logo

Хлебные крошки

Статьи

Автандил Рамиашвили, Тбилиси-Москва

Почему молчит грузинская Фемида

Закон что дышло, куда повернул – туда и вышло

В конце июня с.г. единодушным решением парламента в Грузии был принят закон "О свободе слова", который без особого преувеличения можно назвать одним из наиболее полных и всеобъемлющих в мире.

Используя обширный международный опыт, местные правоведы создали документ, в котором государство не только "признает и защищает" свободу слова, средств массовой информации и выражения мнения во всем их многообразии. Закон дает четкую дефиницию таким терминам, как "заявление", "мнение", "тема", "подача информации", "клевета", "общественное внимание", "государственная, коммерческая, личная и профессиональная тайна", "недискриминационность", "пропорциональность ограничений", "абсолютная привилегия", "квалификационная привилегия" и другие.

Изучение текста нового закона, в котором, кажется, прописаны абсолютно все аспекты свободы слова, вызывает невольное восхищение, сменяющееся, увы, недоумением, когда речь заходит о строительстве в Грузии свободных взаимоотношений между, скажем, властью и СМИ. Закон обходит стороной эту тему. Зато власть беспрепятственно распоряжается деятельностью национальных средств массовой информации, произвольно лишая неугодные теле- и радиоканалы лицензий, легко закрывая излишне независимые газеты и журналы и запросто лишая работы сотни чрезмерно ретивых работников "масс медиа". Практика эта, впрочем, распространяется далеко не на все СМИ. Есть, есть у нынешних властей и свои "любимчики", для которых и закон – не закон, и истечение срока действия лицензии – не истечение, и банкротство – не банкротство…

Для тех читателей "Союзной Газеты", которые плохо знакомы с темой свободы слова в Грузии, уточню, что речь в данном случае идет о скандально известной в стране "государственно-негосударственной" телекомпании "Рустави-2", правовой статус которой определяет ее в качестве "независимой", а жизненная практика давно и надолго превратила в самую что ни на есть "зависимую". Зародившаяся в середине 90-х годов на мутной волне щедрой и бесконтрольной западной поддержки процессов "демократизации постсоветских СМИ", эта телекомпания стала инициатором целой серии крупных скандалов, вполне обдуманно и целеустремленно направленных на собственную "раскрутку".

Амбициозность менеджеров и творческий талант журналистов "Рустави-2", помноженные на изобильные заокеанские долларовые гранты в итоге превратили крошечный, зарегистрированный в провинциальном городке канал чуть ли не в ведущий, общегосударственный. К периоду созревания в Грузии "революции роз" влияние "детища свободы" стало настолько мощным, что, по свидетельству большинства местных политологов, именно эта телекомпания фактически привела нынешнее руководство страны к власти. И не мудрено: круглосуточная трансляция "Рустави-2" по всемирным спутниковым каналам "революционного порыва" 2-3 тысяч статистов, привезенных в Тбилиси из провинции и символизировавших "весь грузинский народ", была успешно направлена на формирование в мире соответствующего общественного мнения. В итоге это стимулировало нужную "розовым революционерам" реакцию некоторых крупнейших мировых держав, которые благосклонно восприняли смену декораций на грузинской политической сцене…

Понятно, что, в свою очередь, пришедший к власти в Тбилиси режим не мог не чувствовать признательности к своему верному союзнику. Лидеры "розовой революции" не скупились на хвалебные замечания в адрес "Рустави-2" и, как сообщали местные СМИ, приложили немалые усилия, чтобы уже через два месяца после прихода к власти обеспечить телеканалу уверенную победу в тендере на получение доступа к вещанию в т.н. "государственных частотах ОРТ". Полученная таким образом лицензия, стоимость которой составляет более 250 тысяч долларов США, давала "Рустави-2" право вещать в 10 вещательных зонах. Они существенно дополнили уже имевшиеся у канала метровые и дециметровые частоты, лицензии на которые были получены в результате одного из скандалов 1999 года.

Несмотря на активную поддержку властей, угроза нового скандала вокруг "Рустави-2" возникла уже в феврале нынешнего года, когда истек предусмотренный грузинским законодательством срок внесения 20-процентной части стоимости лицензии по выигранному в январе тендеру. Возникшие было претензии со стороны Национальной комиссии по коммуникациям Грузии (GNCC) были, правда, легко и быстро сняты тбилисскими властями, но 19 марта истек срок двух прежних лицензий этой телекомпании.

Масло в огонь подлила информация о том, что "Рустави-2" уже давно и упорно уклоняется от выплаты налогов в бюджет, задолжав государственной казне более 4,5 миллионов долларов (точную сумму задолженностей, накопившихся с 2000 года, не знает никто, так как бухгалтерия канала надежно гарантирована "сверху" от любых аудиторских проверок и инспекций), а также обращение главы телеканала Эроси Кицмаришвили в суд с ходатайством начать дело о банкротстве телеканала.

В других странах, где нет таких "полных и всеобъемлющих" законов, как в Грузии, подобные нарушения наверняка вызвали бы аресты владельцев каких-нибудь энронов или юкосов или, на худой конец, привели к возбуждению уголовных дел по отношению ко всяким там михаилходорковским, кеннетлэям и иже с ними. Однако в Грузии все происходит несколько иначе. Сразу же после того, как грузинский суд возбудил дело о банкротстве, Михаил Саакашвили выступил с заявлением о том, что "Рустави-2" может поменять руководство, но не должен прекращать своего существования. Слова президента, наивно и буквально понятые местными олигархами – Бадри Патаркацишвили и Важей Киладзе, владеющими соответственно телекомпаниями "Имеди" и "202", пожелавшими было прикупить "продвинутый" телеканал, как оказалось, означали нечто совсем иное.

В начале июля глава GNCC Дмитрий Китошвили неожиданно заявил о том, что "более-менее непонятная ситуация вокруг телеканала была вызвана делом о банкротстве", а комиссия-де "и не собирается лишать лицензии уважаемый телеканал", руководство которого "пообещало, что как только получит юридическое право на перечисление денег, они будут немедленно перечислены в счет оплаты лицензии". После "отмашки" президента спешно прекращено и дело о банкротстве "Рустави-2": суд удовлетворил частный иск начальника инспекции крупных налогоплательщиков налогового департамента министерства финансов Грузии, в котором выражалась просьба прекратить дело о банкротстве (?!) телекомпании…

Так что, видимо, не зря этим летом парламент Грузии принял один из самых продвинутых в мире законов "О свободе слова". Да вот беда, в Грузии все законы что дышло, которое, как известно, как повернешь… Особенно если это касается такой уважаемой нынешней грузинской властью компании, как "Рустави-2". Что ж, грузинская Фемида не зря давно уже имеет репутацию одной из самых "продвинутых" (именно в кавычках) в этом смысле не только в Закавказье, но и, пожалуй, на всей нашей планете…

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie