В Латвии судят ветеранов войны
А бывшим эсэсовцам ставят памятники
Пышно отметив свое грядущее присоединение к Единой Европе, руководство Латвии практически сразу же взялось за то, что в латвийской прессе именуют "укреплением символов своей независимости".Спустя всего неделю после "еврореферендума", на котором большинство латышей (правда, без лишенных права голоса 500 тысяч русскоязычных жителей) сказали "да" Евросоюзу, в местечке Лестене состоялось торжественное открытие братского кладбища латышских легионеров войск СС ("Waffen SS"), воевавших в годы второй мировой войны в рядах гитлеровской армии. Причем данная церемония в прямой телевизионной трансляции демонстрировалась на всю Латвию, а в числе почетных гостей на ней присутствовали министр культуры республики, представители военного ведомства и ряд депутатов парламента.
Мемориальное кладбище для латышских эсэсовцев устроили в месте, где уже возвышается мемориал "латышским воинам" из 15 и 19 дивизий СС, вместе с гитлеровцами безуспешно пытавшихся в 1944 году остановить в Курляндии наступавшую Советскую Армию. Новое кладбище уже названо ни много, ни мало "древней святыней Латвии" (!).
Тот факт, что решения Международного военного трибунала в Нюрнберге, признавшего войска СС преступной организацией, никто не отменял, похоже, не производят на официальную Ригу никакого впечатления. Но еще более странной выглядит в этом свете позиция руководства Евросоюза, среди которого имеется немало представителей государств-участников антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. В Брюсселе почему-то совершенно игнорируют, мягко говоря, странные действия без пяти минут новоиспеченного члена Евросоюза.
Как известно, деятельность по реабилитации лиц, служивших в латышских частях "ваффен СС", в Латвии развернута уже давно. Бывших эсэсовцев ныне причислили к "борцам за свободу и независимость Латвии" и "жертвам советской тоталитарной системы". Доживших до наших дней легионеров СС приглашают выступать перед детьми в школах и сажают на почетные места в президиумах торжественных мероприятий по случаю национальных праздников.
Раньше на этих местах сидели ветераны Великой Отечественной войны. Теперь же удел тех, кто проливал свою кровь в борьбе с фашизмом и освобождал землю Латвии от гитлеровских оккупантов и их союзников, нередко – тюремная камера. Так, буквально накануне торжественного открытия эсэсовского мемориала в Лестене, Земгальский окружной суд приговорил бывшего сотрудника органов госбезопасности СССР 82-летнего Николая Ларионова к пяти годам тюремного заключения по обвинению в "геноциде".
Ларионову "пришили" участие в депортациях 1949 года, когда в Сибирь были сосланы в основном зажиточные латышские бюргеры (кулаки). Между тем, в международном праве под геноцидом понимается "такая деятельность, которая осуществлена с целью полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую". При чем же здесь кулаки?
Однако у латышской Фемиды свои правила и ей международные законы видно не указ. В 1993 году уголовный кодекс Латвии был дополнен новой статьей, которая трактует геноцид гораздо шире, его дополнили категорией "социальная группа людей". По этой статье, причем, придав ей обратную силу, и осудили Ларионова. Возражения адвоката, требовавшего признания невиновности подзащитного на основании, что закон не может иметь обратную силу, были отклонены. Не были приняты во внимание и доводы о том, что Ларионов, кстати, ветеран Великой Отечественной войны, занимал в тот период в структуре НКВД незначительную техническую должность и никак не мог быть "организатором геноцида латышского народа".
Дела о "геноциде" против бывших "оккупантов и их прислужников" в Латвии уже стали привычными. Латышскими судами в последние годы осуждены ветераны войны и органов советской госбезопасности инвалид Михаил Фарбтух (пять лет тюрьмы), Евгений Савенко (три года). Ждут суда бывшие сотрудники КГБ Николай Тэсс, Янис Кирштейнс и Трофим Якушонок и другие. Многие пожилые и больные люди не доживают до суда или умирают в заключении. Например, в тюрьме скончался бывший министр госбезопасности Альфонс Новикс, осужденный на пожизненное заключение, а бывший чекист Василий Кирсанов скончался через несколько дней после ареста, не дожив до суда.
В начале октября в Латгальском окружном суде намечено оглашение приговора гражданину России 80-летнему Василию Кононову, ранее осужденному, но потом освобожденному из тюрьмы в связи с пересмотром дела. Латвийская прокуратура, требующая приговорить ветерана к 12 годам тюрьмы, считает Кононова "военным преступником" и "красным партизаном", обвиняя его в "организации бандитской группы", "краже оружия" у латвийских полицаев и участии в расстреле "мирных жителей".
Между тем, материалами следствия установлено, что группа партизан, в которую входил Кононов, исполнила приговор Трибунала партизанского отряда в отношении служивших у немцев латышских полицаев, ранее выдавших гестаповцам ночевавшую в их деревне партизанскую разведгруппу майора Чугунова, в которой были также две женщины и грудной ребенок. Все они были расстреляны гитлеровцами. При проведении акции возмездия группой Кононова в деревне Малые Бата были уничтожены только вооруженные полицаи из подразделения так называемой "вспомогательной полиции", структурно входившей в состав СС, мирные же жители не пострадали.
Однако латвийское правосудие в деле Кононова цинично ссылается на Устав Нюрнбергского трибунала, игнорируя тот факт, что он касается только гитлеровской Германии и ее сателлитов. В обвинительном заключении Василий Кононов, который был заброшен в немецкий тыл в мае 1944 года, называется "представителем оккупационной власти". Большего абсурда, учитывая, что в то время Латвию оккупировали германские войска, придумать очень трудно.
Действия латвийских властей, увековечивающих память военных преступников и преследующих ветеранов Великой Отечественной войны, вызывают законное возмущение российской общественности. Очевидно, что Россия не может и не должна оставаться равнодушной к фактическому оскорблению памяти жертв фашизма и необоснованным притеснениям своих соотечественников в Латвии.
Российские власти уже предприняли ряд шагов в этом направлении. Так, помощник президента РФ Дмитрий Рогозин предложил предоставить Николаю Ларионову российское гражданство, а российский МИД заявил, что готов защищать интересы Василия Кононова вплоть до Страсбургского арбитражного суда.
Однако можно видимо сделать и больше. Россия обязана употребить весь свой авторитет и влияние для того, чтобы побудить руководство Евросоюза занять более жесткую и принципиальную позицию в отношении Латвии, вступающей в Единую Европу не только с бесправными "русскими неграми", но и с эсэсовскими мемориалами.