logo

Хлебные крошки

Статьи

В сетях "Русского мира"
Культура
Америка
Мария Савельева

«Следуя примеру отца, я стараюсь бороться с русофобией» - Людмила Полчанинова-Селинская о русских в Америке

История русской эмиграции в Америке неотделима от имени Ростислава Владимировича Полчанинова – историка, публициста, общественного деятеля, одного из организаторов скаутского движения. В октябре прошлого года его не стало, он дожил почти до 104-х лет. Не смотря на то, что более чем вековая жизнь Полчанинова прошла вне России, ему удалось сохранить свои корни, православную веру, язык и создать колоссальное русское культурное наследие, на котором воспитывалось ни одно поколение русских эмигрантов.

Сегодня дело Ростислава Владимировича живет благодаря его дочери Людмиле Полчаниновой-Селинской и внуку Георгию Селинскому. Людмила с детства поддерживала все начинания отца и сейчас вместе с сыном, продолжает беречь и приумножать его достижения.

Она живет в Нью-Йорке, является общественным представителем Дома русского зарубежья в США, членом Конгресса русских американцев и других организаций соотечественников.

Мы поговорили с ней об их совместной работе с отцом, о пророссийских общественных движениях США и о крайне сложном по своей структуре, мотивам и взглядам русском зарубежье. Не обошли стороной тему русофобии и отношения к СВО среди русских эмигрантских общин.

Так как не все вопросы удалось охватить, в скором времени надеемся на продолжение нашей содержательной беседы.

***

- Людмила, расскажите, пожалуйста, о Вашей совместной общественной деятельности с отцом – Ростиславом Владимировичем Полчаниновым.

Мой отец, покинувший Россию в 1920-м году с Белой армией генерала Врангеля, в штабе которого служил его отец, был известным общественным деятелем, журналистом, историком, коллекционером и библиографом. С ранних детских лет я участвовала в деятельности его долгой и невероятно плодотворной жизни, которую он полностью посвятил служению России до последнего своего издыхания, не дожив пару месяцев до 104-х лет.

Ещё малюткой я участвовала в летних лагерях Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), которая была преемницей скаут-разведческого движения основанного Олегом Ивановичем Пантюховым в 1909-м году в России[1], в развитии которого в Югославии и потом в США мой отец играл важную роль. В 1990-м году, когда Россия была ещё СССР, по приглашению инициативной группы местной молодёжи я, представляя моего отца, с сыном Олега Ивановича приехала из Нью-Йорка в Москву, чтобы вернуть традиции движения в воспитании новых поколений России в служении Богу, Родине и Ближним.

У нас в песне «Костёр разведчика», написанной моим крёстным отцом Борисом Мартино в 1942-м году, поётся «Когда же покинем чужбину, костры по России зажжём!». В первом лагере ОРЮР под Костромой в 1990-м году я и начальник нашего сектора «Лицом к России» Георгий Лукянов, написали последний куплет: «И годы прошли, мы вернулись, костры по России зажгли, знамёна опять развернулись разведчиков Русской Земли!».

B2eV1AaxaPM.jpg

В ОРЮР я занималась с детьми в летних лагерях дружины Царское Село в «Новом Павловске» на севере штата Нью-Йорк, а потом много лет с малолетним сыном после лагеря в Америке ездила в Россию, чтобы проводить лагеря и курсы там. Сейчас, когда в России идёт успешная работа ОРЮР, мы продолжаем сотрудничество, и мой сын разбирает архивы дедушки перед отправкой в Россию, работает над сайтом, посвящённом его деятельности.

В 2014-м году Георгий выступал в Москве на Всемирной конференции «Первая мировая война и судьбы российских соотечественников», организованной МИД РФ от имени “Русской молодежи Америки” с рекомендацией Русского Дворянского Собрания в Америке, где рассказал, о том, как он в четвёртом поколении остался русским благодаря воспитанию семьи.

Отдельно стоит сказать, что мой отец был одним из основателей Конгресса Русских Американцев (КРА), а я несколько лет состояла в Совете директоров. Под эгидой КРА при участии 38-ми зарубежных русских организаций в Нью-Йорке была организована грандиозная постановка в честь 1000-летия Крещения Руси. Ее консультантом был мой отец, а я автором и художественным директором. В постановке участвовали симфонический оркестр, несколько хоров, балет и известные международные солисты.

E6nwJm5O-8s.jpg

Мой отец много лет преподавал в русских приходских школах Америки, а я устраивала с учениками художественные постановки русских классиков – Пушкина, Гоголя, Островского, русских сказок и былин. Дети участвовали в создании декораций и костюмов, разучивали песни и танцы, таким образом знакомились с русской культурой. Такие же постановки я делала и в летних детских лагерях ОРЮР.

NQGq5b-f38U.jpg

- В каких пророссийских общественных организациях в Америке Вы состоите?

- Много лет я сотрудничала с Толстовским Фондом, с помощью которого моя семья приехала из послевоенной Европы в США. Вместе с Татьяной Толстой-Пенкрат мы устраивали художественную программу и выставку к 60-летию организации в 1999-м году.

Состою в Совете Директоров культурно-просветительной и благотворительной организации АРСП-Отрада в Нью Йорке, где возглавляю культурные мероприятия и участвую в благотворительных акциях. Мы осуществляли отправку средств детским организациям в России и госпиталям на Донбассе через фонд князя Белосельского-Белозерского, чей «Американо-Российский Союз Помощи» (American-Russian Aid Association) объединился с «Отрадой» в 1968-м году. В 2014-ом году удалось устроить отправку 40-фунтового контейнера гуманитарной помощи на Донбасс при участии «Отрады», ОРЮР, КРА и зарубежных приходов.

Я также состою в Русском Дворянском Собрании в Америке, много лет была редактором «Дворянского Вестника» на русском и английском языках. Мне отец с детства говорил: если дворянин не служит Отечеству, он не достоин дворянского звания…

Поддерживаю дружеские контакты с представителями сербских и греческих организаций, с которыми бывали совместные проекты, и помогаю мероприятиям, правильно представляющим историю России и её великую культуру.

- Расскажите о самом ярком мероприятии, организованном за последнее время.

- Их было несколько, и они были посвящены 100-летию трагедии России в результате большевистского переворота 1917-го года. В октябре 2017-го года я помогла организовать и приняла участие в Круглом столе, который назывался «100 лет революции – 100 лет Русскому зарубежью». Он проходил в Нью-Йорке в соборном зале Синодальной резиденции по благословению Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона при участии таких организаций как Русское Дворянское Собрание в Америке (РДСА), АРСП-Отрада и «Новый Журнал». Мой отец был одним из выступающих. Он рассказал о том, что такое Русское зарубежье, как оно делится на эпохи и страны, о военно-политической эмиграции и русских национальных меньшинствах, которые оказались за границами Российской империи после её крушения. Я устраивала выставку от РДСА по поручению руководителя Владимира Кирилловича Голицына, с которым мы вместе учились в приходской школе, где преподавал мой отец.

Другое мероприятие - конференция «Столетие Русской революции: исторический поворот» проходило в ноябре в Российском Генконсульстве в Нью-Йорке. Рабочий язык мероприятия - английский, так как среди приглашённых были дипломаты разных стран, включая генконсулов Сербии, Болгарии, Греции и других стран, а также представителей различных зарубежных организаций – историков, общественных деятелей. Здесь я представляла КРА и РДСА. Своё выступление я посвятила трагедии России 1917-го года, о которой знаю из семейной истории. Говорила о том, как эта трагедия произошла, кому это было выгодно, какой Россия действительно была до большевицкого переворота. Рассказала о Белой борьбе, вынужденном отступлении с надеждой вернутся. О том, как мифы, созданные советской пропагандой против исторической России, по сей день приносят немалый вред восприятию новой России в мире.

Все эти мероприятия были описаны мной в статьях, которые публиковались в зарубежных изданиях и в Интернете.

- Как нам известно, Вы также ведете активную писательскую деятельность.

- Да, много лет мы с отцом работали над издательством журналов «Разведчик», «В помощь руководителю», «Опыт» и другими, а также над статьями в зарубежных газетах, таких как «Русская Жизнь», «Новый Меридиан», «Россика». Было написано несколько книг о молодежи русского зарубежья с 1921-го до 1951-й год. Теперь предстоит работа над книгой, которую не успел закончить отец. Ее рабочее название «Из Америки обратно в Россию. 1951-до последних дней». Сейчас помогаю возрождению газеты «Русская Жизнь», у которой новая редакция и впервые есть присутствие в Интернете и соцсетях, готовлю следующий выпуск журнала «Разведчик».
Сейчас помогаю возрождению газеты «Русская Жизнь», основанной в 1921-м году с первой "волной" белой эмиграции.

- Поддерживаете ли Вы связи с российскими общественными организациями? Какие это организации?

- Я много лет сотрудничаю с Российским Фондом Культуры, была консультантом серии документальных фильмов с участием Никиты Михалкова «Русские без России – Русский выбор» снятых в начале 2000-х. Участвовала с создании документального фильма «Кто заплатил Ленину. Тайна века», других фильмов и проектов. Важным событием была совместная организация перезахоронения праха генерала Деникина из США на исторической Родине в России в 2005-м году.

0kI86DNUgt8.jpg

С 2008-го года являюсь членом Международного Союза Дворян в Москве, возглавляемом князем Владимиром Александровичем Голицыным, участвую в конференциях и мероприятиях организации, о чём пишу статьи в зарубежной прессе.

С 2015-го являюсь представителем в США Дома Русского Зарубежья, одним из главных дарителей которого был мой отец. Так, в 2017-м году я принимала участие в конференции «1917 год в истории и судьбе Российского Зарубежья», где мой отец выступил по видеозаписи. Я выступала у них на открытии Музея в 2019-м году и в 2022-м году принимала участие в конференции, посвящённой 100-летию Дальневосточного исхода и завершению вооруженного гражданского противоборства 1917–1922-х годов.

Сейчас работаю над отправкой очередного контейнера ценных архивных материалов, включая библиотеку зарубежных изданий 1920-1930-х годов, картины известных художников и архивы знаменитого Игоря Сикорского.

- Людмила, расскажите, оказывает ли сегодня Россия поддержку соотечественникам, пророссийскими движениям в Америке?

- В начале 1990-х годов, в тяжёлых обстоятельствах постсоветской России нам, приехавшим из Америки ради работы с русскими детьми, иногда удавалось получать поддержку в государственных и общественных структурах. Росзарубежцентр (ныне Россотрудничество) возглавляла тогда Валентина Терешкова, с которой мы встречались. Она помогла предоставить нам помещения во Дворцах Дружбы в Москве и Петербурге для конференций и выставок, а также в 1994-м году центр помог в организации Паломничества ОРЮР «от Валаама до Урала» в честь 200-летия Православия в Америке.

9YSpw2zEUG0.jpg

В 1995-м году, в год 50-летия ООН, Российское Генконсульство попросило моего отца и меня организовать у них выставку об истории и достижениях Русского зарубежья в Америке, которую посетил первый президент России Борис Ельцин. Тогда он лично поблагодарил нас с папой. Ценные экспонаты выставки отражали в первую очередь историческое, культурное и духовное наследие – именно то, что вывезли с собой отступавшие с генералом Врангелем в Великом Исходе 1920-го года.

В начале 1990-х были такие организации как Конгресс Соотечественников, на первый съезд которого я попала во время путча, застигшего меня с сыном в России во время работы ОРЮР с детьми. Потом в 2007-м был основан Координационный совет организаций российских соотечественников (КСОРС), который в конце 2021-го года объявил о прекращении деятельности в США из-за давления американских спецслужб, обвиняющих членов в том, что они «иногенты». Сейчас из-за крайне опасной обстановки для русских в США, когда наши Православные храмы и здания русско-американских организаций подвергаются вандализму, людей увольняют с работы под разными предлогами из-за того, что они – русские или высказываются в поддержку России, а некоторым прорусским активистам откровенно угрожают – любая официальная помощь России лишь усугубит положение.

- Как Вы противостоите этой русофобии?

- По сей день, следуя примеру отца, я стараюсь бороться с русофобией, напоминаю американцам о феноменальной исторической дружбе наших стран. Именно Россия помогла Америке выжить со времён становления в XVIII столетии и вплоть до 1918-го года, когда большевики подписали сепаратный мир с немцами, что американцы восприняли как предательство «лучшего друга» во время войны.

Слава Богу, что есть среди американцев люди, включая журналистов и политиков, которые разбираются в истории и критикуют сегодняшний курс правительства в отношении России.

- Расскажите в целом о пророссийском движении США. Насколько оно многочисленно, хорошо ли организовано, какие там царят настроения?

- Что касается нашего зарубежья, то картина сложная. Разные «общины» и «волны» сильно отличаются друг от друга, как и их организации. Контактов мало, так что об «организованности» говорить не приходится. Наша община - потомков белых эмигрантов, отступивших после гражданской войны с генералом Врангелем - политическая, ее целью была борьба за освобождение Родины и возвращение, пусть даже в следующих поколениях. Она рассеяна по многим странам. Самая малочисленная из «общин» в США исчисляется несколькими тысячами, хотя точных данных нет.

После Второй мировой войны была еще одна волна беженцев из СССР, среди которых были и те, кто воспитан родителями, знавшими Россию до 1917 года. Многие были из репрессированных семей, и многие из этой «волны» были близки к первым белым по взглядам. И здесь трудно сказать, сколько тысяч в данной группе, она в основном уже перемешалась с первой. Однако, мигранты последних лет СССР, среди которых было мало этнических русских, и постсоветские «волны» – совершенно другие в подавляющем большинстве, и их миллионы. Однако, это чисто экономические мигранты, которые ни о каком возвращении на Родину не думают, а наоборот – стремятся поскорей стать американцами. Многие их называют «колбасниками». Они часто поливают грязью Россию, объясняя таким образом, почему они уехали. Как ни странно, они в таких районах как Брайтон-Бич в Нью-Йорке и в Сан-Франциско устраивают «малые родины» со своими лавками, ресторанами и организациями, где чувствуют себя достаточно уютно, но для «коренных» американцев всё равно остаются чужими…

Ещё в 90-х годах к нам в лагеря ОРЮР попадали дети, которые шутили над нашей песней «Когда же покинем чужбину, костры по России зажжём» и пели «Когда же покинем Россию костры по Америке зажжём», что показывало настроение их родителей.

Конечно, среди этой «общины» есть и те, которые покинули Отечество из-за безвыходного положения или в бывших советских республиках, или в России во время экономического краха начала 90-х. Есть и те, которые здесь временно работают по контракту или учатся, почти все из данной категории попадают к нам в приходы и организации. И среди них есть замечательные люди, патриоты России, которые стараются ей помочь и почаще ездить «домой». Их возможно сотни тысяч.

- А как русские эмигранты в США относятся к СВО России на Украине?

- Отношение у всех «общин» и «волн» к СВО тоже разное. Патриотов больше всего среди первых двух общин, но есть и там те, которых мы считаем "иудами" - кто ими стал по глупости, кто из корыстных целей. Есть многие, живущие уже не в первом поколении в Америке, кто плохо разбирается в истории, по-русски почти не говорят и поддаются на местную пропаганду. Есть и те, которые как говорили раньше, цитируя Евангелие: "страха ради иудейска" не поддерживают Россию, а то и поддакивают русофобии.

Самый яркий пример – Декларация нового правления Русского Дворянского Собрания в Америке, которая решением большинства Совета директоров (без опроса членов организации) осудила действия России на Украине, чем вызвала немало возмущений. Некоторые даже с протестом вышли из РДСА.

Но, важно отметить, что появляется все больше независимых голосов среди американцев и европейцев, которые сомневаются в русофобской пропаганде, построенной на откровенной лжи и фейковых новостях.


Фотографии из личного архива  Л.Р. Полчаниновой-Селинской

Подписывайтесь на RUSSKIE.ORG в Telegram!


[1] Олег Иванович Пантюхов — герой Первой мировой войны — кавалер ордена св. Георгия 4-й степени. Участник Гражданской войны в России. Ведущий основоположник русского скаутского движения, руководивший им с 1909 года до своей смерти в 1973 году.


Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie