"Террористы без границ"
Эпидемия международного терроризма безжалостна, коварна, многолика и полна загадок
Террористические акты на курортах Египта дали очередной толчок ведущейся в мире дискуссии по поводу охватившей планету в XXI веке эпидемии международного терроризма и о том, возможна ли вообще победа над ней.На протяжении всего 2004 года кровавые теракты, ответственность за которые возлагается на вездесущую "Аль-Каиду" или связанные с ней террористические структуры, унесли жизни тысяч жертв в Палестине, Ираке, Афганистане, России, Испании, Пакистане, Узбекистане, Индонезии, Турции, на Филиппинах и в целом ряде других стран. Несмотря на то, что после 11 сентября 2001 года было провозглашено создание широкой международной антитеррористической коалиции, и ведущие страны мира во главе с США бросили весьма значительные средства и ресурсы на борьбу с террором, перелома в этой войне так и не произошло.
Недавно был опубликован доклад группы экспертов, подготовленный для рассмотрения в специальном комитете ООН. В этом документе, в частности, говорится, что международные санкции, введенные против "Аль-Каиды" и других экстремистских организаций после сентября 2001 года, так и не принесли желаемого результата. Авторы доклада отмечают, что за все это время в странах Запада не было предотвращено ни одной нелегальной сделки по продаже оружия террористам, и не был задержан ни один человек, непосредственно связанный с Усамой бин Ладеном. Несмотря на то, что банковские счета, ассоциировавшиеся с "Аль-Каидой", были заморожены после событий 11 сентября, это не привело ни к каким ощутимым последствиям.
Более того, как следует из материалов расследования последних нападений "Аль-Каиды", ее боевики используют средства, не охватываемые санкциями. Например, в известном случае с взрывом поездов в Мадриде во взрывном устройстве использовалась взрывчатка, применяемая в местных угольных шахтах, а в качестве прибора дистанционного подрыва заложенных террористами бомб использовался обычный мобильный телефон.
Эксперты ООН утверждают, что после 11 сентября "Аль-Каида" тратила на каждую из своих крупных террористических операций менее 50 тысяч долларов. По мнению составителей доклада, лишь 11 сентября потребовало от "Аль-Каиды" финансовых расходов, измеряемых шестизначной цифрой. В документе также признается, что "Аль-Каида" быстро приспособилась к изменившимся условиям и продолжает опережать в своих действиях Совет Безопасности ООН.
Авторы доклада вынуждены сделать следующий вывод: "Пока нет никаких предпосылок к тому, что в скором времени будет положен конец нападениям со стороны "Аль-Каиды". Они будут атаковать как мусульманские, так и не мусульманские страны, как только у них появится такая возможность". В докладе ООН сообщается и том, что имеются доказательства попыток функционеров "Аль-Каиды" купить, похитить или иным способом получить биологическое и химическое оружие, а также радиоактивные материалы для создания "грязной бомбы".
Доклад призывает мировое сообщество срочно выработать меры против растущей террористической угрозы. Эксперты, например, рекомендуют Совету безопасности ООН приложить все усилия для того, чтобы улучшить сотрудничество между странами в борьбе с терроризмом.
Кое-какие подвижки в этой области, безусловно, имеют место. Например, в октябре с.г. Совет Безопасности ООН единогласно принял предложенную Россией резолюцию, направленную на ускорение процесса экстрадиции и судебного преследования тех, кто подозревается в причастности к терроризму. Соавторами резолюции стали также Великобритания, Германия, Испания, Китай, Румыния, США и Франция. Главный акцент в резолюции сделан на повышении роли и рабочего потенциала Контртеррористического комитета СБ ООН (КТК). Предлагается, с одной стороны, ускорить процесс реформирования КТК, а с другой – обеспечить его более тесное взаимодействие с Комитетом по санкциям против "Аль-Каиды" и движения "Талибан", с международными, региональными и субрегиональными организациями.
Документ также предписывает учредить рабочую группу в составе всех членов Совбеза ООН для предоставления рекомендаций по практическим мерам, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, включая предание их правосудию, замораживание их финансовых активов, предотвращение их передвижения через территории государств-членов ООН.
Впрочем, реакция на ряд предложений российской делегации в ООН была далеко не однозначной. Не получила, например, должной поддержки идея о создании международного "черного списка" граждан, группировок и организаций, которые подозреваются в терроризме. Этот пункт был исключен из текста резолюции по требованию делегаций Пакистана и Алжира, усмотревших в этом ущемление прав "борцов против иностранной оккупации", в частности, в Палестине. Свое негативное отношение к резолюции выразили и различные правозащитные структуры. В частности, небезызвестная "Международная амнистия" заявила, что "расширительное толкование некоторых положений резолюции может привести к преследованию мирных политиков и борцов за права человека".
В этих условиях различные эксперты, политики и наблюдатели все чаще задаются вопросом, можно ли вообще победить терроризм, имеющий не только глубокие социально-экономические корни, но и весьма широкое и неоднозначное толкование в современной политике? Избирательное применение в отношении террористов двойных стандартов, использование террора некоторыми государствами в своих корыстных целях, равно как и имеющие хождение версии о весьма влиятельных закулисных кругах, видящих в международном терроризме удобный инструмент "больших игр" на мировой арене, вносят в эту проблему еще больше путаницы и неопределенности.
Многие авторитетные специалисты указывают также на вредность так называемой персонификации войны с терроризмом, практикуемой многими западными СМИ, а также получившей широкое хождение в США, особенно в ходе президентской избирательной кампании. Усама бин Ладен представлялся как некий "доктор Зло" из голливудских фильмов – всемогущий закулисный дирижер мирового террора, мозговой и управляющий центр глобальной террористической сети, которая подчиняется лично ему и несет ответственность за все крупные акции.
Однако если это даже и имело место до терактов 11 сентября (что сомнительно), то за последние годы ситуация изменилась. Руководство США теперь заявляет, что три четверти известных руководителей "Аль-Каиды" либо убиты, либо захвачены, а сам бин Ладен то ли мертв, то ли изолирован где-то в горах. Тем не менее, теракты, связываемые с "Аль-Каидой", продолжаются, а их размах и жестокость постоянно растут.
По мнению экспертов, проблема заключается в том, что идеология "всемирного джихада" распространилась по миру со скоростью эпидемии. Теракты готовятся и проводятся не непосредственно "Аль-Каидой", а под ее флагом различными региональными или национальными группировками и даже отдельными лицами, разделяющими идеи бин Ладена. В ряде случае существовавшие локальные группировки "переключились" с борьбы против местных властей на более глобальные цели, например нападения на интересы США и их союзников в Ираке или подрыв позиций России на Кавказе.
На местном уровне появились лидеры террора, прямо не связанные с бин Ладеном, но обладающие возможностями благодаря помощи внешних спонсоров и притоку "исламских интернационалистов" создавать свои боевые структуры и проводить масштабные теракты. Самый яркий пример – Абу Мусаб Заркави в Ираке, никогда формально не принадлежавший к "Аль-Каиде". В Чечне примерно такую же роль играют Шамиль Басаев и Аслан Масхадов.
Поэтому многие специалисты уверены, что поимка или ликвидации бин Ладена, так же, как и любого другого лидера террористов, вряд ли приведет к снижению общего уровня террористического насилия. По мнению экспертов, мировое сообщество с самого начала ошибочно восприняло стоящую перед ним террористическую угрозу. Речь идет не об отдельной организации, имеющей единую командную и управленческую структуру, а о борьбе с идеологией "террористов без границ", которую очень трудно победить.
Без персонификации угрозы терроризма политикам в США и других странах Запада, скорее всего, будет сложнее добиваться общественной поддержки, необходимой для продолжения "войны с террором". Ведь гораздо легче списывать все на бин Ладена или иную полумифическую фигуру, чем продираться сквозь запутанную реальность локальных конфликтов, уходящих корнями в этнические, религиозные и региональные проблемы. Ряд экспертов, например, уверены, что без разрешения Палестинской проблемы, добиться перелома в борьбе с исламским терроризмом будет невозможно.
Невозможно также победить террор одним махом только силовыми или только политическими или только экономическими мерами. Поэтому и правительствам и гражданам всего мира не следует забывать о том, что проблему терроризма придется решать еще очень долго, комплексно используя разные методы и средства, и главное непременно объединив свои усилия, ресурсы и волю как на международном, так и на национальном уровне.