В Латвии началась охота на ведьм
Был бы человек, а статья найдется
После референдума по признанию русского языка вторым государственным латвийские власти стали ужесточать национальную политику. Началась борьба с инакомыслящими. Первым пострадал преподаватель Морской академии латыш Георг Куклис-Рошманис, затем – публицист, еврей по национальности, Александр Гильман, а совсем недавно министр обороны потребовал закрыть Русское общество в Латвии (РОвЛ).
Суд над историей
Еще несколько лет назад Латвия занимала 7 место в списке, составленном организацией «Репортеры без границ», но в 2010 году страна резко опустилась на пятьдесят позиций. Главные сражения ведутся за историю. В демократической ЛР свобода слова заканчивается там, где начинается современная латвийская мифология об оккупации, депортации и «борьбе за независимость» легионеров СС и «лесных братьев».
Любое мнение, не совпадающее с официальной версией, приравнивается к антигосударственной деятельности. Неслучайно персонами нон грата в Латвии объявлены директор и руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» А. Дюков и В. Симиндей, а также экс-главный редактор и заместитель главного редактора агентства «Регнум» М. Колеров и И. Павловский.
Преследованиям подверглись и местные жители Латвии. Персонально – латыш Георг Куклис-Рошманис и еврей Александр Гильман, а также русская общественная организация – в общем и целом. Все пострадали именно за историю.
Не вооружен, но очень опасен
Преподаватель Морской академии Георг Куклис-Рошманис – один из немногих латышей, поддержавший референдум о придании русскому языку статуса второго государственного. Причем публично поддержавший. В начале июня офицера вызвали к заместителю директора академии Сармите Домбровской и сообщили об увольнении. Почему, поинтересовался преподаватель. Ему прямым текстом ответили: «Вы политически потенциально опасны. Ваши личные политические убеждения не соответствуют официальной государственной политике Латвии. Вас видели 9 мая при возложении цветов к памятнику Победы. По телевидению вы высказывались в поддержку русских Латвии». Попытка Георга возразить, что, как любой гражданин в демократическом государстве, он имеет право на личное мнение, которое к тому же не распространяется на его служебную деятельность», последовало категоричное: «Но вы политически потенциально опасны… Ваши личные убеждения неправильны! Направление официальной политики Латвии – это Америка и НАТО. А если вам нравится поддерживать русских, то тогда уезжайте в Россию. В Латвии вы не можете, не имеете права работать преподавателем или воспитателем в государственном образовательном учреждении. Все, точка!»
Был бы человек, а статья найдется
Публицист Александр Гильман просто рассказал историю своей семьи. Обоих его дедов выслали из Латвии 14 июня 1941 года. Один, состоятельный предприниматель, погиб в лагере, а второй, адвокат, был отправлен в сибирскую ссылку и выжил. Все родственники, которых миновала советская депортация, погибли в гитлеровском Рижском гетто. По словам А. Гильмана, из депортированных в Сибирь латвийских евреев выжили две третьих, а из тех, кто остался при немцах – только 1%.
Статья Гильмана «Мифы 14 июня», опубликованная на портале ИМХО-клуб, привлекла внимание Полиции безопасности. Начат уголовный процесс. Гильман покусился на «святое» – миф о том, что депортация 1941 года была геноцидом латышского народа. Он описал, кого арестовывали и отправляли в Сибирь вместе с его дедами, – оказалось, 14 июня пострадали люди всех национальностей. Более того, все национальности были представлены по обе стороны. Латыши были не только среди жертв, но и среди палачей.
«Всех моих близких высылали латыши – молодые ребята из «Рабочей гвардии», – написал А. Гильман в своей статье. – На сборы отводилось несколько часов, никто особенно не хамил, наоборот – давали полезные советы. Поскольку сборы шли без особой спешки, за короткую летнюю ночь бригада карателей могла арестовать только одну-две семьи. Следовательно, число арестовывающих было примерно равно количеству жертв – уж не меньше 10 тысяч человек.
Комсомольцев вызвали в райком, сказали, что предстоит ответственное задание, – они поняли, что происходит, только в последнюю минуту. Национальный состав и «палачей», и «жертв» примерно соответствовал национальному составу латвийцев. По большому счету жертвами были и те и другие. По возвращении из Сибири моя тетка встретила одноклассника и очень обрадовалась ему – из их школы так мало в живых осталось. Она никак не могла понять, почему тот ее избегает, думала, у парня жена ревнивая. Он только перед смертью признался, что 14 июня ходил арестовывать и всю жизнь после этого маялся, не мог себе простить».
Поскольку Гильман развенчал миф о геноциде латышского народа (а этот миф лежит в основе идеологии ЛР), то подходящая уголовная статья нашлась сразу же. Статья 74.1 так и называется: о публичном отрицании или оправдании геноцида. Она появилась совсем недавно, в 2009-м. Тенденция закручивания гаек – налицо.
А крутить их начинают политики Сейма. Характерно, что «сигнал» в Полицию безопасности поступил именно оттуда, из подкомиссии по патриотическому воспитанию, которую возглавляет молодой националист глава партии «Вису Латвияй» Райвис Дзинтарс – инициатор референдума по закрытию русских школ, организатор марша легионеров 16 марта и шествия в годовщину вхождения нацистов в Ригу.
Р. Дзинтарс и члены его партии – частые гости на страницах латышской газеты «Латвияс авизе». Именно эта газета обнаружила еще одного подрывника устоев латвийского государства – Русское общество в Латвии (РОвЛ).
Трудности перевода
«Латвияс авизе» опубликовала письмо министра обороны Латвии Артиса Пабрикса, отправленное им в ту же Полицию безопасности. Он потребовал ликвидировать Русское общество в Латвии, так как оно ведет враждебную государству пропаганду и «распространяет радикальный русский национализм, имперский реваншизм и скрытый антисемитизм».
К таким выводам министр пришел, ознакомившись с историческими материалами на сайте РОвЛ и картой воинских захоронений, подготовленной членом общества Александром Ржавиным. Ознакомился и возмутился. Там якобы утверждается, что «Латвия уже с древних времен принадлежит русским», а лесных братьев, или, как их принято называть в ЛР, «национальных партизан», величают «недобитыми нацистами».
На самом деле в текстах ничего подобного нет. Судите сами: «За последние 800 лет земля, которая сейчас входит в Европейский союз и называется Латвийской Республикой, неоднократно была местом ожесточенных битв великого противостояния России и Европы». Где тут слова о том, что Латвия с древних времен принадлежит русским?
Что касается «национальных партизан», то в оригинале речь шла о том, что на территории Латвии сражения не утихали и после Дня Победы: «…так как не все недобитые нацисты смирились с поражением и сложили оружие». Имелся в виду прорыв группы Крюгера из Курляндского котла, столкновения с которыми продолжались до конца мая.
Единственный исторический неологизм, придуманный Ржавиным – это «европейские оккупанты». Так он называет гитлеровцев, поясняя, что Германия расположена в Европе, а на ее стороне воевали и другие европейские страны. Понятно, что министра такое определение задело. Да, видимо, так сильно, что, читая ниже про «еврейские гетто», он прочел «европейские гетто» и присобачил эту цитату в качестве обвинения к своему письму.
«Не знаю, как можно спутать еврейские гетто с европейским! – говорит Александр. – Меня больше изумило другое: как к министру и к «Латвияс авизе» попала еще не опубликованная карта «490 памятников и воинских захоронений на территории Латвии», которая на тот момент находилась в типографии?»
А. Ржавин уже несколько лет ведет поиски захоронений русских и советских солдат в Латвии. Выявлено 148 тысяч имен красноармейцев. Итогом работы стала карта советских мемориалов в стране. Ее макет Ржавин и отнес в местную типографию. «Карта подготовлена при поддержке посольства России!» – завопила «Латвияс авизе». А в чем здесь криминал? А. Ржавин подтверждает, что обращался за финансовой помощью в посольство РФ, и посольство обещало, правда, денег не выделило. Печатал за свой счет.
Почему вдруг министр и газета заинтересовались сайтом РОвЛ? Сигналом, по всей видимости, стала креативная выходка РОвЛ во время недавнего визита в Ригу Хиллари Клинтон. Для того, чтобы привлечь внимание госсекретаря США к проблеме неграждан, А. Ржавин изготовил четыре паспорта «негражданина США», вклеив туда фото Хиллари, президента Б. Обамы и его супруги, а также посла США в ЛР. Паспорта были переданы Хиллари через американское посольство. В сопроводительном письме было написано, что, следуя логике латвийских властей, лишивших 40% своих жителей гражданства, большинство американских политиков тоже являются потомками оккупантов Нового Света и не могли бы претендовать на гражданство США.
– Не исключаю, что тогда на эти паспорта власти решили не реагировать, дабы не привлечь еще большего внимания к проблеме неграждан и референдуму, а отыграться наметили позже, – говорит Ржавин. – Как я понял, на сайт первыми зашли журналисты «Латвияс авизе», а потом побежали к Пабриксу. Тот им отказать не мог.
Своих – не сдавать!
Александра Ржавина и руководителя РОвЛ Татьяну Фаворскую в Полицию безопасности не вызывали – видимо, ошибки Пабрикса с переводом сразу превратили эту историю в исторический анекдот. Что касается Куклиса-Рошманиса и Гильмана, то для их защиты русская община предприняла ряд шагов.
Члены ИМХО-клуба, где появилась статья «Мифы 14 июня», отправили письма в Полицию безопасности, в которых выступили против того, чтобы переносить полемику об истории в уголовно-правовую плоскость, считая это нарушением свободы слова. Они заявили: «Чтобы не допускать подобных антиконституционных случаев впредь, если этот текст будет признан подпадающим под квалификацию статьи 74-1 Уголовного закона, я прошу привлечь меня к ответственности вместе с Гильманом». Письма подписали 250 человек. Полиция пока молчит, есть надежда, что делу об отрицании геноцида хода не дадут.
Мобилизованы силу и в защиту преподавателя Морской академии Куклиса-Рошманиса: министру образования тоже отсылаются письма, требующие «остановить произвол в подведомственном ему учреждении, так как свобода мысли и совести – естественное право человека». Если преподаватель будет уволен, то его защиту Куклиса-Рошманиса готов взять на себя новый правовой центр для защиты прав соотечественников, открытый при МИД РФ.