logo

Хлебные крошки

Статьи

Бои за историю
История
Россия

Игорь Мейден

Подлые спекуляции на святой теме

А куда настоящие герои подевались?

"4 дня в мае", "Жизнь и судьба", "Утомленные солнцем II", "Штрафбат", "Апостол", "Сволочи" — и еще куча других подобных многобюджетных фильмов о войне "для массового зрителя", по сути, теперь воспитывают молодежь. Но что же это за "воспитание", если такие фильмы, построенные на мифах истории, где советский солдат — это бывший уголовник, политзек, алкаш, насильник и жестокий убийца?


 


"В условиях всеобщей безграмотности населения, важнейшим из искусств для нас является кино…"

(В.И.Ленин)




А куда настоящие герои подевались? Их долго пытался найти известный латвийский историк, издатель культурно–публицистического вестника "Клио", автор многих книг и режиссер нескольких документальных фильмов Игорь Гусев, который сегодня делится результатами этих поисков с читателями издания "7 секретов".


Немец — герой, а наш — изверг




— Все обстоит намного хуже и страшней, чем кажется на первый взгляд! Вышеперечисленные "тварения" (от слова "тварь", иначе не скажешь!), лишь самая скандальная и заметная верхушка чудовищного айсберга. Достаточно заглянуть в Интернет, и волосы встают дыбом от изобилия киноподелок, спекулирующих на святой теме Великой Отечественной войны, снятых за последние годы российскими (!) авторами.

Накал идиотизма в них просто зашкаливает, и огромное счастье состоит в том, что массовый зритель об этих, с позволения сказать, "фильмах" ничего не знает. Но! Они есть, их сняли, там порой играют неплохие актеры, и, что самое прискорбное, кто–то ведь их все–таки смотрит! И значит, создают они ту мерзопакостную духовно–информационную среду, в которой барахтается современный человек…

Могу навскидку вспомнить штук двадцать картин (далеко не малобюджетных!), не выдерживающих никакой критики не только с исторической точки зрения, но и с позиции элементарного здравого смысла. Просто собрание коллективного творчества обитателей "палаты № 6"! Объединяет же все эти фильмы набор самых тухлых и нелепых штампов, который тупо тиражируются из сюжета в сюжет. Вот их скромный перечень.

Первое. Наши солдаты воевали исключительно потому, что безжалостные сталинские палачи постоянно угрожали им расстрелом. Второе. Сотрудники правоохранительных органов и прежде всего НКВД — трусливые, сексуально озабоченные маньяки, одержимые страстью бессудных расправ, не поддающихся логике и здравому смыслу.

Третье. Все приличные персонажи, как правило, либо уже сидели, либо, по сюжету, непременно сядут в ближайшее время (причем, разумеется, совершенно безвинно)! Четвертое. Немцы, как правило, симпатичные, утонченные и цивилизованные, русские — вечно пьяное, грязное и тупое "совковое быдло" (за исключением безвинно репрессированных).

Пятое. В действиях и поступках советских солдат чаще всего отсутствуют понятия высокого порядка: честь, воинский долг, чувство товарищества, любовь к Родине. Герой сериала "Диверсант", как гимназистка, бьется в истерике: "Не понимаю, почему я должен убивать людей!" Сукин сын, он не знает, что в его страну вторгся безжалостный, страшный враг, не понимает, что речь идет о самом существовании его народа!

Я могу вспомнить лишь несколько недавних фильмов, посмотрев которые не испытываешь мучительного чувства стыда в отношении их создателей: "Момент истины", "Звезда", "Брестская крепость".

Можно еще понять, когда американцы, снимая фильм "Война братьев" (2008 год), приглашают на роль русского офицера звезду голливудских ужастиков Майкла Берримана. Что с них возьмешь?! Но когда свои, родные, доморощенные российские кинематографисты буквально соревнуются в том, как грязнее обгадить прошлое своей Родины, омерзительно исказив и оплевав образы своих отцов, дедов и прадедов… Тут просто нет слов! Это как если бы некий восторженный толерантный либерал с гордостью всем рассказывал, что его мать — вокзальная проститутка, а отец — лагерная шестерка. Попахивает душевной патологией, особенно если его родители при этом вполне приличные люди…

По извращенной логике некоторых режиссеров, наш затравленный тоталитаризмом солдат шел в атаку исключительно потому, что у него выхода другого не было. Складывается впечатление, что в Советской армии по–настоящему воевали либо штрафники, либо бывшие уголовники, либо диссиденты, которым, несмотря на "страшный режим Сталина", от души жаль русскую землю. Показать же нормальных, патриотично настроенных людей, которые добровольно идут на фронт и при этом никак не пострадали от советской власти, современные режиссеры не хотят и не могут! Такое ощущение, что изначально миролюбивых персонажей просто вынуждают "громить фашиста", например, из–за "сложных семейных обстоятельств" (фильм "Апостол" с Евгением Мироновым в главной роли).


Чужая "судьба" — потемки




— Немыслимо популярен стал образ лихого уголовника, неформала, который на своих посиневших от наколок плечах вынес основную тяжесть Отечественной войны, — замечает Игорь Гусев. — Это к вопросу о прогремевшем фильме "Штрафбат". Сценарий к нему, к слову, написал Эдуард Володарский, чья фамилия вспоминается в связи с его работой над телесериалом по роману Гроссмана "Жизнь и судьба"…

А что "Штрафбат"? Фильм лживый от начала и до конца! Первыми штрафные подразделения стали организовывать немцы в конце 1941 года. Позднее, опираясь на "передовой германский опыт", перенял эту идею Сталин… Они разделялись на штрафные батальоны (туда отправлялись лица среднего и старшего командования) и штрафные роты (для провинившихся рядовых и младших командиров). С октября 1942–го переменный состав рот начал пополняться за счет досрочно освобожденных заключенных. Военнослужащие штрафных подразделений, проявившие мужество в бою либо получившие боевое ранение, считались отбывшими наказание как искупившие вину кровью. Им восстанавливались прежние звания и права. За особо выдающиеся заслуги штрафник мог быть представлен к государственной награде.

В штрафных подразделениях личный состав делился на постоянный (кадровый) и переменный (осужденные военнослужащие). Так что немыслима описанная г–ном Володарским ситуация, когда штрафным батальоном командовал штрафник! Бред полнейший!

— Так что, следует изображать советских солдат лишь ангелами бескрылыми?

— Разумеется, в многомиллионной армии всегда найдутся и подонки, и злодеи, и насильники. Все святыми не бывают. Но помилуйте, не большинство же их было! В современных фильмах тех же сотрудников НКВД однозначно показывают какими–то палачами–орками. Но неужели они только и занимались тем, что убивали невиновных и сажали непричастных? А разве реально не было изменников Родины, дезертиров, мародеров и шкурников? Разве не работали в нашем тылу немецкие диверсанты? Кто–то ведь с ними боролся. И среди сотрудников НКВД имелось немало героев. О пограничниках забыли? Это ведь тоже были войска НКВД. И именно они приняли на себя первый удар врага. Их тоже грязью зальем?

Меня часто спрашивают про Солженицына. В свою очередь, хочу задать вопрос: за счет каких доходов проживал этот господин в США долгие годы, причем весьма недурно, в личном поместье? Неужели на многомиллионные гонорары с продаж "Архипелага ГУЛАГа"? Это что, активно раскупаемый бестселлер о Гарри Потере? Верится с трудом, что многотысячные толпы западных людей взахлеб зачитывались этой книгой (достаточно тяжелой и нудной).

Какими документальными источниками пользовался Солженицын в период с 1958 по 1967 годы, когда писал свое творение? Или бывшего политзека кто–то пускал в закрытые архивы КГБ? Сегодня уже не секрет, что художественные, во многом нафантазированные опусы Солженицына стали ударным оружием в подрывной идеологической войне против СССР и поддерживались соответствующими службами наших оппонентов. Но важно помнить, что духовные последователи этого господина и сегодня продолжают свою работу!

Кстати, если вас по–настоящему интересует внутренняя жизнь ГУЛАГа, почитайте Варлама Шаламова. Это особенно полезно тем режиссерам, которые склонны разбрызгивать восторженные интеллигентские сопли по–поводу героев–уголовников и их подвигов на фронте. Варлам Тихонович достаточно четко разъясняет, из какой беспросветно–подлой беспринципной мрази на самом деле состоял столь идеализируемый многими блатной мир.


На Западе иначе не поймут…




— Но куда из фильмов пропали настоящие герои?

— Наша история знает огромное количество примеров подлинного героизма. Не буду сейчас перечислять имена пионеров–героев. Но кто–нибудь помнит о самом юном пилоте Второй мировой Аркадии Каманине? Он стал военным летчиком в 1943–м, в 14 лет! Воспользовался служебным положением отца, командира авиационного штурмового корпуса, который лично экзаменовал сына, не веря, что парень сможет сидеть у штурвала. Совершил 650 боевых вылетов, стал кавалером трех орденов. Кто сегодня снимет о нем фильм?!

Или снимите кино о летчике Александре Мамкине, который вывозил из немецкого тыла спасенных партизанами детей. Самолет был подбит, в кабине все пылало, у пилота горели ноги, от нестерпимого жара летные очки вплавились ему в лицо… Он мог выпрыгнуть с парашютом и спастись, но… Мамкин подобрал подходящую площадку и благополучно посадил машину. Десять детей были спасены. Его ноги обуглились до костей. Через неделю Александр умер в госпитале…

В 2003 году скончался Виктор Николаевич Леонов — дважды Герой Советского Союза, командир разведывательно–диверсионного отряда Северного флота. Его называли "русским Скорцени". Да Скорцени щенок по сравнению с Леоновым и его парнями! То, что проделывали они, за гранью человеческих возможностей. В октябре 1944–го во время Петсамо–Киркенесской наступательной операции советских войск наши разведчики атаковали стратегически важную артбатарею на мысе Крестовом. Под огнем немецких пулеметов моряк Иван Лысенко вырвал из земли крестовину с колючей проволокой и держал на плечах, пока бойцы "ныряли" под ней. Он получил 21 пулевое ранение, зашатался… И тогда рядом с ним, под пули, встал старший лейтенант Александр Лупов! Чем оценить силу духа этих ребят? Но кино про них почему–то не снимают…

— Почему же возникла тенденция, демонстрируя человеческую мразь, забывать о подлинных героях?

— Сегодня среди российских деятелей искусств самая сокровенная мечта — пробиться на престижные западные кинофестивали. Это и престиж, и деньги, и удовлетворенные амбиции. Ясно, что русское патриотическое кино там "неформат", шансов никаких… Зато востребовано нечто под вкус важного европейского или американского господина, что–нибудь в свете новых тенденций уничижения советской и русской истории… Вот и стараются проститутки от кинобизнеса угодить, суетятся, как только могут.

Мне сложно представить успех на крупном западном кинофестивале фильма типа "Брестской крепости", воспевающего мужество и самоотверженность наших солдат. Зато там всегда очень хорошо примут картину уровня антисоветского "Бумажного солдата", где режиссер лихо потоптался на истории освоения Советским Союзом космоса. Фильм гадостный, но свои призы и международное признание он получил!

Стало возможным при оценке картины о Второй мировой руководствоваться прежде всего замшелыми стереотипами войны "холодной", которая на деле до сих пор еще продолжается — уже руками своих, родных, российских "тварьцов". Когда–то на Каннском кинофестивале рукоплескали фильмам "Летят журавли" и "Балладе о солдате"… Но сегодня, чтобы российское кино одобрили, советского солдата надо показать насильником и палачом.

Тут важно отношение к этому безобразию со стороны общества. Да если бы режиссер знал, что после создания подобного непотребства он станет изгоем, ему руки никто не подаст, он бы даже браться не стал за съемочный процесс! Но нет, наоборот, возмущенные "тварьцы", когда их критикуют, еще агрессивно права качают, кричат о свободе творчества и самовыражении.

Но хотелось бы напомнить деятелям искусств, что проститутки никогда и нигде не пользуются уважением. Их лишь брезгливо используют, даже если они сами убеждены в том, что их "творчество" важно и нужно!

Не удивительно ли, что и "Утомленных солнцем II", и "Сволочей" показывали по центральным российским телеканалам в преддверии праздника 9 Мая?

Зато радует то, что есть смельчаки, подобные режиссеру Меньшову, который на церемонии вручения наград "MTV–2007" отказался давать приз фильму "Сволочи", бросил конверт с результатами голосования на пол и сказал: "Я надеялся, что пронесет — не пронесло. Вручать приз "за лучший фильм" этому фильму, подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсен…" Он же потом с горечью заметил: "Если ты сейчас ругаешь советского солдата, то рано или поздно, но следующая стадия — превращаешься в русофоба в самой патологической форме. Ведь на полдороге явно не остановишься…"


Как блокадницы к немцам за сексом бегали




— Ни в одной стране мира не принято такое самооплевывание! — убежден собеседник. — Попробуйте поговорить с французами о коллаборационизме! Треть Франции служила на стороне Гитлера. Но после того как война закончилась, французы устроили лютые гонения: своих коллаборационистов они уничтожали, как бешеных собак. Женщинам, замаравшим себя отношениями с немцами, брили головы, выжигали на их лицах свастики, голыми гоняли по городским улицам. У Сомерсета Моэма есть пронзительный рассказ "Непокоренная" о судьбе гордой французской девушки, изнасилованной немецким солдатом. Всем советую почитать.

Зато у нас теперь снимают слезливые фильмы о том, как девушки советские тоже любили и были у них с немцами высокие отношения, потому как они "тоже люди". Это бывшая актриса Глаголева, возомнившая себя режиссером, сняла фильм "Одна война" о горькой судьбе женщин, сожительствовавших с немцами. Да если бы она их горькой судьбе сочувствовала, если б картина была о высоких человеческих отношениях! Так нет же, все опять, про него, про "проклятый советский тоталитаризм"…

В 2007–м по сценарию Портновой в Петербурге с участием актеров Миронова и Федорцова сняли фильм "По этапу" о нелегкой судьбе немецких военнопленных, которых, как водится, злобные русские бабы–охранницы истязают безмерно, да еще и вешают на фоне Петропавловской крепости. Но мало того, их еще нахально домогаются и сексуально оголодавшие ленинградки–блокадницы! Понятно, что все снималось "на основании реальных фактов".

Не спорю, и в советское время делались скверные фильмы, и немало. Но там же, как правило, прослеживалась попытка донести до зрителя какую–то высокую идею! А какую идею хотят донести до нас нынешние режиссеры? Для чего снимаются все эти помои?! Вбить в голову обывателя, что наша история — сплошная мерзость, а русский человек есть ходячее зло? Зачем? С какой целью это все делается, причем руками своих же, российских авторов, на средства, выделяемые Министерством культуры РФ? Что за патология, что за страсть к самоуничтожению!

Мне часто вспоминается сказка–притча из времен далекого детства. Отряд наших бойцов плотно окружен противником. Выхода нет… И вот сидят они ночью, у костра, на утро к смерти готовятся. Про между прочим вспоминают славное боевое прошлое, и как тех неприятелей били, и как этих громили… И вот вспоминали, вспоминали, а потом вдруг мысль неожиданно пришла: "И тех мы громили, и других — так что же теперь, этим поддадимся!" И как ринулись в атаку на оплошавшего ворога, и разметали супостатов вдребезги пополам! Хорошая сказка. Со смыслом.

Потому как если не воспитывать в детях гордость за героических предков, то вырастает из них потом невесть что. Без веры, без смысла, без чести, без осознанного понятия своего долга перед Родиной, перед родителями, перед семьей. Это и есть духовная гниль, начало вырождения народа.

В заключение приведу замечательные слова Андрея Тарковского: "Я сторонник искусства, несущего в себе тоску по идеалу, выражающего стремление к нему. Я за искусство, которое дает человеку Надежду и Веру". В своем творчестве он неизменно следовал этим принципам. Может потому Андрей Тарковский и стал великим кинорежиссером?

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie