Россия защитит своих граждан
Еще раз о российско-грузинских отношениях
Начало 2006 года характеризуется резким обострением российско-грузинских отношений. Серией громких заявлений в адрес РФ отметился, прежде всего, президент Грузии Михаил Саакашвили. Среди прочего он возложил на Россию вину за энергокризис (прекращение подачи российского газа грузинским потребителям по причине взрыва на газопроводе) и подписал указ о выходе Грузии из Совета министров обороны стран СНГ.Другие высокопоставленные грузинские чиновники последовательно раздвигают границы дозволенного в межгосударственных отношениях. Определяя "крайней" во всех своих бедах (а их предостаточно) Россию, представители официального Тбилиси в развязанной информационной войне все более ужесточают антироссийскую риторику. Дело дошло до того, что, выступая в телемосте Тбилиси-Москва, организованном грузинской телекомпанией "Рустави-2", госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава в полемике с депутатом Госдумы РФ Виктором Алкснисом открытым текстом, на две страны сразу, назвал Россию фашистским государством. "Сегодня в России - фашизм! - заявил Георгий Хаиндрава, - придет время, и вы будете нести ответственность за это (имеются в виду "преступления на территории Грузии", прим. авт.) вместе с остальными фашистами, которые устраивают вакханалию на территории чужих стран!"
Что же сотворила "фашистская Россия" на территории Грузии? Камнем преткновения стали претензии грузинского руководства к посреднической миссии России в урегулировании конфликтов в Южной Осетии и Абхазии, на территории которых в 1992 и 1994 годах (соответственно) были введены российские миротворцы для прекращения кровопролития между грузинами и жителями отделившихся от Грузии республик, которые не захотели оставаться в составе Грузии после распада Советского Союза. При этом, в Южную Осетию российский миротворческий контингент был введен согласно двухстороннему российско-грузинскому соглашению, подписанному президентами Б.Ельциным и Э.Шеварднадзе, а в Абхазию российские миротворцы вошли по решению Совета глав государств-членов СНГ.
То есть, с правовой точки зрения к присутствию российских миротворцев в Южной Осетии и Абхазии никаких вопросов не должно быть. А тем более - нет вопросов по мотивации этого присутствия. Речь идет не о геноциде грузинского населения в отделившихся республиках со стороны российских военных, о чем сегодня лживо говорят в Грузии, а о защите осетин и абхазов от уничтожения в кровопролитней бойне, которую устроили в свое время демократические правители независимой Грузии.
Сегодня для руководства Грузии российские миротворцы - главная преграда в осуществлении программы-минимум: восстановление территориальной целостности и интеграции в НАТО. Хотя в Брюсселе говорят, что Грузию примут в альянс и без Южной Осетии и Абхазии.
Однако, М.Саакашвили поставил цель войти в НАТО без всяких там территориальных проблем. И не важно, чего хотят осетины и абхазцы, и их президенты. Свои амбициозные планы М.Саакашвили попытался решить уже на волне "революции роз", когда в августе 2004 года революционные власти, быстро решившие аджарскую проблему сепаратизма, попытались укротить и цхинвальскую самостоятельность. Правда, закончилась эта авантюра тем, что ввод подразделений МО и МВД в зону конфликта отбросил налаживавшийся грузино-южноосетинский диалог назад в начало 90-х годов, что едва не привело к новой братоубийственной бойне. Тогда с Южной Осетией не получилось. После определенной паузы, которую грузинское руководство использовало для наращивания военных мускулов и подготовки общественного мнения, как среди своего населения, так и в международном масштабе, процесс восстановления территориальной целостности Грузии возобновился. Абхазию пока не трогают. Начали с Южной Осетии. Причем, начало получилось довольно агрессивным и впечатляющим - парламент Грузии единогласно проголосовал за вывод российских миротворцев из Южной Осетии. При этом, Грузия пригрозила применить силу против российских военных, если они не подчинятся требованию парламента и не покинут территорию Грузии.
В одном из последних выступлений по грузинскому телевидению председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе заявил, что Тбилиси может объявить российских военных "оккупационными войсками" и принять силовые меры для их вывода из зоны конфликта. "Грузинская армия на всякий случай "должна бать готова" к подобному развитию событий", отметил парламентарий. И в этом направлении уже идет практическая подготовка. В частности, в Грузии начали проводить скрытую мобилизацию, которую в министерстве обороны называют внеплановым призывом в вооруженные силы. Согласно указу президента Михаила Саакашвили, призыв продлится до 15 марта 2006 года, всего в армию планируется призвать одну тысячу добровольцев, в основном из регионов Кахетии, Мухета-Мтианет, Шида Картли и Самегрело. Даже госпиталь из Тбилиси перевели поближе к "передовой", в Гори.
По сути, речь идет о непосредственной подготовке к маленькой, локальной войне. Однако, в Тбилиси очень бы хотели, чтобы локальный конфликт по силовому выдворению российских миротворцев из Южной Осетии перерос бы в масштабные военные действия, а в конечном счете - в межгосударственный конфликт и преподнесен общественности, как "борьба Грузии с имперской Россией".
В свою очередь, южноосетинские власти заявляют, что Цхинвали не согласится на вывод российского миротворческого контингента из зоны конфликта до его полного урегулирования. А это означает, что односторонние грузинские решения не будут иметь юридической силы и российские миротворцы, будут продолжать выполнять свои задачи и далее. Причем, их мандатом предусмотрено, что любые действия, силовые в том числе, препятствующие исполнению миротворцами своих обязанностей, должны пресекаться, вплоть до применения оружия. Об этом еще раз предупредил командующий Смешанными силами по поддержанию мира в зоне грузино-южноосетинского конфликта российский генерал-майор Марат Кулахметов.
Выходит, что реально грузинские власти повлиять на пребывание российских миротворцев в Южной Осетии (а равно и в Абхазии) не смогут, если, конечно, не будет на то "воля и благословение" Вашингтона.
Что касается решения, принятого парламентом Грузии, то оно силы прямого действия не имеет. Далее должны последовать какие-то решения президента, правительства. А президент Саакашвили в последнее время молчит по поводу российских миротворцев и принятого парламентом решения, хотя, безусловно, сам же его инициировал. Все это может означать, что президент Грузии при всей его амбициозности и непредсказуемости понимает невозможность принятия жесткого одностороннего решения о выводе российских миротворцев из зоны конфликта. Их вывод должен решаться на уровне глав государств - на этот раз президентами Саакашвили и Путиным. Но сложность в том, что встреча президентов Грузии и России пока даже не планируется.
Да и лидеры "непризнанных" (Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья) не сидят сложа руки — они уже обсудили военную взаимопомощь на случай агрессии.
Пока же, как заявил глава МИДа России Сергей Лавров, "действия Грузии в отношении российских миротворцев в зоне грузино-южноосетинского конфликта переходят всякие границы". Видимо, такая обстановка сохранится на неопределенное время и далее. На крайние же силовые меры Грузия вряд ли пойдет, ибо в Тбилиси понимают, что Россия крайне заинтересована в стабильности ситуации в Южной Осетии и защите своих граждан. И, судя по реакции Государственной Думы РФ на складывающуюся ситуацию вокруг российских миротворцев в Северной Осетии, заявлениям министров обороны и иностранных дел, у России хватит и политической воли, и возможностей, чтобы россиянам, проживающим в этом регионе, были обеспечены и гарантии их личной безопасности, и сохранность их собственности. Иначе не будет, ибо Россия, как государство, обязана защищать своих граждан.