logo

Хлебные крошки

Статьи

История
История
Алексей Дзермант

Скифская ось

Скифы это те, кто в разных пространствах от Молдавии, Крыма, Украины, Кавказа, Средней Азии, Тувы объединяли собой это пространство и дали нам некую ось, которая существует до сих пор. И что же это за ось? Мы можем только что-то реконструировать и догадываться, но всё-таки эти объединяющие вещи есть потому что огромное пространство с единой культурой не может существовать без некой идеи объединения и у скифов скорее всего она была выражена в специфической идеологии — в Скифском Зверином Стиле, через который проявлялось их мировоззрение (в том числе, видимо, и политическое).

То есть такие вещи как борьба, диалектика хищников и травоядных, крылатых и бескрылых — вечный круговорот, поток жизни, осенённый золотым цветом — солнечным пассионарным плазменным элементом, который отображался практически во всех произведениях искусства. Соответственно мы можем делать вывод о том, что Идея Жизни, Борьбы за Жизнь, Перевоплощения Жизни в разных формах была очень важна для скифов.

Если мы посмотрим на другие элементы, которые возможно важны нам сейчас, то, во-первых, это Сверхпространственность — способность переходить границы и быть повсюду и везде на огромнейшем пространстве Евразии. Второе – это, конечно, же отсутствие того, что сейчас мы называем термином расизм или национализм, потому что в древнейших скифских курганах в Туве известны курганы Аржан IX—VIII в. до н.э., где встречаются особы знатного происхождения как европейского вида, так и монголоидного, что говорит о том, что их объединяла некая Сверхидея, которая не связана с расой и «кровью».

Скифство – это еще и Сверхэтничность, способность перевоплощаться в разных народах под разными именами. Например, через скифов мы можем понять один важный ключ к комплиментарности с тюрками – наличие древнего субстрата, роднящего их с индоевропейцами.

Дело в том, что сам общий этноним тюрки, связанный с ним национим турки скорее всего происходят от древнеиранского названия кочевых скифских племен – туры, которые собственно и изобрели кочевой тип хозяйства. Кстати, самоназвание якутов саха тоже, вероятно, происходит от саков-скифов. Так что тюрки через скифов безусловно связаны с иранскими, славянскими и финно-угорскими народами. Мы все в Евразии породнены и у нас «скифская душа».

Расмотрим как скифы себя вели в столкновении с другими цивилизациями. Согласно историческим источникам два раза скифов пыталась покорить Персидская империя. В первый раз царь Дарий пошёл в Причерноморье и пытался покорить скифов. Второй раз — царь Кир пытался это сделать, но его разбила в Средней Азии царица массагетов Томирис. О чём это говорит? То есть скифы противостояли той идее колониальной империи, которую построили у себя персы. Они не хотели этого, они видели воплощение своего идеала в неких иных политических формах.

Да, это формы царств, таких своеобразных сакральных республик, объединённых некой большой Сверхидеей выраженной в скифском стиле, но при этом они отрицали ближневосточную модель империи, которая настаивала на деспотическом характере власти царя, когда в провинции назначались бесправные сатрапы и соответственно Вавилон, как центр Персидской империи или Персеполис, должен был эксплуатировать сатрапии или провинции. Вот скифы этому противостояли и показали тактику заманивания на свою территорию противника, истощения его, лишения его ресурсов и потом позорного изгнания из своей страны.

Эти набеги потом в истории повторялись не раз: Персидская империя пыталась покорить скифов, потом уже в новейшей и новой истории это пытались сделать Наполеон и Гитлер. И каждый раз они глубоко входили в территорию этого пространства Скифии, которой древние греки считали почти весь материк (точнее северную часть Евразии они называли Скифией), и каждый раз это вторжение наталкивалось на сопротивление свободолюбивых людей, которые противостояли расизму, рабству и несправедливости.

Кстати, не случайно, когда Наполеон наступал и уже был в Москве, увидев как Москва горела, он говорил что это скифская тактика, что это скифы, имея в виду русских.

Если мы обратимся к идее скифства сегодня, то на самом деле многие народы пытаются вывести оттуда свои корни и при этом каждый тянет одеяло на себя. Мы знаем, что украинские националисты охотно обращаются к скифскому наследию, издают книги по древнескифской философии и только себя считают потомками этих храбрых номадов. Мы знаем, что на Кавказе осетины выводят свой род, своё начало от скифов, а Нартский эпос, который присутствует почти у всех кавказских народов, естественно, имеет скифское ядро. В Средней Азии казахи, таджики, киргизы тоже говорят о том, что саки (местные скифы) это конечно же их предки, причём обязательно это либо тюрки в случае казахов и киргизов, либо древние арии в случае таджиков.

Каждый тянет одеяло на себя, но это что-то глубоко неправильное, потому что скифов объединяла большая некая идеология, мировоззрение. Да, наверняка, у них были конфликты, но вот эта идея конечно же прослеживается на огромном пространстве и она нам нужна в неком новом виде.

Почему можно говорить о нашей «скифской Сверхидее»? Дело в том, что скифское влияние на возникновение и развитие мировых религий было фундаментальным. В.Н. Топоров называл его «иранским религиозным гением».

Скифы с их мировоззрением   в разных формах повлияли на возникновение буддизма – Будда Шакьямуни (Сак Будитель), даосизма (путь-дао как переосмысленный символ вечной дороги-пути в степи, инь-янь как философское отображение «звериного стиля», появление зороастризма с его мессианским характером, эсхатологией и религиозным выбором между добром и злом, без которого нельзя представить христианство и ислам. Христианство = иудаизм + зороастризм в эллинистическом обрамлении.

К этому можно добавить влияние на древнейшие пласты мифологии славян, финно-угров и сибирских народов. Все это значит, что было нечто такое в религии и мировидении у скифов, что позволило им даже после ухода с исторической арены остаться в качестве ключевого идеологического фактора на планете.

С одной стороны, это конечно же отрицание деспотических форм власти. То есть идея вольницы и свободного образа жизни присутствует у нас, особенно у русских и у тех же украинцев в виде казачества, но это не анархия. Всё равно есть власть, есть сакральная ось и когда нужно все эти царства объединяются в единый кулак для борьбы с врагом, что было не раз уже в нашей истории, но мы не строим колониальных империй, мы строим союзы народов, союзы государств.

Идея Советского Союза была такой, а может в будущем и идея Евразийского Союза, должна быть основана на федералистских, автономистских началах о том, что Союз государств это нечто более правильное с нашей точки зрения, чем колониальная деспотическая Империя.

В современности мы видим, как разворачивается конфликт на Украине, несмотря на то, что украинский национализм тоже апеллирует к скифству, но на самом деле сакральные места, Места Силы скифов сейчас принадлежат России. Это Неаполь Скифский — столица Малой Скифии и Каменское городище в Запорожье — столица большого скифского царства, которое охватывало и украинские и русские степи, пещерное святилище с петроглифами возле Мелитополя Каменная могила, которое функционировало на протяжении 20 тысяч лет. Сегодня все эти знаковые места принадлежат России, что совершенно не случайно.

А вот украинцы, несмотря на их приверженность скифству, продались Западу. Их национализм — это аналог Дария, Кира, Наполеона, Гитлера и это конечно же не скифская вещь. А то, что они отрицают другие языки, другие вероисповедания (как в случае с русским языком и православной церковью) — это говорит о том, что они не выучили главную заповедь скифства, о том, что нужно быть Всеобъемлющим, Всеохватывающим, нужно включать в себя разные народы, делать их самими собой, чтобы скифство прорастало через них и продолжалось далее…

В этом сочетании вертикали и горизонтали, когда присутствует и власть, и некое проявление свободы, творческого начала, вот в этом и есть ядро скифства. И, конечно же, скифство противостоит любому национализму и в этом смысле Русь-Россия сейчас – это Скифия, эта наша архетипическая страна. Поэтому можно сказать только одно: Скифы всех стран объединяйтесь!

Алексей Дзермант

Северная Евразия

Подписывайтесь на RUSSKIE.ORG в Telegram!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie