Процедура переселения соотечественников и их обустройство в России упрощается
«Можно заниматься любым видом деятельности»
В Минрегионразвития газете ВЗГЛЯД рассказали новые подробности планов по изменению знаменитой программы переселения соотечественников. Теперь акцент будет делаться на инициативу регионов. Эксперты указали и другие рецепты, которые должны стимулировать возвращение в Россию миллионов людей, близких нам культурно.
Прежде всего работа
Еще в апреле правительство утвердило обновленную госпрограмму по поддержке переселения соотечественников из-за рубежа на 2013–2015 годы. Сама программа стартовала в 2006 году, однако она не оправдала ожиданий. И вот теперь в программу решено внести коррективы.
Обновленная программа предусматривает резкое увеличение «подъемных» для переселенцев, но лишь для тех, кто соглашается ехать в рекомендованные властями регионы, в первую очередь в Сибирь и на Дальний Восток.
Кроме того, газете ВЗГЛЯД удалось выяснить новые подробности о том, как именно будет изменена программа.
Как пояснил газете ВЗГЛЯД директор департамента госполитики в сфере межнациональных отношений Минрегиона Александр Журавский, обновленная программа стимулирует участие в ней самих российских провинций.
Так, «вместо 63 показателей с дополнительными разбивками, списка вакансий рынка труда и таблицы статистических данных (10 показателей) для определения готовности территории вселения к приему переселенцев необходимо предоставить 18 обязательных показателей», сообщил чиновник.
Он добавил, что Минрегион работает над тем, чтобы региональные программы согласовывались за 2–3 месяца вместо 5–6. Сделано это будет за счет сокращения количества согласующих федеральных органов с 21 до 4–6.
«Одной из важных новаций программы явился отказ от жесткой привязки переселенца к месту предполагаемой работы. Выбор территории вселения мог осуществляться только «с учетом наличия места работы», то есть соотечественник мог переселиться только в качестве наемного работника, – сказал Журавский. – В новой редакции госпрограммы определено, что ее участник может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной российским законодательством».
Таким образом, по его словам, региональные программы переселения теперь будут привлекать соотечественников не по территориальному признаку (в определенный район), а по признаку осуществляемой деятельности, в том числе предпринимателей, самозанятых, студентов.
Как заявляется, желающий переселиться сможет с помощью региональных баз данных находить, в каком именно регионе из участвующих в программе с наибольшей вероятностью может пригодиться его труд. Квалификацию потенциальных переселенцев чиновники отмечают особо:
«Образовательный уровень переселенцев очень высок. Высшее образование имеют 40%, среднее профессиональное – 36%, – говорит Журавский. – При этом каждый пятый – это соотечественник в возрасте до 18 лет (21,5%). Это дети, которые, получив образование в наших школах и вузах, выйдут на рынок труда как раз в тот период, когда в них будет наиболее острая потребность».
В первую очередь Дальний Восток
Эксперты считают, что введенные в программу коррективы безусловно полезны.
«Желающих станет намного больше. Но я не уверен, что их будут сотни тысяч. Надо стимулировать приезд людей, близких нам по духу. Нужно создавать более привлекательные условия», – заявил газете ВЗГЛЯД лидер партии «Родина», член думской фракции «Единая Россия» Алексей Журавлев.
Про Дальний Восток, кстати, стоит упомянуть отдельно.
На прошедшей в среду встрече президента с руководством думских фракций лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил новую льготу для тех, кто поедет на Дальний Восток. «Русским переселенцам автоматически гражданство (давать) (не восемь, не пять лет ждать), а сразу. Приехал – гражданин России. Но пусть не уезжает, живет там 10 лет», – предложил лидер ЛДПР, передает ИТАР-ТАСС. «Это вариант, надо продумать до деталей. Это хорошее предложение», – поддержал Путин.
Кроме того, Жириновский в качестве одной из мер развития региона предложил отменить на Дальнем Востоке призыв в армию. По его мнению, в этом случае в регион поедет молодежь, которая уклоняется от армии, а молодежь необходима для развития региона, передает РИА «Новости». «Нужно предпринимать больше усилий для развития этого региона, но отменять призыв в армию – спорное предложение», – сказал Путин.
Алексей Журавлев приветствует идею об ускоренной выдаче российских паспортов тем, кто согласится поехать за Урал. Он выразил при этом уверенность, что проблем с проверкой, действительно ли человек останется, получив паспорт, на Дальнем Востоке, не возникнет.
«В паспорте можно ставить определенные отметки. Также есть регистрация. Принят закон о регистрации. Если закон нарушается, то это иной расклад – административно-уголовное наказание. Но не всю жизнь он должен там жить. Должен быть ценз оседлости, скажем, пять-десять лет. Но такой ход был бы отличным. Мы поддержали бы такую инициативу в Госдуме», – заявил депутат.
В свою очередь директор Института демографических исследований Игорь Белобородов уточнил, что регионы, расположенные за Уральским хребтом, должны в первую очередь улучшать свою репутацию. «Это те регионы, у которых незаслуженный отрицательный имидж, но там есть чем заняться и на чем можно основывать целое поселение», – полагает эксперт.
Белобородов считает, но начинать надо с резкого улучшения в целом образа России за рубежом. «Начинать надо с создания очень мощного имиджевого агентства, которое сформировало позитивный образ России за рубежом нужной целевой группе», – сказал Белобородов газете ВЗГЛЯД.
По его словам, Россия «проигрывает чисто имиджево, когда во многих бывших союзных республиках льют грязь на Россию, пытаются стравить народы». «Это очень характерно для Украины», – уверен эксперт.
В районах китайского приграничья
Успех программе переселения, по словам Белобородова, принесут «внушительные подъемные» и строительство малоэтажного жилья. «Строить небоскребы и загонять людей в бетонные коробки – цивилизационно невыгодно. Плотность населения в России диспропорциональна – в спальных районах Москвы 10 тысяч человек на квадратный километр, а в районах китайского приграничья – по одному человеку, хотя по ту сторону границы – не в самых населенных районах Китая – свыше 120 человек», – отметил эксперт.
Белобородов согласен, что приглашать надо не только этнических русских, но всех, кто отождествляет себя с Россией, представляющих ее народы и интегрируемых в культуру. «Учитывая, что резерв репатриации по самым скромным подсчетам составляет от 5 до 7 миллионов в течение ближайших 6–8 лет, а у них есть дети призывного возраста, то добрый миллион можно привлечь в армию. Но не надо людей отпугивать. Возможно, наоборот, надо дать отсрочку от армии и мотивировать их тем, что ваших детей, с которыми вы приедете, не будут брать в армию», – полагает эксперт.
Что касается трудоустройства переселенцев, то это должны быть не «сливные вакансии на такие зарплаты, на которые согласится только человек, который себя вообще не уважает». По его словам, в Россию едут только патриотически настроенные, желающие улучшить свое благосостояние «и в каком-то смысле отчаявшиеся от прежней жизни».
Белобородов уверен, что если согласно одной из новаций программы ее участник может заниматься любым видом деятельности, ставку надо делать на малый бизнес. «Должна быть максимальная ставка на самодостаточность семьи, когда человеку дают не рыбу, а удочку, которая позволяет человеку кормить себя и близких, быть оплотом государства», – считает эксперт.
По его словам, привязка переселенца к месту предполагаемой работы может быть в сфере, например, фермерства, но должна быть альтернатива в выборе регионов. «Ставку надо сделать на экономические рычаги, но позитивного свойства. Предоставлять альтернативные условия и расширять активность на самом низовом уровне – конкретной семьи», – убежден Белобородов.
Нужно еще больше
Журавлев считает, что нынешние темпы реализации программы в целом можно считать провальными.
При этом он напоминает, что сейчас в России находится 10 млн нелегальных мигрантов, «которые не знают ни русского языка, ни традиций и, как правило, представляют малоквалифицированную рабочую силу». «От этого надо избавляться, а наших соотечественников нужно стимулировать любыми способами переселяться в Россию», – уверен депутат.
Однако, указал Журавлев, десятки тысяч соотечественников проблему не решат, так как «России нужны 300–400 тысяч переселенцев в год», и кроме программы нужны новые шаги для упрощения процедуры получения гражданства бывшим соотечественникам, которые жили в СССР.