logo

Хлебные крошки

Статьи

Исход Востока
Общество
Казахстан и Средняя Азия

Наим Холов

Произошло в Таджикистане, может аукнуться в России

Учитывать действенность исламского фанатизма

Конец старого и начало нового года ознаменовались в Таджикистане трагическим событием, которое, без преувеличения, потрясло всю республику. Вечером 31 декабря в Душанбе был убит двадцатичетырехлетний Парвиз Давлатбеков. Одетый в костюм Деда Мороза, он шел поздравить своих родственников с новогодним праздником. Уже у дома родни на него напала группа молодых людей, которые нанесли ему несколько ножевых ранений, в результате чего Парвиз скончался в больнице.

Начальник пресс-центра МВД страны Махмадулло Асадуллоев поспешил сообщить, что данное преступление совершено хулиганами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, и ничего общего с религиозными мотивами не имеет. Но так ли это на самом деле?

Родственники погибшего парня рассказали, что Парвиз был убит молодыми людьми, которые кричали: «Ту кофири» («ты – неверный» – тадж.), что является свидетельством как раз религиозного экстремизма.

В газете «Азия-Плюс», независимого популярного издания, появилась заметка о том, что накануне Нового года глава Совета улемов Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода заявил журналистам: «Украшение ёлки, танцы и игры вокруг неё являются чуждыми культуре таджиков и противоречат законам ислама». Не это ли заявление стало тем маслом, которое пролилось в огонь религиозного фанатизма и заставило его вспыхнуть ярким пламенем? По утверждению других средств массовой информации, в новогоднюю ночь в городе были избиты и ранены ножами еще трое Дедов Морозов. Правда, это сообщение не было ни подтверждено, ни опровергнуто.

Позднее глава таджикских мусульман С. Абдукодирзода поспешил выступить с опровержением появившихся в СМИ материалов о его причастности к убийству молодого парня в наряде Деда Мороза. Он якобы ничего подобного не говорил и дело самих жителей Таджикистана – отмечать им Новый год или нет. В подобное опровержение верится с трудом, ибо придумать такое решился бы далеко не всякий журналист. Но предположим, что главный муфтий ничего подобного не говорил. Однако народная мудрость гласит, что дыма без огня не бывает. Кто же был инициатором этого огня? Источник, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что в канун Нового года на заседании правительства республики один из авторитетных руководителей заявил: мол, празднование Нового года – это христианская традиция и негоже таджикам следовать ей. Сразу запрещать этот праздник не стоит, но нужно постепенно свести его на нет. Всякое предложение высокопоставленного официального лица тут же подхватывается угодливыми чиновниками и превращается в прямое указание. А затем, будучи доведенным до тех, кому это следует знать, облекается в форму прямого исполнения. Очевидно, и тут произошло то же самое.

Нынешний Новый год, как никогда, подвергался нападкам со стороны националистически настроенной интеллигенции и так называемых независимых журналистов. Газеты пестрели сообщениями о ненужности этого праздника и, более того, о вреде его для мусульман.

Возникло очевидное противоречие. Новый год, согласно Закону Таджикистана «О праздничных днях», является официальным праздником в стране. В преддверии этого праздника площади городов украшаются ёлками, проводятся утренники в школах с участием Деда Мороза и Снегурочки. В новогоднюю ночь жителей республики традиционно поздравляет президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

Вполне понятно, что после трагического происшествия с Дедом Морозом – Парвизом Давлатбековым вряд ли кто рискнет на следующий Новый год появиться на улицах столицы Таджикистана в костюме веселого и обаятельного, символического Дедушки. А это означает закат одного из самых красивых и долгожданных праздников в республике, то, чего так упорно добиваются радетели за абсолютный национальный суверенитет, без каких бы то ни было российских веяний.

Трое убийц Парвиза арестованы, еще двое объявлены в розыск. Показательно, что среди них – студенты Таджикского национального университета.

Религиозный фанатизм в стране обретает зримые черты. Массированная пропаганда исламских ценностей падает на благодатную почву. Молодежь не учится и не работает, низкий уровень сознания, как эхо, подхватывает и усиливает призывы превратить Таджикистан в государство мусульман, возродить былой арабский халифат в его прежних границах и так далее. Все это и является первопричиной зарождения религиозного экстремизма, проявления которого наблюдается на всей планете.

Мечети в Таджикистане построены в каждом микрорайоне, самозваные муллы действуют во всех населенных пунктах и махаллях – кварталах. Они определяют быт и поведение полуграмотного населения и способствуют распространению религиозной нетерпимости, попросту именуемой фанатизмом.

Руководство республики, поощрявшее обращение к мусульманской вере и всячески способствовавшее этому, спохватилось и стало принимать меры (скорее – полумеры) по сдерживанию религиозных волн, захлестывающих Таджикистан. Но, как говорят таджики, падающую лавину ладонями не остановишь. Проверка деятельности мечетей, аттестация самодеятельных священнослужителей практически ничего не дает, тем более что сами высокопоставленные чиновники являют собой пример религиозного благочестия.

Можно было бы рассудить и так: пусть они, мол, там у себя и веруют, и разбираются между собой. Где Таджикистан, и где Россия… Но между тем таджикский религиозный фанатизм может обернуться нежелательными последствиями для той же России. В Москве вполуха восприняли слова председателя Исламской партии возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири о том, что таджикские мигранты способны мусульманизировать Россию. Между тем это заявление Кабири вполне серьезно. Таджикских трудовых мигрантов в России более миллиона. Они не только работают, но и заводят семьи в дополнение к уже имеющимся на родине. У них традиционная тенденция к многодетности, а это значит, что число новоявленных мусульман в России будет возрастать в геометрической прогрессии, в то время как коренное население продолжает убывать. Никто не может дать гарантии, что они не везут с собой экстремистские наклонности.

Россия, проводя политику национальной терпимости и единения, должна учитывать действенность исламского фанатизма и принимать меры по его сдерживанию. Жить по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» чревато серьезными последствиями.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie