logo

Хлебные крошки

Статьи

Максим Рогальский//"Молодежь Эстонии"

Церковь вне закона

Эстонская православная церковь Московского патриархата будет судиться с государством

Попытка договориться без суда не удалась. Эстонская православная церковь Московского патриархата будет судиться с государством. В Эстонии меняются министры, правительства и президенты, но вопрос о регистрации Православной церкви Московского патриархата остается по-прежнему неразрешенным. Власти отказывают церкви в регистрации в течение девяти лет.

Не так давно рухнула, пожалуй, последняя надежда решить вопрос регистрации церкви без вмешательства судебных инстанций. Представители незарегистрированной церкви Московского патриархата в очередной раз встретились с представителями МВД, чтобы обсудить проект церковного устава. Результатов встреча не дала, стороны остались при своих убеждениях. МВД дало понять, что не пойдет на признание правопреемственности ЭПЦ МП с автономной церковью, действовавшей на территории Эстонии с 1920 года, а церковники, в свою очередь, отказались исключить соответствующую статью из проекта устава. В интервью газете "Ээсти пяэвалехт" министр внутренних дел Эстонии Айн Сеппик сказал, что результаты встречи уменьшили его оптимизм в отношении возможности скорейшего решения церковного конфликта. "Нас безусловно не устраивает компромисс, предложенный другой стороной. Мы не можем с этим согласиться и опираемся на документы. Причина отказа – в исторических обстоятельствах", – заявил министр.

По мнению наблюдателей, очередной отказ МВД легализовать ЭПЦ МП может означать стремление министерства отделаться от негативно сказывающейся на имидже ведомства проблемы и передать ее другой организации. Дело в том, что согласно провозглашенному недавно президентом закону о церквах и приходах регистрация религиозных объединений передана с 1 июня в ведение судебного регистра. Чиновники МВД совсем еще недавно заявляли, что наименование Эстонской православной церкви Московского патриархата практически неотличимо от названия Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата, а посему-де возглавляемая митрополитом Корнилием церковь регистрации не подлежит. Как известно, эксперты из Тартуского университета и из Института языка камня на камне не оставили от утверждений доморощенных языковедов из министерства. Сегодня речи о наименовании церкви уже не идет. Зато на первый план в конфликте выплыла тема правопреемственности, плавно переходящая в вопрос собственности. Но все же, сдается, главное препятствие к регистрации заложено не в имущественном вопросе. Безусловно, православная церковь является мощной организацией, объединяющей прихожан преимущественно русской национальности и русскоговорящих. Теоретически она могла бы взять на себя роль защитника прав некоренного населения. Видимо, эстонским властям такая перспектива отнюдь не кажется радужной.

Кроме того, не секрет, что некоторым стратегам внешней политики, находящаяся в каноническом окормлении Московского патриархата, церковь представляется эдаким живым воплощением "руки Москвы", по которой надо ударить больно-больно. Что же касается принципа правопреемственности, то и здесь возникают вопросы. Во всяком случае, утверждения о безосновательности стремления "московских" церковников сохранить преемственность по отношению к церкви, существовавшей в Эстонии до советской власти, явно отличаются некоторой легковесностью. Как известно, двойственность в каноническом статусе православной церкви возникла на почве политических изменений в первой половине прошлого века. В связи с невозможностью осуществлять каноническую связь с эстонской церковью РПЦ постановлением Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 года за номером 183 предоставила ей автономию. Автономия была предоставлена также Томосом патриарха Тихона (в 1923 году), причем ни в одном, ни в другом документе о переподчинении Константинопольскому патриархату не говорится ни слова. Поэтому Томос Константинопольского патриарха Мелентия, который в том же году, воспользовавшись тяжелым положением РПЦ, провозгласил юрисдикцию Константинополя на эстонской территории, считается в церковных кругах юридически небезупречным. В 1940 году, то есть после вхождения Эстонской Республики в состав СССР, юрисдикция Москвы была восстановлена решением Синода ЭАПЦ. В то же время, прежнее руководство церкви, бросив прихожан на произвол судьбы, сбежало на Запад. Там митрополит Александр создал так называемый Стокгольмский Синод, который эстонские власти восстановили в правах в 1993 году, зарегистрировав поданный от его имени устав Эстонской Апостольской Православной Церкви.

Словом, вопросы есть, они остаются, и поиском ответов на них в скором времени займется суд.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie