Пепел Беслана
Война с террором касается теперь каждого гражданина России
Череда кровавых трагедий, одна за другой постигшая Россию в конце августа – начале сентября и приведшая к гибели от рук террористов сотен ее граждан, без всякого преувеличения, потрясли как всю нашу страну, так и остальной мир.Невыносимой болью и режущим сердца шоком для российского общества стала массовая гибель детей в североосетинском городе Беслан, показавшая, что Россия оказалась на передовой линии войны с новым уровнем международного террора, отличающегося звериной жестокостью, неслыханным варварством и полным пренебрежением к базовым нормам цивилизованной морали. С подобным беспрецедентным и наглым вызовом самим основам своего существования и своему будущему наша страна и государство не сталкивались, пожалуй, со времени Великой Отечественной войны.
Что с нами случилось?
Основные причины произошедшего и общая оценка той внутренней и внешней ситуации, в которой оказалась Россия после массированной террористической атаки, были изложены в известном обращении президента России Владимира Путина к нации сразу же после бесланской трагедии. Президент открыто признал, что государство и общество оказались фактически абсолютно неподготовленными к тем новым реалиям, которые возникли в мире после распада СССР.
Путин перечислил те главные экономические, военно-политические и социально-психологические факторы, которые привели к подобному положению вещей. Это и переходная экономика, не соответствующая состоянию и уровню развития общества, политической системы. Это также обострившиеся внутренние конфликты и межэтнические противоречия, жестко подавлявшиеся в советские времена. Это и то, что в "новой" России перестали уделять должное внимание вопросам обороны и безопасности, позволили коррупции пронизать госаппарат, судебную и правоохранительную системы. Кроме того, наша страна – с некогда самой мощной системой защиты своих внешних рубежей – в одночасье оказалась с фактически "прозрачными" границами, особенно на Западе и Юге.
Президент Путин с заметной горечью констатировал, что за последние полтора десятилетия в России не было проявлено должного понимания всей сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стране и в мире. По целому ряду причин власти и общественность не сумели адекватно среагировать на них и не сделали все, что могли бы, не действовали своевременно и профессионально. В стране распространились равнодушие, беспечность, низкая общая культура, общество оказалось социально разобщенным. Мы проявили слабость, и наши недруги, как внешние, так и внутренние, немедленно воспользовались этим, увидели в России "слабое звено". И стали бить, а Россия стала все чаще пропускать эти удары.
Определенные внешние круги явно не желают видеть остающуюся пока одной из ведущих ядерных держав Россию сильной и стабильной, бояться ее, видят в ней угрозу своим экономическим и политическим интересам, хотят, по словам президента, урвать от нас кусок "пожирнее". Для этих кругов, явно испуганных тем, что недавно еще почти беспомощная Россия стала подниматься с колен, играть все более важную роль в мировых делах и в балансе распределения мировых запасов энергоносителей, терроризм стал удобным инструментом для достижения своих целей.
В этом интересы таких зарубежных кругов смыкаются с интересами действующих в самой России местных и пришлых террористов, сепаратистов и псевдоисламских экстремистов, направляемых и пользующихся мощной поддержкой международных террористических центров. То, что произошло в России за десять дней августа и сентября, было новой, хорошо подготовленной и скоординированной попыткой запугать российское общество, парализовать его страхом и ужасом перед беспредельной жестокостью террористов, заодно еще больше скомпрометировать власть в глазах населения, показать ее беспомощность и неспособность защитить своих граждан.
Террористы также намеревались спровоцировать вспышку межнациональных конфликтов на уязвимом российском Северном Кавказе, фактически взорвать его, вынудить российское руководство пойти на унизительную капитуляцию перед нелюдями, вывести войска из Чечни и сесть за стол переговоров с вожаками террористического подполья.
Еще одной вероятной целью тех, кто стоит за нападением международного терроризма на Россию, является подрыв ее международного авторитета и общего имиджа за рубежом. В первую очередь в странах СНГ и других государствах ближнего зарубежья, особенно там, где вскоре предстоят ключевые выборы (Украина, Белоруссия и др.), и где "российский" фактор играет не последнюю роль в борьбе за голоса избирателей.
"Нордостовские грабли"
Между тем, трагедия в Беслане и предшествовавшая ей серия терактов опять поставили на повестку дня в самой России целый ряд острых и давно наболевших вопросов. В первую очередь, как и почему все это произошло, кто несет за это ответственность, и что же надо делать, чтобы исправить положение? В российской прессе за прошедшее после терактов время была опубликована масса материалов на эту тему, где давались и оценки случившегося и различные рекомендации. Естественно, что позиции авторов часто диаметрально противоположны, а эмоции нередко заслоняют трезвые взгляды и дельные предложения. Но общая направленность статей примерно одинакова: мы больше не можем жить как раньше.
То, что россияне видели на экранах своих телевизоров в период кризиса с заложниками в Беслане, а до этого в случаях с подрывом в воздухе самолетов и взрывом возле метро "Рижская", в очередной раз показали, что вся система обеспечения безопасности страны страдает серьезными изъянами и не отвечает требованиям времени. В случае с Бесланом опять наступили на те же "нордостовские грабли", опять "проворонили" готовившуюся боевиками не один месяц крупную операцию, о которой, видимо, знал не один десяток людей. Зато Басаев и Масхадов опыт "Норд-Оста" учли по максимуму.
Более того, фактически не извлечены уроки из всех предыдущих, вызванных проявлениями терроризма трагедий, имевших место в России за последние годы, практически не реализованы и не учтены те предложения, которые формулировали различные эксперты и СМИ, в т.ч. и авторы соответствующих публикаций в "Союзной Газете". К сожалению, мы вновь наблюдали вопиющий непрофессионализм и беспомощность целого ряда должностных лиц высшего и среднего звена, отвечающих за организацию борьбы с терроризмом, их неумение работать с прессой и общественностью, неспособность различных силовых ведомств согласовывать свои операции и эффективно взаимодействовать друг с другом. Опять явно имели место халатность, пренебрежение своими должностными обязанностями и даже, похоже, предательство в рядах силовых и правоохранительных структур.
В то же время было бы несправедливо валить всю вину только на силовые структуры. Они "играют, как умеют" и насколько им позволяет политическая воля государства и поддержка общества. Бойцы "Альфы", "Вымпела" и других спецподразделений показали традиционное для них мужество и самопожертвование, своими жизнями расплачиваясь за ошибки и просчеты "руководящих эшелонов" власти. Говоря языком охотников, у нас есть отличные "волкодавы", но явно не хватает хороших егерей и "ищеек".
В состоянии наших спецслужб, как и в состоянии вооруженных сил, мы до сих пор пожинаем плоды той сознательной политики их развала и ослабления, которую проводили т.н. "демократы", пришедшие к власти после развала СССР. Тогда у многих людей в погонах был сломан "моральный стержень", они перестали понимать, кому служат: государству и народу или интересам березовских и абрамовичей. В правоохранительных органах и армии расцвела коррупция и "коммерционализм". Очень многие высококлассные профессионалы, спасаясь от нищеты, стали уходить в коммерческие структуры.
В итоге мы имеем то, что имеем, хотя со сменой власти в 1999 году все-таки, надо признать, многое стало делаться для исправления ситуации. Но выращивание новых профессионалов, особенно руководящего состава, объективно требует немалого времени. Зато, сегодня "либерально-демократическая общественность", чьи представители приложили руку к созданию этой проблемы, выступают в первых рядах "принципиальных" критиков нынешних властей и настырно призывают к "мирным" переговорам и уступкам террористам.
Что делать будем?
Что же необходимо предпринять, чтобы в максимально сжатые сроки мобилизовать страну для отпора интервенции международного терроризма и эскалации насилия? Думается, что, прежде всего, всему обществу надо укрепить свой дух, выдавить из себя страх и вытереть слезы, трезво оценить обстановку и сплотиться против общей угрозы, как это сделали американцы после 11 сентября 2001 года. Никакие меры властей не будут эффективными без широкой и твердой поддержки общественного мнения. Враг должен увидеть, что Россия его не боится и готова, как это было всегда в годы трагических испытаний, подняться, и стар и млад, на защиту своей страны. Власти же нашей надо проявить волю, которой ей так не хватало до сих пор.
В этом случае президенту и правительству будет вполне по силам реализовать тот комплекс мер, который в общих чертах наметил глава государства в своем обращении к нации.
Прежде всего, необходимо провести коренную реорганизацию всей системы безопасности, чтобы сделать ее адекватной уровню и размаху угрозы со стороны терроризма. Причем проводить реформу системы безопасности должны не ведомственные генералы, которые к этому явно не способны, а организаторы и управленцы государственного уровня с опорой и под контролем общественности. Для этого, конечно, потребуется совершенствовать политическую систему и административную структуру страны, форсировать формирование в России гражданского общества и ответственных политических партий.
Реформа системы безопасности должна идти по линии ее качественного совершенствования, обеспечения решительного прорыва в деле координации деятельности всех спецслужб из единого центра, в первую очередь на Северном Кавказе. Основные усилия должны направляться на предотвращение терактов, поиск и уничтожение главарей, баз, центров подготовки и источников финансирования террористов, в том числе и за пределами страны. Если для этого надо внести изменения в Конституцию, надо это сделать.
Было бы целесообразным, по примеру Израиля, на государственном уровне официально заявить, что все виновные в организации терактов и гибели россиян будут разыскиваться и понесут заслуженную кару, где бы они ни скрывались, и сколько бы времени это не заняло. Думается, что общественность с особым удовлетворением восприняла бы поимку или ликвидацию "мозгового центра" последних терактов – Шамиля Басаева и Аслана Масхадова, которых уж что-то слишком долго не могут найти наши спецслужбы.
Необходимо также решительно покончить с безответственностью должностных лиц, а действия тех чиновников и военнослужащих, кто за взятки или по иным мотивам помогает бандитам, приравнять к государственной измене. В то же время надо быстрей решать вопрос повышения денежного содержания тем, кто служит в армии, милиции и спецслужбах до действительно достойного уровня.
Давно назрела необходимость совершенствования законодательной базы по борьбе с терроризмом в плане значительного ужесточения наказания за связанные с ним преступления, твердого регулирования миграционных процессов, пресечения свободной выдачи российских паспортов в некоторых южных регионах страны и т.п. Особо стоит блок законодательных проблем, касающихся деятельности СМИ по освещению и взаимодействию с властями в ходе террористических актов. Думается, здесь должен быть найден разумный компромисс между правом на свободу информации и требованиями государственной и общественной безопасности.
Нельзя забывать и о необходимости вести настойчивую работу по постепенному искоренению социально-экономической базы терроризма, которая должна способствовать сокращению бедности, укреплению социальной справедливости, росту образованности и культуры, борьбе с радикальными подпольными учениями, сектами и кружками и т.п. Особенно настойчиво эта работа должна вестись на Юге России, в Чечне и других республиках, пострадавших от военных действий и гражданских беспорядков.
Целый ряд изменений желательно внести и во внешнеполитическую деятельность России по вопросам международного партнерства в борьбе с терроризмом. К сожалению, следует признать, что это партнерство осуществляется в основном на словах, и России придется рассчитывать в основном на собственные силы. Реакция за рубежом на серию терактов в России показала, что там по-прежнему применяются двойные стандарты.
В то время, когда лидеры большинства государств и их общественность выражает сочувствие и поддержку народу России, многие влиятельные СМИ тиражируют антироссийские материалы, называют террористов "повстанцами", а всю вину за трагедии возлагают на российское руководство. Ханжескую позицию по этому вопросу занимает и руководство Евросоюза, потребовавшее у Москвы неких объяснений по поводу произошедшего в Беслане. У США или Испании таких объяснений отчего-то не требовали.
В этих условиях России необходимо отстаивать свои интересы и как можно жестче реагировать на любые антироссийские выпады и акции типа предоставления политического убежища эмиссарам террористов. Следует тверже ставить на место и зарывающихся "национальных вождей" соседних государств, вроде Грузии, постоянно провоцирующей напряженность в Кавказском регионе и пытающейся использовать террористов в своих корыстных целях (заявил же Саакашвили, что де может признать "независимость" Чечни и "легитимность" Масхадова).
С 3 сентября 2004 года мы стали жить в другой стране. Стране, находящейся в состоянии войны. Войны, как отметил наш президент, тотальной, жестокой и полномасштабной, которая вновь и вновь уносит жизни наших соотечественников. В этой ситуации у нас действительно нет выбора. Мы должны быть тверды и бдительны, мы должны мобилизоваться и победить выродков, сеющих в нашей стране горе и смерть. В противном случае Россия погрузится в нескончаемый кровавый хаос и перестанет быть единой страной.
Пепел Беслана будет всегда стучать в наши сердца. Война с террором касается теперь каждого гражданина России, и каждый в этой войне будет либо жертвой, либо пособником бандитов, либо бойцом. Выбор за нами.