«Треух» и «малахай»
Пришло время разыгрывать «русскую карту»?
В политической жизни Казахстана произошли два незаурядных события, как-то встряхнувшие и определённо напрягшие общественность. На политической сцене появились … «русский треух» и «казахский малахай».Вначале притязания на президентское кресло выдвинул «русский кандидат» Владимир Козлов, а вслед за ним подтянулся небезызвестный казахский националист Жасарал Куанышалин. Первый – демократ-«профи», с прозападной ориентацией, а второй - из популяции казахских национал-патриотов. И оба они последовательные борцы с «назарбаевским режимом».
В этой, на первый взгляд, достаточно карикатурной политической коллизии есть один существенный момент – востребованность русского сегмента. Произошла спонтанная реанимация «русского фактора». Он вдруг оказался жизненно важен и правящему режиму, и радикальной демоппозиции.
Может быть, как об этом поговаривают эксперты, «ход Козловым» задуман в туманном Лондоне, но, тем не менее, он вполне грамотен и открывает широкие возможности для политических интриг и спекуляций. Во всяком случае, розыгрыш «русской карты» в эпатажном варианте «треуха» и «малахая» может существенно повлиять на разрабатываемый в Ак Орде сценарий предстоящих парламентских и президентских выборов.
Общеизвестно, что «нетитульное» население в лице русских организаций на выборах 2005 г. единодушно поддержало действующего президента Назарбаева. По сведениям из неофициальных источников, эта поддержка была обусловлена вербальными гарантиями со стороны Ак Орды, что положение русских в республике, как минимум, не ухудшится. Кроме того русское население, голосуя за Назарбаева, однозначно выразило своё неприятие практике «оранжевых революций».
Но с тех пор немало воды утекло, и ситуация изменилась кардинально. Языковой прессинг на русское население усилился, вместе с ним стала резко набирать силу национал-патриотическая риторика. Навязанная обществу казахскими националистами дискуссия по Доктрине национального единства, сопровождавшаяся шантажом и угрозами, показала готовность казахской элиты отвечать на возрастающие запросы сторонников «казахизации».
Государственный казахский язык власти стали продавливать административными средствами, явочным порядком исключая из документооборота «официальный» русский язык. Был принят закон об обязательном дубляже всех фильмов на госязык. В верхах вновь заговорили о замене «кириллицы» на «латиницу». А последнее выступление Нурсултана Назарбаева на сессии Ассамблеи народа Казахстана не добавило оптимизма русским казахстанцам.
Представляется также достаточно проблематичным вновь, как это было, скажем, на выборах 2005 г, собрать блок русских организаций в поддержку власти. Поскольку за прошедшее время претерпела изменения структура русского движения, и вряд ли кто из русских лидеров захочет наступать на грабли дважды. Да и русское население обрабатывать властям теперь стало сложнее. Россия, начав масштабную программу переселения, открыла форточку соотечественникам, тем самым в значительной степени сняв с них синдром «заложничества».
Между тем и казахская радикальная оппозиция, лишённая русской поддержки оказалась в идеологическом кризисе и на грани политического небытия. Стрельба по фигурам из ближайшего президентского окружения успеха не принесла, а смычка с национал-патриотами оказалась для неё губительной во всех смыслах. И организационно, и политически.
Без уравновешивающего прагматичного русского ядра, оппозиционная тусовка в большей степени, чем сама власть, оказалась интеллектуально несостоятельной, местечково трайбалистской и воровито-склочной. А чванливость и байство её вождей ничем не отличаются от гипертрофированной фанаберии представителей казахского чиновничества.
Успех небезызвестного оппозиционного движения ДВК (Демократический выбор Казахстана) был обусловлен тем, что вместе с казахами в нём самое широкое участие приняли русские. И это был серьёзный вызов режиму, с которым, как известно, Назарбаеву трудно было справиться. Но «кумысный патриотизм» возобладал, и оппозиционные начальники пошли по тому же пути, что и казахские власти, - зачистили её от русских фамилий.
Думается, что педалирование казахской оппозицией националистических лозунгов, вступающих в явное противоречие с принципами демократии и правами нацменьшинств, негативно повлияло на её политический имидж в глазах Запада. Если на «антирежимной» площадке там ещё готовы с удовольствием играть, то «киргизация» ситуации в Казахстане, по понятным геополитическим причинам, их явно не греет.
С чисто казахским электоратом всё предельно ясно: оппозиция здесь в принципе не может конкурировать с властью. На стороне Ак Орды мощный пропагандистский аппарат, все средства коммуникации и практически неограниченные финансовые ресурсы. На долю оппозиции остаются только люмпены и маргиналы, а также часть аульной молодёжи, подпавшей под влияние националистической риторики.
Так что в этих обстоятельствах, крайне неблагоприятных для оппозиции, надо искать нестандартные решения, чтобы вообще не выпасть в осадок в канун выборов. И надо отдать должное лондонскому сидельцу «шахматисту» Аблязову (казахскому Ходорковскому) за оригинальный «ход Козловым». Победы оппозиции это, разумеется, не принесёт, но потрясание «треухом» и «малахаем» позволит оппозиции остаться на плаву и держать в напряжении казахские власти.
Как говорит Жасарал Куанышалин, известие о намерении Владимира Козлова выдвинуться в президенты приятно поразило его. По его словам, подобное решение лично для себя он выбрал накануне. Куанышалин утверждает, что заявка на президентство «русского» кандидата повергла власти в шок и подвигла их к организации провокационной акции яйцеметания со стороны «декабристов» (движение «Желтоксан 86») - наиболее агрессивной националистической группировки.
От себя добавлю: акция абсолютно дурная и вызывающе дикая. А главное, объективно направленная на стимуляцию антирусских настроений и чреватая серьёзными последствиями. В первую очередь, для политической стабильности в стране. К слову сказать, известный в Казахстане и СНГ политолог Досым Сатпаев также считает, что эта акция заказ властей. Косвенным образом такое предположение подтверждается осуждением на 7 суток, по «хулиганке», одного из яйцеметателей и шутейным штрафом в 100 долларов другой активистке-«декабристке», пытавшейся ещё и физически продемонстрировать, кто есть ХУ, а кто НЕ ХУ в Казахстане.
Между тем лидеры казахской демоппозиции официально потребовали от властей возбуждения уголовного дела против националистов-провокаторов. В распространённом ими заявлении, с подробным изложением фактов, говорится:
«27 октября т.г. около 12 часов 20 минут в здании национального пресс-клуба группа лиц, назвавших себя «желтоксановцами», в присутствии десятков свидетелей, СМИ, допустили высказывания, а также совершили действия, которые мы расцениваем, как сознательную попытку спровоцировать межнациональные столкновения».
«Транзитно-президентский тандем» - симбиоз «русского» демократа и казахского националиста показал, что президентским политтехнологам трудно будет использовать раскрученный тренд межнационального согласия как исключительную заслугу казахских властей. На противопоставлении «мы власть – умеренные просвещённые националисты» и «они – радикалы-казахизаторы» сыграть будет трудно. И жупела «оранжевых революций» уже нет.
Ниспровергатели «авторитарного режима» это также хорошо понимают и с помощью «русской карты» пытаются переиграть Ак Орду, посягнув на её «суверенную территорию» - русский электорат. В интервью «Республике» Жасарал Куанышалин говорит:
«Ведь, как известно, до сих пор Назарбаев был совершенно спокоен за «русский электорат», готовый «при надобности» собрать миллион голосов в его поддержку даже по откровенно и противозаконно этническому признаку».
Таким образом, объективно цена «русского вопроса» в республике - и, соответственно, возможностей российского влияния – определённо возрастает. Забавно, что и националист Куанышалин признаёт это, говоря о том, что будущее Казахстана зависит от «усилий двух наиболее многочисленных этнических общин страны - казахов и русских». Теперь от акторов этой игры – во всяком случае, тех из них, кто попытается умно распорядиться конфигурацией «треуха» и «малахая» - зависит получение возможных политических дивидендов.
Чем ответят казахстанские власти на «ход Козловым» покажет уже ближайшее будущее.