Русские на Украине:
кто будет защищать их политические интересы завтра?
Кто останется защищать политические интересы русских, когда Минюст Украины «разберётся» с пророссийскими партиями?
1. Правящие политики и парламентские партии?
Нельзя сказать, что в украинском политикуме нет деятелей, которые заявляли бы о том, что защита интересов русского и русскоязычного населения составляет их кредо и является важной составляющей политической деятельности. Конечно же, есть, и заявляют. Несправедливо говорить и о том, что грядущие выборы в украинский парламент не могут привести туда политиков, готовых хоть что-то сделать для своих русскоговорящих избирателей в части защиты их национально-культурных прав, в том числе – права на широкое использование в обществе и государстве родного языка.
Но вдумчивый гражданин не может не отметить (и отмечать это давно оскомину набило), что ни одна из ныне действующих крупных партий, тем более парламентских, ничего в пользу русского языка делать не собирается.
Кто-то еще надеется, что вопросы уравнивания в правах русскоговорящего и украиноязычного населения будут подниматься в предвыборных программах Партии регионов или КПУ. Возможно, подниматься и будут. Но поверить в исполнение соответствующих обещаний трудно даже большому оптимисту – так велик наш негативный опыт ожидания.
В государстве, где власть сегодня твердо регулируется из кабинетов на Банковой, уже второй языковый законопроект «завис в воздухе». О законопроекте от представителей трёх парламентских партий – Гриневецкого («Народная партия» Литвина), Ефремова (ПР) и Симоненко (КПУ) уже мало кто и вспоминает. Аналогично бесперспективно развивается ситуация с законопроектом «Об основах государственной языковой политики» депутатов-регионалов Кивалова - Колесниченко.
В действующем составе Верховной Рады Украины есть всего один депутат, постоянно озвучивающий вопросы защиты русского языка - одна из «говорящих голов» Партии регионов – Вадим Колесниченко, который, к тому же, возглавляет правозащитную организацию «Русскоязычная Украина». Но и он не выступает сторонником предоставления русскому государственного статуса. Колесниченко говорит о необходимости соблюдения равных прав граждан на получение образования на родном языке, на свободное функционирование родного языка в различных сферах жизни общества, подразумевая не только и не столько защиту русского языка, сколько защиту «региональных языков и языков национальных меньшинств».
Иногда, изредка, с какими-то заявлениями, касающимися русского языка, выступают еще два-три человека – тот же Сергей Кивалов, или Олег Царёв, ещё кто-нибудь. Но это ничего не меняет. И главное, чего не меняют заявления и дела их вместе взятых – политики государства в лице его центральных властей, как президентской «гилкы», так и исполнительной, и законодательной.
Учитывая, что партия власти по-своему «стабилизировала» контроль над государством, не разумно ожидать, что она вдруг решит снова раздавать обещания по русскому языку, которые заведомо не собирается выполнять. Потому как, если бы хотела выполнять, нашла бы рычаги, чтобы заставить нынешний парламент принять любое нужное ей решение. Это аксиома. Кто её не признаёт – просто не дружит с логикой.
В нынешней ситуации, оторвав Тимошенко и Луценко от активного оппозиционирования, небезосновательно имея «Свободу» Тягныбока в качестве дежурного пугала для избирателей, поддержавших ПР на последних президентских и местных выборах, укрепившиеся у власти «регионалы» скорее заведут хоровое пение о «единстве Украины, которое должно быть незыблемым», ради чего запустят привычные предвыборные кричалки о том, что «разговоры о государственном статусе русского языка – это действия недобросовестных политиков, которые хотят расшатать ситуацию, разделить «схид» и «захид».
Правящие политики и их парламентские партии – ни одна – всерьез бороться за предоставление русскому языку «статуса государственного» не будут. Под большим сомнением находится узаконивание его как «официального» и «регионального».
Как безосновательно думать, что Партия регионов станет защищать права русского населения, точно так же нет никаких диспозиций, которые позволили бы ожидать, что КПУ ринется в избирательный бой с лозунгом «Русскому – государственный статус!» на кумачовых знамёнах и транспарантах. Но даже если и бросится, что потом? Как говорится, - суп с котом!
2. Будущие народные депутаты – мажоритарщики?
Можно ли ожидать, что будущие народные депутаты, которые пройдут в ВРУ по мажоритарным округам, станут защитниками русского языка и интересов русских?
Конечно, нельзя нарушить принцип: «не совершил преступления – не виновен!», и сказать, что как сильные партии, имеющие все шансы списочным порядком получить совокупную половину мест в парламенте, так и все их мажоритарщики тоже не станут в его стенах реальными защитниками интересов и прав русских, и языка в частности.
Но очень мало верится, что количество мажоритарщиков, которые рискнут выступать не в русле политики, диктуемой Администрацией президента или руководством Партии регионов, будет достаточным хотя бы для того, чтобы их голос прозвучал для власти громче назойливого комариного писка. А назойливых комаров, как водится, прихлопывают.
Прогнозирую: искренних защитников русского языка, готовых ради него чем-то пожертвовать, из тех, кто пройдёт в парламент, будет раз-два и обчёлся. Если вообще будет. Потому что народным депутатом сегодня можно стать только при наличии очень больших денег (по разным оценкам, для разных округов это могут быть суммы от $1 млн до $10 млн, и то при условии что админресурс не будет противодействовать. А у кого в руках админресурс? - Читайте пункт 1.)
А деньги, известное дело, любят тишину, а не вопли в защиту русского.
Посему трудно представить, что вдруг, откуда ни возьмись, выйдут из тени публичные защитники русского языка и прав русского избирателя, обладающие необходимыми финансовыми возможностями, которые ранее сидели тихо в засаде, опасались и слово промолвить, а тут проявятся апологетами идеи сделать русский государственным.
Могут быть исключения? Да. Но попробуйте проанализировать и пересчитать их на пальцах. Хватит если не одной, то двух рук точно.
А для принятия решений в парламенте нужно будет а) 226 голосов и б) подпись президента, или в) конституционное большинство в 300 голосов. Вот и все перспективы.
Кто-то скажет, что есть много сторонников русского языка в городских и областных советах, в ВС АРК. Но не стоит питать иллюзий. Из тех, кто голосовал за русский язык на уровне местных советов, в парламент пропустят не многих.
Но, кажется, мы забыли о русских партиях (они же - пророссийские)!
3. Русские – пророссийские партии?
В связи с изменением законодательства о выборах народных депутатов Украины, и ясностью, что парламентские выборы состоятся в конце октября следующего года, возникает ряд вопросов.
В частности: кто реально реально будет защищать политические интересы русских на Украине завтра, и имеет ли кто-нибудь шанс войти в парламент, чтобы представлять там эти интересы, или хотя бы их честно озвучивать?
Как ни тужился, на ум пришло только пять зарегистрированных на сегодня партий, которые в своих трендах неуклонно высказываются в поддержку русского языка: ПСПУ Наталии Витренко и её сателлит «Киевская Русь», «Русский блок» Геннадия Басова, «Родина» Игоря Маркова и «Русское единство» Сергея Аксёнова.
Кто бы что ни говорил, не вижу смысла всерьез рассматривать перспективы ПСПУ и «Киевской Руси». Ни одна, ни вторая 5%-й барьер не преодолеют. Основание для таких выводов - результаты предыдущих парламентских и местных выборов. А чем верить в возможность проведения кандидатов от них по мажоритарке, легче поверить в чудо. Да и власть сделает всё, чтобы помочь кандидатам от других партий.
«Родина», которую трудно назвать «русской», но можно отнести к «пророссийскому спектру», показала хорошие результаты на выборах в Одессе.
Посмотрев ролик, размещенный на партийном сайте, увидим, как сам лидер называет свою партию - «единственной одесской партией». Заявлять, что у неё проявились амбиции выйти за пределы Одессы и Одесской области, или о шансе списочным порядком преодолеть 5%-й барьер пока нет никаких оснований.
Вполне возможно, что по мажоритарным округам в Одессе, или даже в Одесской области «Родине» удастся провести одного, или двух человек. Возможно еще где-нибудь. Но массовым явлением это не станет: Марков едва ли захочет распылять свои ресурсы, и вряд ли ему деньгами поможет какой-нибудь Китай в объеме, чтобы появились силы «попытаться вывернуть наизнанку» всю Украину.
Точно такой же представляется ситуация и с «Русским единством» - партией сугубо Крымской, которой позволили на местных выборах взять всего три места в Верховный совет АРК. И с «Русским блоком», который настолько же севастопольский, насколько «Родина» - одесская.
Нет никаких гарантий, что и для всех них найдутся миллиардеры с пропиской на Кипре или в неведомых оффшорных зонах, готовые помочь русским – пророссийским партиям, явственно страдающим от недостатка ресурсов.
Остаётся неразрешенной и проблема малой известности первых лиц.
Как ни крути, а ни один из лидеров из упомянутой тройки сегодня не является фигурой, широко известной на территории всей Украины. Это значит, что позитивный имидж лидера не поможет малораскрученным партиям в тех регионах, где могут найтись желающие поиграть в мажоритарную русскую рулетку. Да и много ли сыщется желающих рисковать собственными деньгами в отсутствие «раскрученных» лидеров и «распиаренных» брендов? Не проще ли попытаться договориться с той же Партией регионов, или еще с кем-нибудь, кто не будет таким сильным раздражителем для местного и всеукраинского админресурса? Тем более, что имеется возможность самовыдвижения. Были бы деньги.
Но для русских – пророссийских партий вырисовывается еще одна проблема.
4. Дрогнет ли «рука» Минюста?
Речь идет о компании, которую уже начало проворачивать украинское Министерство юстиции.
По закону «О политических партиях», 10 лет не принимавшая участия в президентских и парламентских выборах партия подлежит снятию с регистрации через суд. Статья 24 закона гласит о том, что если партия не выдвигает своих кандидатов на выборах президента и парламента в течение 10 лет, Минюст должен обратиться в суд с представлением об аннулировании регистрационного свидетельства. Обратите внимание на акцент – не «может», а «должен». И министр Лавринович об этом заявил недвусмысленно.
На днях «медным тазом» судебной ликвидации уже накрыли 5 партий («Прагматический вибор», «Мусульман Украины», «Радикального Прорыва», «Правозащиты» и «Зеленую»), которые не выдвигали кандидатов в президенты в 2004-м и 2010-м, кандидатов в народные депутаты на выборах в 2002-м, 2006-м и внеочередных в 2007-м. Партии, чьи регистрационные свидетельства аннулированы по решению Окружного административного суда Киева с подачи Министерства юстиции, уже не смогут участвовать не только в парламентских и президентских выборах, но и в местных, так как все их структуры будут распущены.
В апреле 2012 г. пробьёт час «Ч» для, как минимум, ещё десятка «сил». Среди них, есть основания полагать, может оказаться и Партия «Родина». Она является плодом переименования и изменений устава другой партии, что, формально, не снимает угрозу применения к ней статьи 24. Такая же участь весьма вероятно может постигнуть и «Русский блок», который при прежнем председателе Александре Свистунове первый и последний раз участвовал в выборах парламента в 2002 г., а в президентских - ни разу.
Небезынтересно в этой связи еще раз пересмотреть причины, по которым на протяжении нескольких лет велась борьба за смену председателя «Русского блока». Разговоры о злом умысле со стороны украинской власти не выдерживают никакой критики. Само руководство партии, казалось, делало всё мыслимое и немыслимое, чтобы её деятельность не была успешной. Вероятно, что активная часть членов партии, в первую очередь севастопольцы, не смогли смириться с тем, что Александр Свистунов буквально «прохлопал» несколько избирательных кампаний, не использовав их для развития партии. В результате соперничества за звание лидера депутат Севастопольского горсовета Геннадий Басов окончательно утвердился в должности председателя «Русского блока» лишь в сентябре 2010 г. Как бы ему ни хотелось, но он ничего не мог сделать для участия партии в парламентской кампании например 2007 г., так как для этого нужно было желание и согласие прежнего вождя – Свистунова.
В итоге русская партия упустила возможности и нынешнему её руководителю время решаться на какие-то оригинальные действия, чтобы спасти организацию от домоклова меча, нависшего по причине нераспорядительности предыдущего лидера.
Избирательный процесс начнётся в конце июля 2012-го. Значит, у Министерства юстиции Украины будет аж четыре месяца для зачистки партий, болтающихся под ногами у «регионалов».
Русские и пророссийские политические организации могут иметь шансы именно в регионах, являющихся базовыми и для нынешней партии власти – прежде всего в Крыму, Севастополе, Донецкой, Луганской, Одесской, Харьковской областях. Учитывая это, вряд ли будет упущен случай воспользоваться законными основаниями, чтобы партии, которые могут подпасть под действие статьи 24, испили эту чашу. Такого непрофессионального подхода от господина Лавриновича невозможно ожидать. Ему этого не простят в президентской администрации. Да и сам он, думаю, себе не попустит.
В общем, имеются все шансы, 99% вероятности, что к началу избирательной кампании количество русских партий на Украине может сократиться до… одной.
Возможно, судьба «Родины» окажется более завидной. Игорь Марков продемонстрировал полезное умение договариваться с нынешней одесской властью, частью которой стала и его фракция в горсовете. А вот неудобный «Русский блок» может ждать совсем печальная участь – ему даже уголка на арене, где хищники будут терзать гладиаторов, может не достаться.
5. «Золотая карта» угрожающая стать надгробной плитой
Положение Партии «Русское единство» в этой ситуации может выглядеть как «золотая карта». – Бери, и возглавляй русское политическое движение всея Украины. Но из «золотой» козырной, карта может легко превратиться в большую неподъемную свинцовую, угрожающую накрыть её держателей надгробной плитой.
До начала избирательной кампании осталось чуть больше полугода, а никаких движений в плане выхода на всеукраинский уровень не замечено. Для партии, не имеющей раскрутки бренда и лидера на всеукраинском уровне, это уже большой минус.
Если «Русское единство» попытается выйти за рамки АРК, где с его сосуществованием с партией власти уже, казалось бы, смирились, это может вызвать, мягко говоря, приливы жестокой ревности со стороны «регионалов». А крупно-среднему бизнесмену Сергею Аксенову это не безопасно.
Как и для «одесской партии», для «Русского единства», при отсутствии поддержки крупного капитала, нет смысла развеивать возможности по градам и весям Украины. Проще попытать счастье в Крыму, может быть в Севастополе, договорившись с командой Басова, и взять несколько мажоритарных округов. Может быть, даже, придётся пойти на договорённость с управляющими админресурсом. Но в любом случае это будет недешевая кампания.
Обладая неким преимуществом (вся история «Русского единства», вместе с Партией «Авангард» из которой оно преобразовалось, не насчитывает и 5 лет), Сергей Аксенов мог бы сегодня выступить объединительной фигурой для всех русских - пророссийских партий. И не только подлежащих минюстовскому аутодафе в публичной поркой и лишением жизни, но и других малых, которые хотели бы проявить, в не только заявить преданность интересам русского и русскокультурного избирателя на фоне их предательства правящей партией «юго-востока». При этом очень маловероятны перспективы согласия с упоминавшейся выше «Киевской Русью» и ПСПУ. А это значит возможное повышение градуса конкурентной борьбы.
Чтобы стать объединителем, лидеру «Русского единства» нужно самому выходить на уровень большой политики, проявить стальную политическую волю. Либо не останется иного, как найти фигуру с именем, известным всей Украине, на роль «военного вождя» как минимум на период избирательной кампании и подготовки к ней. Фигура нужна весомая, чтобы не была легко и быстро загнана властью в глухой угол. Также потребуются немалые ресурсы, просто огромные, которыми никогда ни одна пророссийская, а тем более русская партия не обладала. Наконец, важна массированная масс-медийная артподготовка и поддержка «русской диаспоры».
Без всего перечисленного «золотая карта» в любом случае становится тяжелой, неподъемной плитой, которая легко обратится в надгробную: партия, которая в глазах потенциальных избирателей «могла», но «не сумела», а тем более «не захотела» - это звучит почти как смертный приговор.
Есть еще немало неблагоприятных факторов. Среди них не последнее место занимает отсутствие «политических меценатов», готовых вкладывать в русские партийные проекты. Если не считать, разумеется, жалких крох, которые даются кем-то и непонятно кому для того, чтобы скорее дискредитировать всякую возможность создания настоящей русской - пророссийской политической организации. А также и то, как показывает опыт предыдущих лет, что рассматривая русскую или пророссийскую политическую активность как политический бизнес, а не идейное движение, лидеры совершенно не демонстрируют желания к объединению, в том числе ресурсов.
А попробовать, наверняка следовало бы. Не сделать этого – значит не зарекомендовать себя хорошо сейчас. И к следующим местным, президентским, а тем более парламентским выборам расстановка сил может кардинально измениться, все возможные места на русском и пророссийском политическом поле могут быть заняты совершенно другими людьми и организациями. К тому же, каждый год отсрочки хотя бы маленьких русских политических реваншей катастрофически сужают количество потенциальных активистов, готовых русские и пророссийские партии поддерживать, в том числе – из среды молодого поколения граждан.
Над этим впору задуматься лидерским составам всех партий, прямо или косвенно относящим себя к пророссийским или русским силам. Иначе, кто же останется защищать политические интересы русского населения?
Авторский вариант. Впервые статья опубликована: