Роль совести в истории села Вятское
Елена Ямпольская нашла в Ярославской области Россию, которую мы потеряли
Некрасовский район Ярославской области. 38 километров от тысячелетнего города, приобретшего после 7 сентября нынешнего года еще и печальную славу. Здесь бизнесмен Олег Жаров – не олигарх, не член «Единой России» (и никакой иной партии) – собственными финансовыми силами, без участия государства восстанавливает старинное село Вятское. Когда-то богатейшее, торговое, с каменными домами, оно пробалансировало советские времена и, как принято, заглохло в постсоветские.Коренной ярославец Жаров (поработавший и в США, и в Европе, и в обеих российских столицах) искал тихое место для дачи. А нашел жемчужину – с первым летописным упоминанием в 1502 году, полусотней развалившихся архитектурных памятников и огромным Вознесенским храмом, служба в котором не прерывалась с 1750 года по сей день.
Теперь здесь историко-культурный комплекс: гостиница, ресторан, пять музеев. Главный – «Музей русской предприимчивости» – собрание орудий мужского и женского труда, изящной домашней утвари, бытовой техники (вроде стиральной машины с корпусом из дубовой кадушки), щегольских девайсов: музыкальные шкатулки, патефоны, арифмометры… Трудолюбием и достатком, избытком даже, веет от основательных фигур и ясноглазых лиц на ретро-снимках из сельского фотоателье. Похоже, в Некрасовском районе Ярославской области нашли ту Россию, которую мы потеряли.
На работу Жаров ездит в Ярославль, но в городскую квартиру уже несколько лет не заглядывал, живет здесь. Капитал он сделал на «другом конце нефтяной трубы»: переработка отходов, строительство очистных сооружений, ресурсосберегающие технологии, новые материалы, в общем, экология. Бизнес свой Жаров называет малым и вообще в предпринимательство попал «случайно». Математик по образованию, к 1991 году он работал в научном центре по изучению фундаментальных проблем вычислительной техники. «Это был советский опыт Сколково. То, о чем сегодня столько шумят, мы проходили четверть века назад. И могу точно сказать, что разговоры про нанотехнологии, инновации, микроэлектронику – пустая трата времени. Нет смысла догонять страны, опередившие нас в этих областях на два порядка, то есть в сто раз. Надо фундаментальную науку возрождать, в ней наша сила…»
Скепсис кандидата физмат наук и доктора экономики Жарова разделяют и обычные предприимчивые мужики Ярославской области. Сама слышала, как в угличском Кремле, на берегу Волги ряженый кузнецом зазывала перекрикивает ветер:
- Испытайте русские нанотехнологии! Сейчас вот этой нанокувалдой мы отчеканим вам монету с профилем святого благоверного царевича Димитрия!
Иностранцы юмора не понимают, зато наши туристы, хоть и приехали к месту гибели восьмилетнего ребенка, искренне веселятся...
Схема бизнеса Жарова в Вятском проста: он приобретает старые дома у текущих владельцев, реконструирует их под ключ и продает очередную готовую усадьбу какому-нибудь состоятельному ярославцу.
- Выживаете бедных людей с исторической родины?
- Никого не выживаем. Некоторые хозяева вообще давно из Вятского уехали – осталась развалюха от бабушки, стоит где-то, и бог с ней. Я сам живу сейчас в доме почетного гражданина села Федора Богородского. А раньше жил в доме купца Ивана Галочкина. Тот дом мы восстанавливали из руин, нынешний – после пожара.
- Может так случиться, что коренных жителей в Вятском не останется?
- Здесь всего 53 исторических здания. Тридцать из них я уже выкупил. Все бывшие собственники радикально улучшили свои жилищные условия.
Доверять бизнесу в России не принято: сладко поют – грубо прижимают. Но мы идем по свежеасфальтированным улицам с Жаровым и его женой Ларисой – встречные приветливо раскланиваются, в глаза смотрят прямо.
- Здорово, дядя Веня! Как самочувствие? – по-деревенски кричит через улицу коренная москвичка Лариса.
А мне рассказывает:
- Когда мы подсветку сделали на новых домах, на музеях, на гостинице, дядя Веня вышел вечером и говорит: «Ох, живем теперь, как в городУ!»
- Да уж, – подхватывает Олег. – Тут кое-кто приедет и зудит: вот, раньше было село настоящее, а теперь подсветка какая-то, урны на каждом шагу понатыканы… А я говорю: мало ли в России деревень без урн и без подсветки? Туда и поезжайте!
- Что такое модернизация? – снова заводит Жаров свою любимую песню. – В моем понимании это коммерциализация. То есть, любой продукт должен найти своего потребителя. Рынок исторической недвижимости – очень модное сегодня направление на Западе. У нас в этом отношении поле непаханое. С одной стороны, туризм потихонечку переориентируется на внутренние маршруты. На фоне того, что в мире происходит: где акулы, где спиртным отравились, где автобус расстреляли… Да и просто самосознание у людей растет. С другой стороны, обеспеченные люди приезжают, покупают недвижимость, живут. Я этому очень рад. Богатый человек хочет, чтобы вокруг было красиво. Приходишь и говоришь: ребята, храм надо восстанавливать. Одному просто неудобно отказаться, а другому и лестно поучаствовать...
В общей сложности Жаров создал в Вятском около 70 рабочих мест. Скоро заработает цех по засолке огурцов – прибавится еще тридцать. Когда-то село называли огуречной столицей России. Этот овощ растет здесь, как сорняк. Ни удобрять, ни поливать не нужно. В 1906 году на продажу в столицы, а также в Швецию, Швейцарию и Данию из Вятского вывезли 8 миллионов килограммов соленых огурцов – правда, с учетом веса тары…
На центральной площади села дежурит «восьмерка» вневедомственной охраны. Скорость реагирования – тридцать секунд. Уборку мусора, снега зимой, прокладку канализации и водопровода Жаров тоже взял на себя.
- Мне приходится быть и мэром, и депутатом, и мировым судьей, и священником… У школы проблемы – школе помог. Ей сто лет исполнилось, оттуда три Героя Советского Союза вышли, будущий митрополит Рязанский Симон там учился, а им не то что юбилей отметить – на ремонт денег никто не давал. Мы выделили 600 тысяч рублей, школа хотя бы нормально открыла учебный год.
- У меня есть знакомые, продолжает Жаров, – долларовые миллиардеры, из списка «Форбс». Некоторые сюда приезжали. Охали, ахали: какая красота, фантастика, ну ты молодец! Ни один не предложил ни копейки. Хоть на церковные купола, хоть на что-нибудь… Ни разу!
- Видимо, поэтому они и миллиардеры.
- Наверное. А кто попроще – владельцы среднего бизнеса – всегда говорят: если чего надо, звони… Я не буду просить, конечно, но все равно у среднего бизнеса лицо человеческое.
Местная власть охотно наведывается в Вятское, важных гостей привозит, но в дела Жарова не лезет.
- А я просить не умею, да и не люблю. Не мешают – на том спасибо.
Насчет «не мешают» – не так все просто.
Едва лишь у Золотого кольца появился новый изгиб (половина туристических автобусов, прежде направлявшихся от ближайшей пристани к Ростову Великому, теперь едут в Вятское), возникла вдруг идея в пятистах метрах от села поставить коровник. На 1200 голов – а с молодняком на 2000. Стройка, заявленная в рамках нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса», уже началась. Жаров считает ее незаконной, собрал документы и подал в суд.
- Коровы не ярославские, голландские, для привязного содержания, без выпаса. Здесь не только туристы, местные жители в обморок будут падать.
Математик Жаров нашел в интернете, сколько навоза в среднем производит за день одна буренка, умножил эту цифру на 1200 и получил два железнодорожных состава пахучей субстанции в год.
- Вы думаете, – спрашиваю я, – за этим стоит злой умысел? Чиновники ревнуют?
- Не уверен, – осторожно отвечает Жаров. – Вполне вероятно, что это простая безалаберность. Поймите: мы были бы очень рады, если бы деньги вкладывались в поддержку фермерских хозяйств – пусть коровы вокруг пасутся. Но 1200 несчастных буренок, которых за всю жизнь ни разу на улицу не выпустят… О чем думает общество защиты животных?
Из знаменитостей частый гость Вятского – оскароносный аниматор, скромный ярославский отшельник Александр Петров, здесь открыта его выставка. В бывшей кузнице оборудовали купель – на последнее Крещение сюда приехали окунуться 5000 человек. Росписи в купели, как и в московском Храме Христа Спасителя, делал заслуженный художник России Николай Мухин, - у него дом в Вятском. Такие вот в русской провинции простые деревеньки…
Среди поклонников Вятского – люди, настолько разные, как советник президента России по культуре Юрий Лаптев и случайно встреченный мною на сельской улице Евгений Ройзман. Оба, как объясняет мне Жаров, принадлежат к коллекционерскому племени.
- У Жени потрясающий музей иконы в Екатеринбурге.
- Вы с ним давно знакомы?
- Нет, года два. Помню, год назад мы разговорились, и он все – о роли государства, о крепкой власти… В общем, я очень удивился, когда он в «Правое дело» вступил.
- А почему зализывать раны Ройзман прибыл именно к вам?
- Что вы, какие раны? Тут один коллекционер юбилей отмечает, вот все и съехались.
- Вы-то сами каких взглядов человек?
- Либеральных.
- При том, что живете на земле, скупаете прялки и интересуетесь огурцами?
- Я против гипертрофированной роли государства. Так нельзя страной управлять: выезжают президент или премьер на места, люди им жалуются, и после этого одним крышу починят, другим отопление включат.
- Положим, Вятскому повезло. Но ведь это случай уникальный. А кто будет остальные русские деревни восстанавливать, если не государство?
- В идеале – бизнес.
- Для этого у бизнеса совесть должна пробудиться.
- Ну, во-первых, бизнес весь разный. А во-вторых: разве у нынешнего государства есть совесть?
Вопрос риторический. Я выключаю диктофон и думаю: если когда-нибудь ученые возьмутся исследовать роль совести в истории, мимо села Вятское им точно не пройти.
На фото: восстановленный дом