Партнерство против России
Об антироссийском характере партнерства Грузии и Украины
Провозглашенный недавно конец "многовекторности" украинской внешней политики, против ожидания, не вызвал в Москве особенного резонанса. Между тем Киев официально объявил о начале процесса, "конечной целью которого является вступление страны в НАТО". Такое решение принял Совет национальной безопасности и обороны Украины. На последней встрече Владимира Путина и Леонида Кучмы эта проблема не поднималась – во всяком случае, об этом ничего не известно. Комментарии российских политиков не очень-то соответствовали серьезности момента. Так, по мнению председателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Рогозина, "заявление украинских руководителей очень скоро станет предметом для политических спекуляций и анекдотов", а сама затея по вступлению Украины в НАТО приведет к краху альянса.Многие аналитики совершенно справедливо отмечают, что рвение украинских политиков и их надежды на причисление страны к "золотому миллиарду" нелепы, а выгоды от вступления в НАТО, мягко говоря, неочевидны. Представляется, однако, что реальные шансы Украины стать в скором времени (председатель СНБО Евгений Марчук отводит на это десять лет) полноправным членом НАТО не столь важны, сколь так откровенно объявленные украинским руководством внешнеполитические приоритеты. И тут уж не анекдоты сочинять следует, а плакать горькими слезами. Курс Киева на евроатлантическую интеграцию означает дальнейшее снижение роли СНГ, и без того дышащего на ладан, как субъекта международной политики. Москва же, похоже, продолжает оставаться безучастным наблюдателем происходящего – ни заявлений, ни изменения протекционистской по отношению к соседям экономической политики.
Соседи же зря времени не теряют. В последние месяцы заметно активизировались контакты Украины и Грузии в рамках ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) – межгосударственного союза, имеющего откровенно антироссийскую направленность. Государственные деятели обеих стран зачастили в гости друг к другу. Визиты эти имеют, как правило, большой резонанс в информационном поле. Например, недавняя поездка председателя грузинского парламента Нино Бурджанадзе в Киев освещалась местной прессой как событие почти что мировой значимости. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из обилия пространных интервью с г-жой спикером, помещенных наиболее влиятельными политическими СМИ Украины.
В одном из них Нино Бурджанадзе подробно разъясняет, какого рода вопросы стоят сейчас на повестке дня в отношениях между Украиной и Грузией. Один из них – возможная замена российских миротворцев в Абхазии украинскими, против чего категорически возражает абхазская сторона. Подобное решение, безусловно, не в интересах России, которая сейчас является гарантом мира в этом взрывоопасном регионе. По словам грузинского спикера, идея замены миротворческого контингента сейчас "активно рассматривается", а интерес к ней обусловлен тем, что "уровень и степень доверия к украинским солдатам на порядок, если не больше, выше, чем к российским". "Для нас очень важно, чтобы миротворцы, которые находятся в Абхазии, подчинялись не Генштабу России", – не скрывает Н.Бурджанадзе. И это понятно: тогда силовое давление на Сухуми многократно возрастет, что, как наивно надеются в Тбилиси, поможет скорейшему решению грузино-абхазской проблемы. О том, что для Грузии "очень важно" участие Украины в урегулировании грузино-абхазского конфликта, говорил и недавно посетивший Киев секретарь Совета безопасности Грузии Тедо Джапаридзе.
В беседе с корреспондентом влиятельного прозападного еженедельника "Зеркало недели", председатель парламента Грузии прямо говорит о разочаровании в посреднической роли России в урегулировании грузино-абхазского конфликта – мол, переговоры напрямую с Сухуми дали бы большие результаты. Вновь повторяется сочувственно выслушиваемый стандартный набор жалоб на Россию – дескать, Москва помогала абхазским "сепаратистам", но не участвовала в вооружении грузинской армии, не до конца выполнила условия Стамбульских соглашений о выводе с территории Грузии военных баз и т.д.
"Украина является нашим стратегическим партнером, одним из самых больших друзей", – заверяет Нино Бурджанадзе,– "Несмотря на все политические разногласия между представленными в вашем парламенте политическими силами, у них есть одна общая черта – все они очень хорошо относятся к Грузии и выступают за очень тесное сотрудничество с нашей страной".
Антироссийский характер такого партнерства очевиден. Неудивительно, что Грузия приветствовала принятое Украиной "принципиальное решение о новой стратегии отношений с НАТО, конечной целью которой является членство в альянсе". В конце концов, в Тбилиси мечтают о том же. Разве что чуть дальше продвинулись в осуществлении своей мечты: американские военные советники, как известно, уже тренируют грузинскую армию, подгоняя ее под натовские стандарты – как, впрочем, и аэродромы, и оставленные Россией военные базы. А в качестве тренировочного полигона, весьма вероятно, рассматривается Абхазия, значительная часть населения которой является или станет в ближайшем будущем российскими гражданами. Отрадно, что Москва предоставила жителям Абхазии такую возможность. Может быть защищать своих граждан Россия начнет именно отсюда?