logo

Хлебные крошки

Статьи

Русский язык в мире
Политика
Прибалтика

Игорь Мейден

Русский, вперёд!

За придание русскому статуса государственного языка в Латвии

На днях историк и издатель культурно–публицистического вестника "Клио" Игорь Гусев вернулся с V ассамблеи "Русский мир", которая проводилась в Санкт–Петербурге. Ее девиз был "Русский язык сегодня и завтра". Участники, съехавшиеся из 76 стран мира, говорили и о референдуме, который сейчас проводится в Латвии, — за придание русскому статуса второго государственного языка. Оказывается, в том числе и от его результатов зависит: получит русский статус официального в ЕС или — нет.

— В ассамблее участвовало более 500 делегатов от самых разных русских общин и организаций не только России, СНГ и европейских стран, но даже Южной Африки, Австралии, Новой Зеландии, Латинской Америки, — говорит "Вести Сегодня" Игорь Гусев. — И я, к своему удивлению, обнаружил: то, что сейчас происходит в Латвии, вызывает огромный и живой интерес во многих странах. Ко мне обращались с вопросом: как проводится референдум? А почему интересовались? Оказалось, интерес этот был отнюдь не праздный.

Сегодня в Европе проживает более 5 000 000 русскоязычных. Огромное количество! Их больше, чем жителей в отдельных европейских государствах. Так вот, несмотря на то что в Европе русский язык становится все более популярным и используемым в самых разных сферах, но чиновники не желают замечать этого, прямо игнорируя существующее положение.

Это ли не абсурд, когда один из официальных языков ООН, один из самых уважаемых и популярных в мире, в Европе отсутствует на официальном уровне! По сути, прослеживается явная дискриминация, попытка принизить давно устоявшуюся, повсеместно признанную роль русского языка как авторитетного языка межнационального общения. Для нас с вами признание его важно еще и потому, что, не имея официального статуса на уровне ЕС, русский язык подвергается дискриминации и в Латвии — выводится за пределы официального использования.

Сегодня проводимый в Латвии референдум о статусе русского языка является своеобразной "демонстрацией флага". Это уже не частное дело лишь нашей страны и латвийских русских, живущих здесь. Сегодня здесь решается судьба всего зарубежного "русского мира"! Именно эту мысль не раз озвучивали мои многочисленные собеседники во время ассамблеи в Петербурге. Я не идеалист и, конечно, прекрасно осознаю, что, даже если удастся набрать необходимое число голосов, нынешняя правящая элита сделает все, лишь бы не предоставлять русскому языку в Латвии статус второго государственного. На сегодняшний день это попросту невозможно.

Но мы сейчас создаем мощный прецедент! Впервые в европейской стране русские организованно, законно и официально ставят вопрос о статусе родного языка. Впервые имеется законная и официальная возможность высказать свое мнение путем общенационального референдума. Мы — первые! И от того, как мы проявим себя, зависит будущее русского языка в Европе.

Я неоднократно слышал фразу: не пойду на референдум, поскольку это ничего не изменит. Не изменит? Да, потом, если референдум пройдет успешно, еще будет голосование в парламенте, и наши депутаты, наверняка, сославшись на те или иные причины, откажутся признать русский вторым государственным, несмотря на волю народа. Но это будет еще более серьезным прецедентом на европейском уровне!

Участвовать в референдуме, пойти и поставить подпись необходимо не только всем русским гражданам Латвии, но и честным, порядочным латышам. Если референдум будет провален по причине отсутствия нужного количества голосов, то наши оппоненты смогут с апломбом заявить: "Ну что, вы видите? Этим русским ничего не надо! Они сами не хотят, чтобы их язык сохранялся, чтобы он имел официальный статус".

И ведь эти господа будут в таком случае правы! Если же голос защитников русского языка будет достаточно громким, это даст возможность аргументированно воздействовать на руководство ЕС и в дальнейшем усиливает наши позиции. Ведь капля камень точит!

Сегодня против русского языка проводится неприкрытая борьба на всех уровнях. Его пытаются выдавить, уничтожить, максимально размыть. И мы своей активностью, своей борьбой за родной язык решаем вопрос сохранения всего необъятного Русского мира. Мы, латвийские русские, выступаем как благой пример, как путеводный маяк.

От нашей идейной позиции зависит многое. В свое время Петр Столыпин сказал: "Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы". Очень не хочется, чтобы русский народ в Латвии стал тем самым навозом. И этот референдум должен показать, кем (или чем) реально являются русские граждане Латвии!

— Не раз слышал: референдум еще больше разобщает русских и латышей, эта акция протестная и ни к чему хорошему не приведет!

— Хотите сказать, что раскола между русскими и латышами в Латвии нет? Реально посмотрите на вещи. Главное, не надо обманывать самих себя! Существование двух общин в Латвии — факт, данность, очевидная правда. Да, это грустный факт, но против него не попрешь…

И разговоры о референдуме, как о факторе, "раскалывающем общество", со стороны русскоязычных — попытка оправдать свою лень, душевную черствость и, в конце концов, трусость: мол, в Латвии, если референдум состоится, станет только хуже. Куда хуже–то? А может, это и не трусость, а самое обыкновенное предательство!

— Отдельные "герои" заявляют: в референдуме нельзя участвовать, поскольку вы льете воду на мельницу устроителей акции — бунтарей и радикалов Владимира Линдермана и Евгения Осипова!

— Личного, шкурного интереса Осипова и Линдермана я здесь не наблюдаю. Наоборот, они становятся мишенями для всевозможных нападок и приобретают себе немалые проблемы. Но! Они, в первую очередь, решают задачу сохранения целого этнокультурного пространства!

Честь и хвала этим ребятам, которые, пользуясь своим статусом радикалов, эдаких неприкасаемых маргиналов, не боятся открыто говорить и работать на благо всех русскоязычных не только Латвии, но и Европы. В отличие от местных либеральных "общечеловеков", пытающихся угодить и нашим и вашим. Последние предстают в совершенно постыдной и позорной позиции не только в глазах всех русскоязычных Латвии, но и латышей, которые их еще меньше в итоге уважают. А разве можно уважать людей без твердых принципов?

Я не являюсь сторонником радикализма, но я с уважением отношусь к мужеству Линдермана и Осипова, которые, подняв забрало, пошли на бой с русофобией и мракобесием. Многие известные политики за чашечкой кофе в уютной дружеской обстановке тоже весьма беспокоятся о будущем русского языка, русской культуры и всего русского народа. Но они страшатся сказать об этом открыто, прилюдно.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie