Правитель Русской Америки
Начало освоения Аляски
Первым Правителем Русской Америки был Григорий Иванович Шелихов, человек жесткий, волевой, смелый, поистине государственного масштаба. Это он организовал первые поселения на Аляске и Алеутских островах, привел "инородцев" в российское подданство, основал русско-американскую торговую компанию. Фактически присоединил новые земли к России. Его компании высочайшим указом разрешалось "пользоваться всеми промыслами и заведениями", находящимися на берегах Америки от 55 градусов северной широты, на всех прилегающих островах в северной части Тихого океана и на землях "до Берингова пролива и за оный". Тем самым северо-западные и северные берега Америки были окончательно включены в сферу государственной политики Российской Империи.Это был конец XVIII века. Но стоит напомнить, что первым северо-западное побережье Америки открыл в ночь на 16 июля 1741 года русский мореход Алексей Ильич Чириков на шлюпе "Святой Павел" (на полтора дня раньше, чем Витус Беринг, руководивший всей экспедицией, прозванной впоследствии Великой Северной). Конечно, не исключено, что русские охотники и промысловики добирались до Америки и прежде, не говоря уж о том, что сам Берингов пролив первым "прошел" Семен Дежнев за сто лет до этого. История сохранила нам имена и других отважных мореплавателей, последовавших за Дежневым – Павлуцкий, Гвоздев, Федоров, Скурихин, которые закрывали "белые пятна" на карте. Честь и хвала им, русским путешественникам и подвижникам! За ними к "незнаемым островам и новым землицам" устремились промышленники и промысловики. Среди них был и открывший в 1752 году один из островов Алеутской гряды – о. Атха – мореход Никифор Трапезников, смею надеяться, что мой дальний предок, учитывая мои дальневосточные корни (Авт.).
Но главное, что русские овладели стратегически важным районом, замыкающим сообщение между Тихим и Атлантическим океанами, чему, конечно же, больше всего противилась Англия. И она совместно с молодыми тогда и еще Соединенными Штатами всеми силами стремилась подорвать положение русских поселенцев в Америке. Однако право первооткрытия – как право первородства. Практика того времени была такова: кто первым ступил на новую землю, чей государственный флаг над нею развевается, той державе и принадлежит эта территория. В данном случае оспаривать у России северное и северно-западное побережье Америки было верхом самонадеянности. Слишком много трудов было вложено нашими соотечественниками в освоение новых земель. Слишком большой кровью они нам достались.
Однажды, подстрекаемые англо-американскими пиратами, местные индейцы "калоши" (так называли их русские моряки) напали на форт Новоархангельск. Дело могло бы кончится плохо, если бы в бухте не появился русский фрегат "Диана", которым командовал Василий Михайлович Головнин. Несколько залпов из орудий – и толпа разбежалась. После Шелихова правителями Русской Америки побывали Евстрат Деларов и Александр Баранов, а первая половина XIX века еще крепче привязала американские земли к России. Право, нет в том ничего худого, напротив, русский дух лишь унял чрезмерную прыть американских поселенцев, даже по-своему облагородил их. По крайней мере, хоть на какое-то время они поняли, что кроме оружия в мире существуют и иные ценности, а уж если все же предстоит меряться силой, то Россия не уступит, а победит.
Однако, к сожалению ли или к счастью, но в истории не бывает неизменных величин. Дело закончилось так, как закончилось: после Крымской войны, навязанной нам с далеко идущими целями, Россия ослабла, и Аляску пришлось отдать. Русские ушли с американского континента, а правительство США даже стало поглядывать на Дальний Восток и Сибирь.