logo

Хлебные крошки

Статьи

Великая геополитическая игра
Политика
Дальнее зарубежье

Сергей Ганьжин

Пока России выгодно, чтобы американцы застряли в афганском "болоте"

Американцы не собираются покидать Афганистан даже после 2014 года

В минувшую пятницу Госдума ратифицировала соглашение, подписанное Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой, о так называемом "северном транзите". В соответствии с ним, американцы используют наше воздушное пространство, чтобы доставлять в Афганистан грузы для своего контингента в этой стране. Что может дать это соглашение России? Насколько американское присутствие в Центральной Азии является угрозой для нашей страны? Могут ли американцы со временем разместить свои ПРО в Афганистане? На эти и другие вопросы в интервью Накануне.RU ответил руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин

Вопрос: Расскажите, зачем вообще России помогать американцам в Афганистане. Почему мы идем на это?

Андрей Грозин: Если называть вещи своими именами, то нам выгодно, чтобы американцы сдерживали нестабильный Афганистан за счет своих ресурсов. Конечно, дипломаты стараются об этом не говорить, но нас устраивает, чтобы американцы топтались в этом афганском "болоте". Они ведь сами в этом виноваты – они туда влезли, реализуя свои геополитические интересы, и застряли там. И сейчас нам невыгодно, чтобы они все бросили и ушли. Если мы станем свидетелями бегства американцев, подобного тому, что было во Вьетнаме, то Центральная Азия очень скоро превратится в один из самых взрывоопасных регионов. Конечно, говорить о том, что талибы форсируют Пянж и где-то через полгода окажутся под Омском, это преувеличение, но зона нестабильности будет расширяться. Необязательно, что это будут какие-то военные вылазки, хотя и это тоже будет. Из месяца в месяц количество вызовов, исходящих из Афганистана, будет расти. Это и нелегальная миграция, и наркотики, и поставки оружия. Это, что немаловажно, и экспорт радикалистской идеологии. Конечно, мы заинтересованы, чтобы американцы ушли из Центральной Азии, поскольку нам не нужна еще одна их зона влияния на юге, но было бы хорошо, если бы, прежде чем они покинут этот регион, там воцарился бы мир и порядок.

Вопрос: Для этого мы помогаем американцам, кампания которых идет не очень успешно, с транзитом грузов?

Андрей Грозин: Кроме денег, схема транзита грузов позволяет нам иметь определенные рычаги влияния на США. И, кстати говоря, американцы далеко не в восторге от этой зависимости. Они пошли на северный транзит во многом вынужденно. Посмотрите, ведь ни дня не проходит, чтобы не приходили сообщения об очередном нападении на американский конвой на афгано-пакистанской территории. Эти удары, конечно, не могут обескровить контингент. В конце концов, Америка – богатая страна: разграбили одну колонну – она пошлет туда взамен одной десять. Но если количество ударов со стороны пакистанской границы будет увеличиваться, американцы все больше внимания будут уделять северному транзиту. И тут нам нужно грамотно воспользоваться этой ситуацией.

Вопрос: Вероятно, нам нужно указать американцам на то, что бы они более активно боролись с распространениемнаркотиков? Россия из страны-транзитера превратилась в крупнейшего потребителя афганского героина, и, по разным данным, у нас от употребления наркотиков гибнет от 40 до 100 тысяч людей в год...

Андрей Грозин: Борьба с наркомафией, конечно же, не является сильной стороной действий коалиции в Афганистане. Американцы боятся трогать не только наркобаронов, но и рядовых участников этого бизнеса - крестьян, выращивающих мак, из-за того, что по некоторым оценкам, поступление от продажи героина и опиума-сырца составляет треть всего внутреннего валового продукта Афганистана. Если перекрыть каналы продажи, начать уничтожать посевы мака и нарколаборатории, то можно получить всплеск партизанской войны.

Представители США не хотят лезть во все эти внутренние проблемы и пока просто закрывают на это глаза. Кроме того, афганский героин пока не доходит до Соединенных Штатов и для них это пока не проблема. Настоящей проблемой это является для Европы, России и Китая, но американцев это не трогает. Кроме того, есть масса данных о том, что в наркобизнесе замешаны не только афганские чиновники, но и их заокеанские и европейские коллеги. Я далек от мысли, что это какая-то целенаправленная операция по типу "Иран контрас", но это миллиарды долларов и трудно представить, что все эти деньги находятся только под контролем брата Хамида Карзая и прочих провинциальных полевых командиров, которые стали губернаторами провинций. Это слишком большие суммы, чтобы не обращать на них внимание. Коррупция здесь присутствует на все уровнях, начиная от рядовых солдат коалиционных сил, заканчивая генералами. Правда в последнее время американцы начали понимать, что деньги, полученные от продаж героина, превращаются, в том числе и в оружие, из которого убивают американских солдат. Наркомафия сейчас является основным спонсором вооруженного сопротивления. И американцам, если они действительно хотят сломить это сопротивление, не просто кого-то купить, кого-то убить, а реально выиграть войну, рано или поздно все равно придется решать эту проблему.

Вопрос: Правда ли, что американцы не собираются покидать Афганистан даже после 2014 года, который они провозгласили окончательной датой ухода?

Андрей Грозин: Это правда. На строительство трех крупных американских военных баз в Мозари-Шарифе, Баграме и Кандагаре выделено уже несколько миллионов долларов. Останется и сеть малых военных баз. Кроме того, высокопоставленные американские чиновники, например, министр обороны Гейтс, уже прямым текстом говорили, что не собираются выводить контингент из Афганистана в 2014 году. На эту дату запланировано сокращение численности подразделений, но не более того. А насколько это сокращение растянется - будет зависеть от обстоятельств. Следовательно, если ситуация будет напряженной, то вывод американцев растянется на многие годы. Для этого и создаются военные базы.

Вопрос: В ходе думских дебатов в минувшую пятницу депутат от "Справедливой России" Семен Багдасаров заявил, что в перспективе американцы могут развернуть в Афганистане элементы системы ПРО, поскольку оттуда очень удобно следить и за Россией, и за Ираном, и за Китаем. Каково ваше мнение на этот счет?

Андрей Грозин: Теоретически это возможно, но ясно, что пока мы можем строить только догадки. Никаких планов, документов или хотя бы выступлений, подтверждающих это, я пока не видел. И тут можно вернуться к вопросу о военных базах, поскольку есть аналогии. Карзай, как вы помните, сказал, что окончательное слово будет за парламентом Афганистана, а если соседствующие страны выразят озабоченность по поводу иностранных военных баз вблизи своей территории, то это мнение будет обязательно приниматься во внимание при окончательном решении вопроса. Разумеется, если встанет вопрос о ПРО, то такая озабоченность соседних стран появится. Карзай торгуется и даже порой не скрывает своего шантажа. Он выбивает из американцев деньги, он выбивает политическую поддержку, он выбивает большую независимость для себя и для всей нынешней Кабульской власти. А есть еще и региональные власти, которые весьма различны в своем отношении к американцам, и имеют очень разные политические взгляды. Говорят, что кого-то из них курирует пакистанская разведка, кого-то, но это, правда, только слухи, спецслужбы Китайской народной армии. И если на землях этих "удельных князьков" американцы захотят развернуть элементы системы ПРО, то это будет большой риск.

В условиях афганского хаоса строить такие серьезные инфраструктурные оборонные проекты очень непросто. Вспомните о судьбе проекте трубопровода из Туркмении, через афганскую территорию, на Пакистан и Иран. Об этом трубопроводе говорят уже больше десяти лет. Уже было сделано пять технико-экономических обоснований этого трубопровода, но все пока остается на уровне разговоров. Почему? Потому что, это очень рискованная инвестиция, ведь надо не просто построить трубу, ее потом надо будет охранять, то есть платить местным региональным вождям за лояльность, платить конкурентам этих местных вождей за то, чтобы они тоже не покушались на эту трубу. А "доить" западных военных и западные фонды в Афганистане за последние десять лет научились очень хорошо. Так что перед тем как собраться строить ПРО в Афганистане, американцам придется очень хорошо подумать.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie