Пути, которые мы выбираем
Русские в Латвии: выбор судьбы
При всём богатстве выбора сейчас можно отметить четыре основных пути, которые выбирают русские Латвии, и ещё один – который выбирают за нас.Первый путь – добровольная ассимиляция.
Не так уж мало русскоязычных родителей отдают своих детей в латышские школы или согласны с переводом русских школ на латышский язык обучения, и включаются сами в латышскую этнокультурную среду, полностью дистанцируясь от России.
В откровенных беседах они говорят так: "Мы связали свою судьбу и судьбу своих детей с Латвией. Мы хотим, чтобы наши дети и внуки вошли в структуры этого государства, чтобы у них тоже был высокий стабильный доход, высокий уровень жизни, карьера и спокойная жизнь".
Да, возможность карьеры и достатка какая-то будет, но далеко не для всех. На некоторые посты, включая даже министерства (не из самых важных), могут назначить таких людей, доказавших свою лояльность и служебное рвение. Примеры такие есть: Макарове, Пожарновс, Пантелееве. Но, разумеется, самые высокие должности в Латвии вряд ли позволят когда-нибудь занять личностям с русскими фамилиями или русского происхождения. И средний управленческий персонал всё равно будет формироваться в основном из представителей титульной нации. Сейчас министерства и ведомства на 90 - 95 % укомплектованы латышами, при наличии нелатышей в составе населения свыше 40% пропорцию будут сохранять. Поэтому на пути ассимиляции блага сомнительны, а потери несомненны.
Русские дети, окончившие латышские школы, уже не будут полностью русскими. Их дети, повторив этот путь, фактически станут латышами.
Единственное, что можем мы сказать избравшим путь ассимиляции, – не следует все же забывать своего этнического происхождения и становиться врагами и гонителями всего русского.
А уж если вошёл отчасти во власть, не преследуй с показательной непримиримостью людей из покинутого тобой этноса, но помогай им по возможности. Это и благородно, и человечно, и в основном все так делают, зачем русским быть печальным исключением? Будь службистом, но оставайся человеком, и помни своих предков и своё происхождение.
Второй путь – это путь социально обиженных, путь неприятия случившихся перемен, отталкивания их, и ненависть к тем, кто эти разрушительные перемены произвёл, путь ухода от неприятных реалий в тот исчезнувший, но оставшийся в сознании людей советский мир. Однако это не просто консервация сознания, в мозгу немалого числа людей происходит работа, и по мере увеличения отставания реальных доходов от расчётного прожиточного минимума, роста коммунальных платежей, выселения из квартир, дрейфа государства в сторону НАТО, по мере роста своеволия различных хозяев и хозяйчиков и национально-языкового гнёта в сознании людей происходит идеализация социализма и стремление вернуть его.
В основном эти люди – пенсионеры, большей частью неграждане Латвии (хотя немало и граждан), а также лица более молодого возраста, не сумевшие приспособиться к нынешним реалиям. Они ненавидят Горбачёва и Ельцина и почти молятся на Сталина, надеясь на то, что в России когда-нибудь придёт к власти кто-то подобный ему, и всё восстановится: СССР, социальная справедливость, дружба народов. Надежды, густо окрашенные ностальгией!
Разубедить их невозможно, что бы ни говорилось – в ответ одно: зато при Сталине был порядок. И ведь действительно был порядок: у всех была работа, зарплату платили дважды в месяц, страна набирала силу, а не разваливалась; воры и мошенники сидели в тюрьме, а не входили во власть; разбои и бандитизм были ликвидированы, и по улицам можно было ходить без опаски в любое время. Да, были деспотизм и жестокость, но всё это надо соотносить с обстоятельствами времени и места, причины и цели. Вон Пётр I даже самолично головы стрельцам рубил, однако мы его уважаем всё-таки, не так ли? Может быть, нам всегда необходима сильная личность во главе государства?
Третий путь – путь эмиграции.
Этот путь становится всё более привлекательным для русской молодёжи, поскольку она прекрасно понимает, что в условиях построения латышского национального заповедника перспективы для реализации своих способностей у неё весьма ограничены. Получив образование, в котором особенно ценятся знания основ экономики, английского языка и компьютерная грамотность, русская молодёжь уезжает из Латвии.
Есть два варианта этого пути – эмиграция на Запад и эмиграция на Восток. Западный вариант более денежный, но есть тут и свои закавыки. Во-первых, даже после вступления Латвии в ЕС, будет установлен 7-летний мораторий на переезд и трудоустройство рабочей силы из Латвии в "старые" страны Евросоюза. А во-вторых, как правило, утрачивается национальная идентичность даже детьми эмигрантов, не говоря уже о внуках.
Говорят, что подростки из русских семей, прожившие более 10 лет в США или родившиеся там, с полным равнодушием относятся к стенаниям вечного борца с уже несуществующим Советским Союзом Е. Евтушенко, им не смешны хохмы Жванецкого и прочих, потому что они чувствуют себя уже американцами. М. Задорнов, наиболее умный из наших юмористов, (инженер всё-таки), первый всё это осознал. Мы понимаем мотивы эмиграции русских на Запад, но думается об этом с глубокой грустью.
В Русской общине Латвии мы с большим вниманием относимся к тем, кто решает уехать на свою историческую Родину, в Россию. Уезжающие туда не испытывают, разумеется, никаких языковых проблем и остаются русскими людьми.
В России уже осознали острую необходимость притока молодых и образованных русских людей из зарубежья и будут способствовать их трудоустройству. А после устройства молодёжь может забрать и своих родителей, для которых возврат на родную землю, скорее всего, прибавит здоровья и срок жизни.
Россия постепенно выбирается из ельцинского хаоса. В большой стране, которая всё-таки развивает все основные направления науки и техники, неизмеримо больше возможностей для реализации своих способностей и желаний, чем в маленьком национально озабоченном государстве. Там, в России, мы, русские,- титульная нация. И там всегда будут существовать для русских условия для военной или гражданской карьеры, в сфере управления, в дипломатии, на производстве, каковых в Латвии для них не будет никогда.
Поэтому всё большей популярностью в Латвии пользуются высшие учебные заведения с обучением на русском языке, в том числе филиалы, отделения или УКП московских или петербургских вузов.
Все большую роль играют стипендии мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова для успешно занимающихся русских студентов из малообеспеченных семей в Латвии, Литве и Эстонии. Возможности трудоустройства в России непрерывно увеличиваются, и не только для лиц с высшим образованием. Поэтому не стоит молодым и крепким русским парням перебиваться здесь случайными заработками или сидеть на шее у родителей и губить своё здоровье, бесцельно шатаясь по улицам, спиваясь или вовсе садясь на иглу. Если не складывается жизнь в одном месте, надо менять место. А в России, с её разнообразием климатических условий, всяких мест предостаточно.
Русская община Латвии (объединение "Россы", руководитель Г. Рогачиков) принимает действия к реализации программы по организованному переселению в Россию в ближайшие 3 года тысячи русских семей. Втрое больше, по нашим данным, переедут туда в индивидуальном порядке. Россия, несомненно, приобретает, а Латвия, несомненно, потеряет, но такая уж создана здесь для нас обстановка, что не всякий её выдержит. И процесс этот будет продолжаться.
Четвертый путь – это путь русских граждан Латвии, которые связали свою судьбу с этой страной, но не желают быть ассимилированными. Это путь практической интеграции на основе реального двуязычия в рамках единого территориально, но двухобщинного государства. Если хотите – канадская модель. Возможно, это самый надёжный в долговременном плане способ сохранения Латвии как суверенного государства.
Итак, реальное двуязычие со вторым государственным языком – русским. Реальное равноправие и взаимное уважение, сотрудничество без национального унижения и дискриминации. Дружественные отношения с Россией, Белоруссией и Украиной. Законодательно закреплённое пропорциональное представительство русских во всех органах власти. Закрепление второго по политическому значению высшего поста в государстве – председателя Сейма – за этническим русским. Конечно, первым государственным языком должен быть латышский, и без его знания нам не обойтись.
Однако государственное образование для русских на всех уровнях, вплоть до высшего, должно вестись на родном языке, при одновременном изучении латышского языка. На мой взгляд, параллельно с изучением естественных предметов на русском языке, основные термины и определения следовало бы также давать и на латышском языке. Гуманитарные предметы (история, география, литература и пр.) – только на русском языке. Такую модель можно принять, и никакой другой билингвальности вводить не следует, иначе будет каша в голове и острая неприязнь к насильственно навязываемому латышскому языку. Ведь ранее существовали латышские школы с углублённым изучением русского языка? Существовали. Так оставьте такую же модель и для русских, господа, это будет справедливо и демократично.
Таковы основные ориентиры этого пути, он нелёгок и непрост, и требует постоянных и неотступных усилий, но только на этом пути мы можем самосохраниться как русские в Латвии и добиться реального равноправия. Что для этого нужно? Прежде всего, уважать самих себя и свою культуру, свой язык. Если мы сами себя уважать не будем, то как можем требовать уважения от других?
Нам надо научиться ладить друг с другом. Мы, русские, как правило, бываем жёстки и неуступчивы по отношению друг к другу, но на удивление мягки и уступчивы до самоунижения по отношению к другим нациям. Нужна, видимо, определённая сбалансированность. Казалось бы, примеры из нашей истории должны были научить нас, что русские терпят страшные поражения, когда действуют не заедино, а розно – и, наоборот, одерживают блистательные победы, соединив усилия. Ведь и наше собственное униженное положение здесь тоже отчасти результат разногласий.
Нам надо избавиться от комплексов, от навязанного чувства вины. Русский народ ни перед одним народом не виноват более, чем тот перед русским.
Нам надо перестать быть мякишами, чересчур уступчивыми и чрезмерно толерантными во вред себе и своему народу. А главное – действовать заодно или совместно в рамках наших общественных организаций и партий.
Можно, конечно, ничего не решать, никаких определённых путей не выбирать и никуда не идти, а жить, как живётся и позволяется. Можно просто стать безликой и безропотной массой, подобно той, которую турки, некогда покорившие южных славян, презрительно называли "райя" – стадо. Однако и тогда придётся двигаться, но только туда, куда направляют погонщики.
И это будет пятый путь, который выберут для нас вместо нас. Но вряд ли на этом пути мы обретём своё национальное достоинство и реальное равноправие.