Русский оазис в Болгарии
В селе Казашко живут потомки русских казаков-староверов
У меня в руках – "кирпич" Желтых страниц Варны и области. Зная, что по заданию редакции предстоит поездка в с. Казашко, открываю страничку с телефонными номерами этого села и, мне кажется, что я попадаю в исконно русскую глубинку, где-нибудь в Тверской, Владимирской или Суздальской области… "Почему?" – спросите вы, уважаемые читатели. Да дело в том, что фамилии телефонных абонентов этого села и впрямь наши, русские. Вот только вслушайтесь: Агапиевы, Парфеновы, Пантелеймоновы, Русовы, Ильичевы… Так в чем же дело? Откуда они здесь, эти "болгарские русские"?От центра Варны до Казашко рукой подать. Встретила нас молодая и очень интересная дама – Гергана Иванова – "кметица" (мэр) села. Она же и рассказала нам о прошлом, настоящем и будущем своих односельчан.
Что обусловило сохранение христианской староверской религии и русского этноядра в сложных перипетиях исторической судьбы этих людей? Ведь спустя долгое время можно констатировать – не все русские здесь утратили свою идентичность: на это влияли многие факторы как социального, так и индивидуального характера.
В сентябре 1708 г. после поражения в Крестьянской войне Кондратия Булавина казаки-старообрядцы во главе с атаманом И.Некрасовым решили уйти в Турцию. Везли с собой многочисленные семьи, скарб, но самое главное – забирали в дальние дали священные книги староверов и свои иконы, написанные на липовых досках. Отсюда и прозвали их местные жители – "липованцами". Часть казаков осела в Румынии, а часть добралась до Болгарии . Так и появились тут два русских села – Татарица около г. Силистра и Казашко под Варной.
Понравилась им варненская природа, понравились болгары, решили основать село у самой воды – вдоль Варненского озера. Были они непревзойденными рыбаками, чем и кормились и чему научили и местных. Казак-старовер Матвей Русов построил первый дом в новом селе, которое получило статус населенного пункта в 1908 году. Сейчас имена домочадцев Русова мы видим на табличках улиц Казашко. Чтобы вера была крепкой, необходимо было соблюдать строгие старообрядческие каноны: мужикам носить бороды, женщинам – две косы под платком, не курить, т.к. табак считался дьявольским делом. Разводов тоже не было, ведь за это отлучали от церкви, а смешанные браки не допускались.
В Казашко русские поселились компактно и поэтому их русское самосознание, язык, культурные традиции, их религия сохранились на долгие годы. Русские переселенцы, поселившиеся здесь, принесли с собой совершенно иную систему ценностей, отраженную в различных сферах культуры, в том числе в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, навыки вышивки тканей с характерными узорами, изготовления и росписи мебели, разных деталей жилых домов, культовых предметов и построек. Казаки привезли с собой исконно русскую традицию париться в баньке "по-черному", в каждом доме "банька" присутствует и сейчас. Сельская церковь со староверским крестом построена в 1935 г. на средства местных казаков, иконы в ней принадлежат семьям староверов, но предоставлены в пользование церкви.
Совсем недавно побывал и "староверский" Патриарх Александр из России. Существует много проблем и церковь стоит на замке. 350 душ живет сейчас в Казашко, дети знают русский, знают и русские песни: "Калинка- малинка", "Напилася я пьяна", "Как родная меня мать провожала", "Маруся", которые поют в селе их родители и бабушки. Гордятся и тем, что в 2000 г. здесь родилось 9 детей, а в 2001 г. – десять. Село одинаково почитает и два своих праздника: религиозный – "Покрова Богородичного" 14 октября, когда для всего села варят постный и скоромный борщ, пекут пироги, пьют компот из копченых в духовках фруктов и светский – в Неделю моря (в этом году он будет 10 августа), когда всем своим и всем гостям показывают ритуал "Встреча рыбаков".
История любого сообщества, в том числе этнического, складывается под воздействием социального опыта совместной жизни с другими сообществами под влиянием специфического окружения и исторических обстоятельств. Русские в этой диаспоре представляли собой сложную картину, отражая в экономической, политической, нравственной и художественной культуре русскую традицию и духовный опыт страны проживания. На пересечении этих составных и родился феномен русской диаспоры в Варненском селе Казашко.