титаном. Каждый штык символизирует один из фронтов, освобождавших Белоруссию - 1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский.

Высота каждого из штыков – 35,6 метра.Она почти совпадает с высотой холма, поэтому пропорции памятника и насыпи удачно сочетаются, образуя единое целое. Штыки у основания окружает кольцо Славы с бронзовыми барельефами советских воинов и партизан.

На внутренней стороне кольца Славы мозаикой выложена надпись: «Армии Советской, Армии-освободительнице - слава!». Основание обелиска украшают изображения орденов Отечественной войны и Славы. Вокруг Кургана от его подножия к вершине по спирали поднимается две тех самых бетонных лестницы, которые спроектировал П.М. Машеров. В каждой из них по 241 ступени.

Курган Славы произвёл очень сильное впечатление на современников. Многочисленные зимствования тех или иных элементов при сооружении памятников, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, впоследствии широко практиковали архитекторы и скульпторы по всему Советскому Союзу. Два самых известных были исполнены в 1974 году - в Витебске частично повторили сам памятник, установив на площади Победы монумент «Три штыка», символизирующий единство партизан, красноармейцев и подпольщиков. А на въезде в Зеленоград был открыт памятник-монумент «Защитникам Москвы». Там также на придорожном кургане установили памятник, состоящий из трёх сомкнутых сорокаметровых штыков, символизирующих стойкость трёх воинских частей – стрелковой, танковой и кавалерийской.

С Курганом Славы связана и одна любопытная история. В 1972 году Курган в сопровождении Петра Машерова посетил Фидель Кастро.

Осмотрев мемориал и окрестности, команданте неожиданно шагнул за пределы ступеней (у лестниц нет перил) и стал спускаться прямо по склону, по влажной траве. Машеров был озадачен таким экстравагантным поступком кубинского гостя, но, некоторое время поколебавшись, последовал вслед за ним. Тогда точно так же, прямо по траве, стали спускаться и многочисленные сопровождавшие их лица.

Курган Славы хорошо виден со всех сторон с проходящих мимо автомобильных трасс. Здесь обязательно проезжают и прилетающие в Белоруссию пассажиры минского аэропорта. Даже те, кто уже не раз видел мемориал, проезжая мимо, восклицают: «Смотрите – Курган!» И все невольно поворачивают головы в ту сторону, где в небо взметнулись штыки… Так и было задумано в своё время П.М. Машеровым.

Курган Славы включён в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Приближается 9 мая и совсем скоро по лестницам Кургана Славы поднимутся непрерывные вереницы людей с цветами и венками в руках. Всё меньше среди них ветеранов, да и подняться на вершину многие старики не в состоянии. Они обычно смотрят на поднимающуюся по лестницам молодёжь, вспоминают былое...

Конечно, не всё так просто в Белоруссии. И у нас есть люди, которые не прочь поставить под сомнение героическое прошлое белорусского народа, обвинить не фашистов, а именно партизан в массовой гибели населения – дескать, партизаны специально провоцировали оккупантов на карательные акции, чтобы заставить белорусов уходить в леса. И с каждым годом такие голоса, требующие пересмотра итогов войны, и опирающиеся на западные гранты, звучат всё громче и назойливей, такой «правдой» о войне наполнены белорусский интернет, оппозиционные газеты, напечатанные за границей книги. Всё это рассчитано, в первую очередь, на молодое поколение, для которого отгремевшая война – далёкая история. Но слишком дорогую цену пришлось заплатить белорусам за своё освобождение от коричневой чумы, и партизанская Белоруссия пока сопротивляется всему этому потоку грязи и лжи.

Вряд ли П.М. Машеров заглядывал так далеко. Он, пожалуй, и подумать не мог, что с Советским Союзом станет то, что случилось спустя всего десять лет с небольшим после его смерти. Но значение пережитого Белоруссией и белорусами Пётр Миронович понимал как никто другой.

Надо отметить, что А.Г. Лукашенко не только сохранил то, что досталось ему от авторитетного предшественника, но и постоянно стремится расширить сеть военных мемориалов.

При нынешнем белорусском руководителе построены знаменитые музейные комплексы – Буйничское поле и Линия Сталина, заканчивается строительство нового, современного Центрального музея Великой Отечественной войны в Минске.

Все памятники и мемориалы военного времени в Белоруссии поддерживаются в надлежащем состоянии и при необходимости оперативно реставрируются государством.

Был отреставрирован в 2004 году и Курган Славы. В его повторном открытии после реставрации принял участие и белорусский президент. Рядом с курганом появилась площадка с образцами советской военной техники времён Великой Отечественной войны: тяжёлые танки Т-10 и ИС-3, самоходная установка «ИСУ-152», лучший танк Второй мировой войны Т-34, 57, 76 и 85 мм орудия.

И Курган Славы гордо возвышается над окрестностями, напоминая о самой страшной в истории человечества войне и мужестве народа советской страны. Мемориал обеспечивает историческую преемственность поколений. Именно такие памятники служат надеждой на то, что строящееся Союзное государство России и Белоруссии будет наполнено реальным содержанием и не останется лишь громкой декларацией.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie