У русских Эстонии – чужие вожди
Борьба за власть
В Эстонии, да и во всей Прибалтике сложилась ситуация, когда «русские» партии потеряли у местного населения всякое доверие. Большинство русских и русскоязычных избирателей голосует за партии, которые можно назвать смешанными, так как в них достаточно широко представлены этнические русские. Последние перед очередными выборами очень активно апеллируют к своим избирателям, указывая на свою национальную принадлежность. Однако эти собиратели русских голосов играют роль всего лишь хорошо оплачиваемой прислуги. Ключевые позиции в «смешанных» партиях занимают, конечно же, представители т.н. титульных наций. Их задача – набрать дополнительные русские голоса, но никак не потерять голоса «титульных граждан». В Эстонии такой собирательницей русских голосов является Центристская партия (председатель – Э. Сависаар). Но почему эти «смешанные» партии сохраняют у русских известную популярность, ведь они даже не пытаются решить проблему политической и национальной дискриминации русской общины? Объяснений этому феномену несколько. С одной стороны, т.н. русские партии Эстонии полностью дискредитировали себя в глазах подавляющего большинства русских жителей края. С самого начала КАПО (охранная полиция) через свою агентуру внедряла в них идеи раскола русского общества. Уже первые русские партии делились на, условно говоря, национальные и либеральные. С момента их образования подогреваемая эстонскими спецслужбами грызня проявила себя в череде скандалов и склок. И хотя и для одного, и для другого крыла русского движения главной являлась задача политического и национального равноправия, единства достичь никак не удавалось. Договариваться о совместной деятельности мешали и амбиции лидеров, и целенаправленная подрывная работа структур КАПО. С другой стороны, борьба за власть между эстонскими партиями порождала своих отщепенцев, которых за неимением лучшего русские избиратели воспринимали как пострадавших за некие идеалы. Вот тут и проявил себя феномен ЦП, а вернее её лидера Э. Сависаара. Это довольно удивительно, ибо в конце 80-х – начале 90-х гг. русские жители страны не знали более оголтелого врага, чем лидер Народного фронта Эстонии Сависаар. Носорог (одно из прозвищ политика) добивался отделения Эстонии от Союза и строил планы выдавливания большей части русских за пределы республики. Был даже изобретен термин «мигранты-оккупанты». Когда мавр сделал своё дело, его соратники предпочли самостоятельно поделить между собой главенствующее место. После провозглашения независимости ЭР Сависаар почувствовал, что теряет большинство в Верховном Совете. Бывшие друзья от него отступились. И тогда, воспользовавшись тем, что ещё не была принята новая конституция (шёл 1991 год) и русские жители края ещё не поражены в правах, премьер Сависаар обратился за поддержкой к русской фракции ВС. И получил её. Правда, тут политические конкуренты его и сожрали. Они объявили его национальным предателем, коль он посмел договориться с русскими. С тех пор Носорог и его партия и ходят в отверженных и невинно пострадавших. Все зависит, однако, оттого, какой угол зрения избрать. Понимая, что он может обойти конкурентов только благодаря сильной социальной политике, Сависаар, как только ему удавалось стать во главе Таллина (он – мэр столицы в 2001-2004 гг. и с 2007 г.), эту политику проводил. В то же время даже официальные власти давно признали, что реальные доходы русских примерно в два раза ниже, чем у эстонцев. Вот – ещё одна причина, которая заставляет русских избирателей верить в социальную политику Сависаара и голосовать за ЦП. Свою роль тут играет и пропаганда правящих в Эстонии партий. Эстонскому избирателю внушается, что Носорог служит интересам русских. Последние же часто голосуют за ЦП по принципу: враг моего врага – мне друг. Выдающийся русский философ И.А. Ильин в одной из своих статей, анализируя причины того, почему часть русской эмиграции поддержала нацистов, показал, что враг моего врага может быть и мне врагом. Почему белая эмиграция ненавидела большевиков? Да потому, что они разрушили русское национальное государство. Но ведь и Гитлер был врагом такого государства. А теперь посмотрим, является ли ЦП другом русского национального движения. Начнём с того, что все эстонские партии, в том числе и ЦП, договорились между собой о недопущении образования в представительных органах власти русских фракций. Другими словами – центристы наряду с другими эстонскими партиями не заинтересованы в создании русских политических структур в крае. Достаточно неприглядна роль ЦП и в истории с лишением Эстонской православной церкви Московского Патриархата прав и имущества. Сегодня иные российские СМИ создают миф о содействии ЦП регистрации нашей церкви, которую долго не разрешали эстонские власти. В действительности была продавлена регистрация на условиях, от которых церковь отказывалась почти 10 лет, т.е. без имущества. Так вот именно член правления ЦП Э. Сепп сделал всё, чтобы в нарушение закона была зарегистрирована не наша церковь, а т.н. Стокгольмский синод Константинопольского Патриархата. Суть дела позволяет ясно представить себе официальное заявление, с которым 8 ноября 2000 г. выступил Священный Синод Русской православной церкви по поводу действий Константинопольского Патриархата в Эстонии. Церковный раскол был спровоцирован следующим образом. Вначале группа из нескольких клириков вопреки решению Собора Эстонской православной церкви заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме. Затем 11 августа 1993 г. был зарегистрирован «Устав Эстонской апостольской православной церкви» (от 1935 года), поданный от имени зарубежного Стокгольмского «Синода ЭАПЦ», и этой структуре властями были переданы права на всю церковную собственность. Раскол был поддержан Константинопольским Патриархом Варфоломеем, который 25 мая 1995 года призвал православных верующих страны к «скорейшему возрождению Эстонской автономной православной церкви в непосредственном общении с Вселенским Патриархатом». «Неоднократные призывы со стороны Московского Патриархата к Константинопольской Патриархии проявить благоразумие» не принесли успеха. Раскол углублялся, и 23 февраля 1996 года Священный Синод РПЦ признал данную акцию раскольнической. Он открыто заявил, что политика Константинопольского Патриарха, направленная на создание «национальной церкви» в Эстонии, «не только противоречит принципам, выработанным внутри самой Константинопольской Церкви, осудившей этнофилетизм, но также вносит мощный импульс в гражданское противостояние в Эстонской Республике по этническому признаку, о чем имеются свидетельства от гражданских представителей этого государства, декларирующего демократические принципы». И центристы, по сути, поддержали этот раскол, да еще и в нарушение законов ЭР. Когда журналисты спросили Э. Сеппа о мотивах его противозаконных действий, тот ответил: «Да я нарушил закон, но в интересах эстонского народа». Тут уместно отметить, что функционеры ЦП никогда не предпринимают серьёзных шагов, не получив добро от главы партии. Ничем не отличаются отношения ЦП от отношений других эстонских партий и со старыми нацистами. Читаем городскую газету «Известия Пыхья-Таллина» (12 марта 2010 г.). Это – орган самоуправления части города, контролируемого ЦП. На первой странице помещена фотография старейшины части города Пыхья-Таллин (назначенной Э. Сависааром) К. Таммемяги, награждающей представителя регионального отделения Сообщества борцов за свободу на Восточном фронте знаком Северной звезды. Всем хорошо известно, что эти «борцы» служили в частях СС и других подразделениях германской армии. В тексте сопроводительной статьи сообщается, что мероприятие открыл Э. Сависаар. И эти же люди – Сависаар и К° – способствовали тому, чтобы из центра города был убран памятник воинам-освободителям Таллина («Бронзовый солдат»), установленный там еще в 1947 г. Решая в 2007 г. судьбу памятника, центристы усиленно занялись интригами. Большая часть депутатов горсобрания от ЦП вообще не приняла участие в голосовании по переносу памятника, и только 6 депутатов голосовали против. Как говорится, «и нашим и вашим…» На днях по предложению депутатов ЦП городское собрание приняло решение об установлении дополнительных табличек, рассказывающих о бомбардировке Таллина в марте 1944 г. советской авиацией. Можно подумать, что оккупанты ушли бы сами без бомбардировок и обстрелов. Или по чьей-то извращенной логике лучше было бы, чтобы они остались? Неоднократно лидер ЦП выступал с критикой перевода русских школ на эстонский язык обучения. Однако когда ЦП входила в правительственную коалицию, а министром образования была центристка М. Репс, ничего не было сделано для того, чтобы исправить дискриминационный проект. Русские люди это видят, но по разным причинам продолжают поддерживать ЦП. В основном это люди старшего возраста. Пик их активности в прошлом. Большинство из них голосует за центристов, чтобы не было ещё хуже: до пенсии бы как-нибудь доскрипеть. Люди старшего поколения проявляли свою политическую активность лет 20 назад, когда по 50-60 тысяч человек собирались в Таллине на митингах, протестуя против сепаратизма местного руководства и подрывной деятельности Народного фронта. Местные русские не предавали своей большой Родины и не голосовали за независимость Эстонии. По официальным данным 1991 г., на соответствующем референдуме за независимость края высказалось только 8% т.н. русскоязычных. Преданные руководством своей страны, люди старшего поколения замкнулись в себе и не представляют сегодня активной политической силы. Сами же руководители ЦП относятся к русскому электорату как к «полезным идиотам». Голосующие за ЦП русские избиратели приносят русской общине не меньший вред, чем те, кто голосует за правящие, откровенно русофобствующие партии. Голосуя за ЦП или другую эстонскую партию, эти люди исключают общину из участия в политической жизни. Сегодня понятно, что в борьбе за родной язык и права русским остается рассчитывать, прежде всего, на молодёжь, которая во всех политических акциях последнего времени проявляет всё большую активность. Когда стало известно, что натовская авиация бомбит Югославию сотни русских ребят из школ и техникумов собрались у посольства США и стали жечь американские флаги. И во время «бронзовой ночи» наибольшую активность против переноса монумента солдата-освободителя проявляла молодёжь. Но, конечно же, с ней нужно работать. Однако в стране нет серьезных русских организаций, так как нет средств и нет поддержки. Власти России предпочитают ориентироваться не на соотечественников, а на Сависааров и Ушаковсов (Нил Ушаковс – первый русский мэр Риги, недавно в обмен на вхождение его партии в латвийское правительство признавший советскую оккупацию Латвии. – Ред.). Сложилась порочная практика, при которой в руководство созданных по указке сверху организаций соотечественников навязываются люди, как правило, с репутацией коллаборационистов, а то и явных агентов КАПО. Чего же удивляться после этого тому, что руководитель эстонского отделения фонда «Русский мир» А. Красноглазов на региональной конференции соотечественников недавно заявил, что бороться за русский язык не нужно, поезд-де уже ушёл. Подобная политика в отношении соотечественников уже имела место в истории и привела к плачевным результатам. Я имею в виду политику веймарского правительства Германии по отношению к судетским немцам. Известно, что по результатам Первой мировой войны было создано государство Чехословакия, и в её состав была включена Судетская область с примерно 3 миллионами немцев. Исторически немцы в течение веков были главным народом в империи Габсбургов. Теперь же чехи стали отыгрываться за явные и мнимые обиды. А демократическое правительство веймарской Германии ничего не предпринимало для облегчения участи соотечественников. И вот когда в Германии к власти пришёл Гитлер, судетские немцы поддержали его. Они не были поголовно нацистами, тем не менее поддержали того руководителя страны, который принял их требования. Естественно, что вслед за поддержкой нового политического курса Германии произошла радикализация политических настроений большинства судетских немцев. И в нашем случае «веймарская политика» в отношении соотечественников ведёт к радикализации их сознания, особенно у молодёжи. Для того чтобы организовать русскую общину края на борьбу за свои права, необходимо создать массовую политическую партию. Это должна быть русская партия, которая объединит большую часть русского общества Эстонии, т.е. тех, кто подвергается дискриминации по национальному признаку. Печатается в сокращении