Советские партизаны в Италии
В годы Второй мировой войны на Апеннинах сражалось около 5100 советских партизан
Исходным моментом для развития итальянского Сопротивления послужила высадка англо-американских войск на Сицилии 10 июня 1943 года. Вслед за этим, 25 июля, в Риме произошел государственный переворот, в результате которого Б.Муссолини был отстранен от власти. К власти пришло правительство Бадольо, стремившееся вывести Италию из войны. Однако это не устраивало германское военное командование, поскольку делало уязвимыми южные границы Германии и ставило под удар господство вермахта в Западной Европе. Поэтому в начале сентября 1943 германская армия под командованием Кессельринга и Фиттингофа предприняла оккупацию Италии, разоружила итальянскую армию и восстановила Муссолини во власти. Между тем войска союзников к осени 1943 г. выдвинулась на рубежи между Неаполем и Римом и остановилась на зиму. Страна оказалась разделенной надвое.В оккупированной части страны вспыхнула партизанская национально- освободительная война. Датой ее начала обычно считается 8 сентября 1943 г. – день вступления частей Кессельринга в Рим. Как и во Франции, в итальянском Сопротивлении было две главных силы: коммунисты, которые создавали ударные партизанские бригады, носившие имя Гарибальди, и более умеренные партии – социалистическая и Партия действия, также создававшие свои вооруженные формирования.
Первые советские пленные появились на Апеннинском полуострове в начале 1942 года. Это были военные и гражданские пленные, мобилизованные на принудительные работы. Основная масса советских граждан попала сюда позднее – вместе с немецкой оккупацией. Это были, во-первых, гражданские и военные пленные из так называемых "трудовых батальонов" военно-строительной организации Тодта, а также узники трудовых лагерей при военных заводах; во-вторых, солдаты "восточных" легионов вермахта, прежде всего – 162-й тюркской дивизии, состоявшей из представителей среднеазиатских и кавказских народов. Основной состав дивизии сдался англо-американским войскам в районе Падуи (Сев. Италия) после капитуляции немцев в мае 1945 г., однако немалая часть еще до этого перебежала к союзникам или партизанам. На территорию Италии были введены и некоторые другие "восточные" формирования (грузинские).
Заключенные трудовых лагерей использовались на предприятиях военной промышленности и на строительных работах. Итальянское население с симпатией относилось к советским пленным, им приносили продукты, одежду. Вскоре в лагерях стали возникать подпольные комитеты, занимавшиеся саботажем и пропагандой. Постепенно устанавливались связи и с итальянским подпольем.
Весной 1943 г. в Риме возник патриотический кружок русских эмигрантов. Его организатором был бывший офицер-белогвардеец А.Н. Флейшер. Справедливости ради необходимо отметить, что он не принадлежал собственно к итальянской ветви русского зарубежья, будучи гражданским военнопленным из Черногории, где он был задержан оккупационными войсками как русский. Попав в Италию в начале 1942 г. в статусе интернированного, он был поселен в одной итальянской деревушке, но летом 1942 г. ему удалось добиться разрешения переехать в Рим на положение поднадзорного. Там в октябре 1942 г. Флейшер устроился на работу метрдотелем в посольстве государства Сиам, которое итальянцы называли "виллой Тай". После высадки союзников посольство было эвакуировано на север страны, и А.Н. Флейшер остался сторожем особняка, в котором с этого времени стали проходить патриотические собрания. В их работе принимали участие люди разных политических взглядов и даже разных верований, но объединяло их общее беспокойство за судьбу Родины. В деятельности кружка активное участие принимали А.Сумбатов, В.Долгина, К.Зайцев, художник А.Исупов, католические монахи П.Бесчастных и И.Марков и другие. Важной деталью было участие в работе группы римских младороссов. В середине октября 1943 г. члены кружка впервые узнали о находящихся среди немецких оккупационных частей в районе Рима пленных Красной Армии. С этого времени началась активная деятельность группы и ее перерастание в тайную русскую организацию Сопротивления, целью которой стала помощь бойцам Красной Армии, бежавшим из плена, их укрывание, переброска в партизанские отряды, снабжение провиантом, одеждой и оружием.
Еще в июле 1943 г. около 120 советских военнопленных были доставлены в предместья Рима для использования на строительных работах. После начала германской оккупации они были переданы на предприятия в города Монтеротондо (около 70 человек), где пленные работали по демонтажу авиазавода, и Донна-Олимпия (около 50 человек). В начале октября подпольное командование партизан области Лацио решило устроить им побег. Для этого были привлечены силы подпольного кружка А.Н. Флейшера, который к тому времени установил связи с итальянским сопротивлением. 24 октября Флейшер вместе с двумя итальянцами отправился в Монтеротондо, где ночью того же дня первые 14 человек бежали из лагеря. Среди них был лейтенант Красной Армии Алексей Коляскин. Через несколько дней был организован побег новой группы заключенных.
Часть бежавших была направлена в партизанские отряды, действовавшие в районе Кастельи-Романьи, где был сформирован русский отряд Коляскина. Другая часть беглецов пополнила ряды партизан Монтеротондо, где были созданы два отряда под командованием Тарасенко и Конопелько. Из третьей группы был образован отряд в районе городов Оттавия и Монте-Марио. Наконец, в самом Риме при "вилле Тай" было создано отдельное подпольное подразделение, которым командовал сам А.Н. Флейшер. Партизаны размещались на городских квартирах итальянских антифашистов и русских эмигрантов, в церковном здании на острове Тиберина и на самой "вилле Тай". Они наносили удары по немцам как в самом Риме, так и в его окрестностях. Флейшер иногда использовал свое превосходное знание немецкого языка, переодевался немецким офицером и совершал смелые разведывательные операции.
Все четыре группы успешно действовали на подрыве вражеских коммуникаций, совершали нападения на немецких солдат, наносили удары по немецким транспортам. Отряды постоянно пополнялись новыми солдатами, бежавшими из других мест. В это же время была сформирована группа Кирилла Турабекова, которая действовала в районе Браччиано и также пользовалась поддержкой подпольной группы русских эмигрантов. При подходе союзных войск они принимали активное участие в боях за освобождение Рима и его предместий. Монтеротондо был освобожден партизанами еще до подхода американских частей, за что от начальника дивизии союзников получили благодарность командиры партизанских отрядов Марчини, Цукарри, Коляскин и Тарасенко.
Рим был занят англо-американскими войсками 4-6 июня 1944 года, а 7 июня город облетела новость, что в Рим вошла Красная Армия. Имелось в виду торжественное прохождение по центральным улицам объединенного батальона советских партизан района Рима численностью в 180 человек. В тот же день командиры отряда были приняты Папой Римским, который выразил свое восхищение мужеством советских бойцов, примкнувших к итальянским партизанам.
После открытия в Риме советской репатриационной миссии А.Н. Флейшер передал туда поименный список 182 бойцов, в том числе 11 офицеров, русских партизанских отрядов Рима и провинции.
Подпольная организация А.Н. Флейшера была, судя по всему, единственной патриотической организацией русских эмигрантов в Италии. Известно, что и в других регионах страны русские оказывали посильную помощь пленникам из СССР, однако никаких организаций или отрядов, где бы действовали русские эмигранты, пока неизвестно.
Советские военнопленные принимали участие в партизанском движении и в других регионах Италии. В отличие от Франции, в Италии почти не было чисто русских партизанских отрядов. Как правило, бежавшие военнопленные вливались в уже существовавшие партизанские отряды, в которых иногда образовывались советские отделения, иногда даже взводы. Но существовало и несколько более крупных партизанских подразделений, состоявших почти целиком из советских граждан.
Например, в области Эмилия-Романья (Северная Италия) сражалось, по разным данным, до 1000 советских граждан. Там был создан Русский ударный батальон под командованием капитана В.Я. Переладова. Комиссаром батальона был А.М. Тарасов. Батальон был создан в июне 1944 г. близ г. Монтефьорино, который был освобожден партизанами и представлял собой своеобразную "партизанскую республику" в тылу германской армии, державшей фронт гораздо южнее. В батальон были сведены русские солдаты из почти всех отрядов провинции. Подразделение было оснащено автоматическим оружием и находилось в непосредственном подчинении штаба партизанских бригад провинции Эмилии Романьи, который использовал батальон для особо ответственных поручений. Батальон состоял из двух рот: командиром первой роты и одновременно всего батальона был В.Переладов, командиром второй – Н.Черноус. В ноябре 1944 г. подразделение получило приказ командования партизанских бригад перейти линию фронта и соединиться с американцами. Американцы сразу же предложили советским партизанам влиться в ряды американской армии, но получили отказ. После этого батальон был отведен в тыл армии союзников и расформирован.
Но некоторые бойцы батальона получили новые боевые задания. Так, Тарасов был переброшен в немецкий тыл с целью организации побегов советских заключенных из лагерей и формирования новых отрядов.
На севере Италии был создан 2-й Русский ударный батальон. Его командиром был советский партизан "Данила" (Д.Авдеев), зам. командира – Н.Данилевский. Оба командира отряда после окончания войны женились на итальянках и отказались от репатриации.
В провинции Фриули еще с мая 1943 г. в рядах коммунистических отрядов сражались В.Литовко, Ю.Дорохов и еще несколько советских граждан, бежавших из плена. В сентябре 1944 г. Литовко было поручено сформировать отдельный советский партизанский батальон. Через полтора месяца в батальоне, которому было присвоено имя В.И. Чапаева, было уже 150 бойцов. В конце 1944 г. по решению командования партизан батальон В.Литовко перешел на территорию Югославии и вошел в состав 9-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии. Вскоре после этого В. Литовко снова вернулся во Фриули и создал здесь новый батальон "Чапаев".
В провинции Тоскана сражался отряд, состоявший из туркмен (как беглецов военнопленных, так и перебежчиков из тюркской дивизии). Им командовал О.М. Курбан-Ниязов. Отряд насчитывал 18 человек.
Довольно частыми были случаи перехода на сторону партизан солдат "восточных" формирований вермахта. Так, 3 июля перешли 90 солдат грузинского батальона во главе с капитаном Коте Лежава. С собой они принесли несколько минометов, пулеметов и автоматов. В районе Стреза к партизанам перебежали 73 грузинских легионера. 1 сентября 1944 г. более 50 грузин влились в состав партизанской бригады близ г. Кродо. Возможно, ограниченные масштабы переходов легионеров к партизанам объясняются удачно проведенной немцами пропагандистской компании: потенциальным перебежчикам приводилась история об одном азербайджанце, который сдался в плен американцам, был передан советской репатриационной миссии и отправлен в СССР, где его сразу же посадили в лагерь в Сибири. Оттуда вскоре он попал на фронт в штрафную роту, которая занималась очисткой минных полей ценой жизни штрафников. Но ему удалось бежать и пересечь линию фронта. После дознания немцы разрешили ему вернуться в свою часть, где он всем и рассказал, что их ждет на родине.
Всего, по наиболее достоверным подсчетам, в Италии сражалось около 5100 советских партизан. При этом в ряды партизан пошло не менее 90% советских военнопленных, находившихся на ее территории.
Денис Тюрин
Ссылки по теме:
Советские пленные в Западной Европе