Расчеты и просчеты Варшавы
В польском обществе растут критические настроения по поводу участия страны в "восстановлении Ирака"
Известно, с каким восторгом правящие круги Польши ухватились за предложение Вашингтона получить зону оккупации в Ираке. С участием в подавлении народа Ирака Варшава связывала далеко идущие планы в Европе. Близкий к СДПГ, оставляющей основу правящей в Германии коалиции социал-демократов и "зеленых", еженедельник "Шпигель" писал, что, участвуя в оккупационных силах, "Польша намерена увеличить свое влияние в Брюсселе как лидер "новой Европы" и близкий союзник Соединенных Штатов", чтобы впоследствии получить роль "посредника между Европейским Союзом и Соединенными Штатами".Но надо подчеркнуть, что далеко не все в Польше разделяют амбициозные проекты Квасьневского и Миллера. Немецкая газета "Вельт" пишет, что после вступления Польши в руководство южной зоной Ирака все меньшее количество поляков поддерживает политику Варшавы. Радуются содеянному только американцы польского происхождения.
Оснований для растущей в польском обществе тревоги действительно немало. Поляки рассчитывали, что шииты, натерпевшиеся от Саддама Хусейна и составляющие большинство в их зоне оккупации, отнесутся к ним миролюбиво. В самой Польше срочно вытащили на свет Божий немногих местных исламоведов, которые в сочувственном тоне описывали исторический путь шиизма. Проводились параллели между борьбой шиитов со всяческими угнетателями и борьбой поляков за независимость и т.д.
Но уловки такого рода не сработали. Не помогли даже распространяемые среди местного населения материалы о том, как польская дивизия карпатских стрельцов в годы Второй Мировой войны защищала от фельдмаршала Роммеля Тобрук в Ливии, а армия генерала Андерса, расположившись в Курдистане, под началом англичан готовилась к защите нефтепромыслов в случае прорыва немцев через Кавказ. Не помогли, потому что арабы традиционно хорошо относятся к немцам и плохо – к англичанам. Первые всегда обещали их освободить, а вторые – постоянно угнетали. Кроме того, сказывается историческая вражда с иудаизмом.
В начале сентября аятолла аль Хаири в священном для шиитов городе Кум (Иран) заявил: "Ведя борьбу против Соединенных Штатов, не будем сомневаться ни одной минуты. Будем стрелять по американцам, полякам, американцам и всем чужеземным солдатам на мусульманской земле". Его заявление поддержал видный лидер шиитов Ирака аль Садр. Он уже приступил к формированию "армии Махди", которая призвана, по его словам, "защищать святые места шиизма и молящихся в мечетях" от иностранных оккупантов. В Ираке считают, что "армию Махди" могут составить не менее пятой части шиитов, в первую очередь, шиитская молодежь.
Шиитский лидер уверен, что поляки "ничем не отличаются от американцев". Один из польских экспертов по исламу, находящийся в Ираке, говорит, что в сознании шиитов поляки являются родственниками Большого Сатаны, то есть Соединенных Штатов. Между тем, в арабских газетах появились сообщения о том, что польские солдаты "убили невинную иракскую девушку". Невинность в арабском мире, не пережившем, в отличие от Польши, сексуальной революции – это особая категория. Поняв, что речь идет о событии экстраординарном, польское командование заявило, что сообщения об убийстве девушки являются фальшивками. Но арабы уверены в обратном. Напряженность в отношениях между иракцами и польскими военнослужащими нарастает.
На фоне происходящего растут критические настроения в польском обществе. Достается "на орехи" не только собственному правительству, но и "старшему брату" – американцам. Газеты пишут, что США "втянули" Польшу в иракскую авантюру. А теперь, когда пришло понимание ошибочности решения о "создании польского сектора", уже поздно повернуть обратно. Как говорит экс-премьер Польши Тадеуш Мазовецкий, "сказав А, надо говорить и Б".
Польские СМИ напоминают, что "американцы в Ираке могут позволить себе стрелять во все, что движется (что они ежедневно и делают. – Авт.), так как США не подписали конвенцию о Международном уголовном трибунале" (МУТ) и тем самым освободили своих граждан от ответственности перед ним за совершенные в других странах преступления против человечности. Как метко замечает по этому поводу еженедельник "Политика", "польские солдаты не получают такую "охрану" как американцы, поскольку существует риск привлечения поляков трибуналом в случае нарушения прав человека".
Известный обозреватель Давид Варшавский опасается, что участие в оккупации Ирака может привести к террористическим актам на территории Польши, особенно в том случае, "когда польские оккупационные войска начнут стрелять по иракцам". По мнению Д.Варшавского, "Польша совершенно не готова к войне против терроризма. Вопросы безопасности, даже во время столь потенциально сложных ситуаций как визиты израильских политиков, решаются на любительском уровне. Он удивляется тем польским политикам, которые пытаются слово "оккупация" заменить другим – "стабилизация", "словно семантические упражнения способны изменить суть дела".
Обозреватель указывает, что Австралия, имея в Ираке военнослужащих больше чем Польша, но лучше поляков ориентируясь в ситуации, от наличия собственной зоны оккупации отказалась.
Что же касается Польши, лучше было бы не только не соглашаться на получение зоны оккупации, не зная, как с ней справиться, а вообще не посылать в Ирак военных, считает Давид Варшавский. Достаточно было направить гражданский корпус восстановления. Тем более, что в прежние времена в Ираке работали десятки тысяч поляков, накоплен соответствующий опыт и налажены неплохие контакты с местными специалистами. Конечно, сокрушается мэтр журналистки, "этот бесценный опыт совершенно непригоден для патрулирования с оружием в руках клокочущих шиитских городов".
Критика со стороны польской общественности вызывает все большее раздражение властей и местных "патриотов". Известная своими проамериканскими настроениями Кристина Гржибовская в "Газете польской" возмущается тем, что в публикациях польских газет "отсутствует чувство гордости в связи с возрастающей ролью Польши в мире", а также по поводу принятия правительством "эпохального решения" об участии в оккупации Ирака. Кроме того, воинственная дама разгневана тем, что "по радио и телевидению выступают странные независимые эксперты, целью которых является дискредитация нашей внешней политики, говорят о Польше как о смешном, бедном и маргинальном государстве, у которого не в порядке с головой".
Можно удивляться, как люди, утверждающие, что они несут в Ирак "демократию и свободу", в то же время выступают против свободы и демократии в собственной стране. Но таков удел всех, кто ослеплен манией призрачного величия отдельных стран, народов и систем ценностей, будь то в Польше, Америке или на Украине.
И еще об одном. В Ираке под началом польских полковников несет оккупационную службу украинская бригада. Пока у наших военнослужащих все в порядке. Они принимают горячую пищу и нежатся под кондиционерной прохладой. Вскоре, видимо, начнут сажать деревья и строить детские садики. Если, конечно, иракские партизаны не перепутают их с поляками. Быть близкими родственниками Большого Сатаны на Ближнем Востоке – удовольствие из разряда сомнительных.