Россию хотят "выдавить" из Ирана?
Россия сталкивается с попытками Европы вступить с ней в борьбу за иранский ядерный рынок
Недавно тема иранской ядерной энергетической программы и участие в ней России была поднята в несколько неожиданном ракурсе. Три ведущих европейских страны – Великобритания, Германия и Франция заявили о своей готовности предоставить Ирану ядерные технологии невоенного характера и даже помочь Тегерану в приобретении реактора на "легкой воде" в обмен на прекращение Ираном всех работ по программе обогащения урана.По данным западной прессы, этот вопрос активно обсуждался на встрече министров иностранных дел стран "большой восьмерки". Кроме того, как отметили российские обозреватели, параллельно с этим на Западе развернулась очередная информационно-пропагандистская кампания под лозунгом требований к России прекратить сотрудничество с Ираном в ядерной энергетике, которое якобы может привести к появлению у Тегерана ядерного оружия.
Как известно, тема "иранских ядерных амбиций" уже давно поднимается в США, где считают, что желание богатого углеводородным сырьем Ирана, развивать свою ядерную энергетику, не может быть объяснено другими причинами, кроме стремления к обладанию ядерным оружием. Этот вопрос с подачи Вашингтона был вынесен на уровень ООН, представители которого провели в Вене переговоры с иранскими представителями с целью убедить Иран отказаться от программы обогащения урана и поставить свою ядерную программу под полный контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В случае провала переговоров, вопрос будет передан в Совет Безопасности ООН, который может принять решение о ведении санкций против Ирана.
Иран же настаивает на своем праве работать над ядерными технологиями, подчеркивая при этом, что может продемонстрировать мирный характер этой программы. Представитель Ирана в МАГАТЭ Хосейн Мусавян заявил, что если его стране не разрешат осуществлять работу по полному ядерному циклу, то переговоры в Вене обречены на провал. По его словам, "если от Ирана будут требовать отказа от цикла создания ядерного топлива, то не стоит строить надежды по поводу этих переговоров". К тому же, как указывают в Тегеране, за два года расследований МАГАТЭ не получила никаких твердых доказательств того, что Иран имеет программу разработки ядерного оружия.
Тем не менее, США выражают свое резкое несогласие с передачей Ирану, который в основном сотрудничает с Россией по программе развития ядерной энергетики, каких-либо новых технологий. В конце сентября США ввели санкции против 14 иностранных фирм, которые согласно "заслуживающей доверия информации" якобы продавали Ирану оружие и технологии для создания баллистических ракет. Среди этих фирм есть и компания "Хазра Трейдинг" из России.
Позиция США стала еще более жесткой после недавнего проведения Ираном испытания своей баллистической ракеты "Шахаб-3", которая способна нести ядерную боеголовку и достигать целей на расстоянии 2000 километров, в т.ч. на всей территории Израиля. По мнению западных экспертов, время запуска было выбрано не случайно: тем самым Иран продемонстрировал свои оборонные возможности в преддверии встречи с представителей европейских государств в Вене.
Эти переговоры прошли в конце октября за закрытыми дверями между представителями Ирана и Великобритании, Франции и Германии. В результате иранская сторона отвергла предложения европейцев остановить работы по обогащению урана в обмен на торговые уступки и более современную ядерную технологию. Представитель иранского правительства заявил, что англо-франко-германская инициатива "несбалансированна и неприемлема". Представитель МИД Ирана Хамид Реза Ассефи заявил журналистам, что полное прекращение работ по обогащению урана неприемлемо для его страны. По его словам, иранская сторона выдвинет собственные предложения.
В свою очередь, европейские дипломаты заявили, что если Тегеран окончательно отвергнет их предложения, то большинство стран Европы поддержит предложения США в Совете Безопасности ООН о наложении экономических санкции на Иран. На то, чтобы прекратить работы по программе обогащения урана, МАГАТЭ дало Ирану срок до конца ноября.
Между тем, российские эксперты считают, что активизация западных государств на иранском направлении вызвана недавними заявлениями российских официальных лиц о том, что сотрудничество в ядерной энергетике между Россией и Ираном продолжится. По их мнению, европейские компании при поддержке американцев хотят "выдавить" Москву с иранского ядерного рынка и тем самым ослабить российские позиции в этой стране. Причем, определенные шансы на успех у них в этом есть.
Западная Европа уже не первый раз подает официальному Тегерану знаки о своей готовности к возобновлению сотрудничества с Ираном в области атомной энергетике. Более того, контакты между энергетическим ведомством Ирана и представителями западноевропейских компаний, связанных с атомной промышленностью, практически никогда и не прекращались. Правда, перерасти в нечто серьезное, они не могли из-за категорически негативной позиции США в отношении деятельности компаний Западной Европы на иранском атомном рынке.
Однако в последнее время ситуация существенно меняется. После недавнего визита в Иран министра иностранных дел России Сергея Лаврова официальная Москва, несмотря на сильнейшее американское давление, твердо заявила о намерении продолжать развитие связей с Ираном в ядерной сфере и в области военно-технического сотрудничества. Визит в Тегеран президента России Владимира Путина призван в еще большей степени закрепить российский курс на сближение с Ираном. Понятно, что такая перспектива не вызывает никакого восторга в Вашингтоне.
В этой связи, "неожиданная" инициатива Великобритании, Франции и Германии по ядерному сотрудничеству с Ираном вполне может быть инициированной из Вашингтона реакцией на недавние заявления российских представителей о продолжении сотрудничества с Ираном. США очень заинтересованы в том, чтобы ослабить позиции Москвы в Иране, который они считают ключом к мусульманскому Ближнему Востоку и его нефтегазовым богатствам. Однако американцы и их компании при нынешнем положении вещей не могут сами выйти на иранский рынок.
Поэтому, скорее всего, задача вытеснения России из Ирана была возложена на европейских союзников, которые, несмотря на разногласия с Вашингтоном по Ираку, в отношении Ирана готовы в целом поддержать США. Авторы инициативы исходили из того, что Тегеран вполне может принять их предложение, поскольку не секрет, что Иран заинтересован в том, чтобы в национальной атомной энергетике присутствовала не только Россия, но и другие страны, обладающие соответствующими технологиями.
К тому же связи Ирана и энергетических компаний Западной Европы имеют давние традиции. Именно европейцы фактически стояли у истоков иранской атомной программы еще при правлении шаха. В европейских странах обучались ведущие иранские ученые-атомщики, а работы по строительству первых двух блоков АЭС в Бушере к моменту начала Исламской революции 1979 г. были выполнены специалистами из ФРГ более чем на 60 процентов. Специалисты из Франции закончили подготовку площадки для возведения Ахвазской АЭС и построили завод по обогащению урана в Трикастане, который до сих пор успешно работает.
С учетом всего этого, возвращение компаний из Западной Европы в Иран выглядит не таким уж невозможным. Этому, увы, способствуют и известные "проколы" в работе российских компаний в Иране, вызывающие у иранской стороны целый ряд претензий и нареканий. Российские частные и государственные фирмы, задействованные в проекте строительства АЭС в Бушере, плохо координируют свою деятельность. В последние 2,5 года Россия также не выдерживает сроков выполнения отдельных частей данного проекта, что во многом связано с перегруженностью российских заводов заказами из Индии и Китая на оборудования для АЭС.
Как полагают некоторые российские специалисты, хотя Россия может быть уверена в сохранении за собой контракта на строительство первого блока АЭС в Бушере, в случае изменения ситуации она вполне может потерять контракты Бушер-2 и Бушер-3. Всего же Иран планирует до 2010 года построить 6 атомных реакторов. В свете этого приход западных компаний в Иран чреват для России ощутимыми убытками и потерей здесь наработанных за многие годы экономических и даже политических позиций.
Пока Тегеран волею обстоятельств вынужден развивать сотрудничество в ядерной сфере только с Россией, но это не значит, что Западная Европа прекратит свои попытки "выдавить" отсюда российские компании. Тем более, что поддержка США по этому вопросу западноевропейцам в принципе обеспечена. Поэтому российской стороне не стоит "почивать на лаврах", а следует развивать свою деятельность, как в направлении активного содействия политическому урегулированию иранского "ядерного кризиса", так и в качественном повышении своей экономической конкурентоспособности на рынке ядерной энергетики Ирана.