
В Россию на разведку
Соотечественники из-за рубежа вовращаются на Новгородчину
За два года в Новгородскую область из-за рубежа вернулись несколько сотен наших соотечественников
ПМЖ — это скучное и слишком обыденное слово совершенно не передает тех чувств, сомнений и мыслей, которые испытаны и передуманы каждым, кто однажды решается покинуть обжитое, чтобы начать устраивать свою судьбу почти с чистого листа. В такой вроде бы родной и одновременно еще чужой России.
Шимскому новоселу Родиону Колесникову — лишь 26.
Рослый, энергичный, уверенный в себе. Мотор семьи. И не только своих близких заводит.
— У нас в Уральске я уже много кого взбаламутил, — улыбается Родион. — Со мной из Казахстана сестра и ее муж приехали. Скоро родители прибудут. А сколько еще народу мысленно сидят на чемоданах — друзья, знакомые и знакомые знакомых, — этого я вам даже и не скажу. Для них я — как разведчик. С малолетства помню, как родители обсуждали тему переезда, мол, как бы перебраться в Россию. Все надо и надо, а дело не двигалось. Вот и пришлось взять инициативу в свои руки.
Мы встретились с ним в Управлении Федеральной миграционной службы, где автор этих строк поинтересовался, как продвигается государственная программа по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. А тут и наглядный пример подошел. И, надо сказать, весьма убедительный. Потому как пока что у парня (тьфу-тьфу и тук-тук!) все хорошо. Это значит, что «эмиссар» из западного Казахстана сообщит своим землякам о проведенной им «разведоперации» сугубо положительную информацию.
На высшем уровне
По словам Родиона, его просто сразил тот прием, который был оказан ему в Шимске.
— Я, недолго думая, зашел в администрацию, чтобы прозондировать почву, не более. Но меня приняла заместитель главы Анна Грищук, подробно рассказала о районе. Потом мы с нею нанесли визит самому руководителю — Михаилу Некипелову. Откровенно говоря, у меня был опыт обращений в миграционные и прочие службы в некоторых других регионах. Например, в Оренбурге. Город гораздо южнее, чем Новгород, а отношение почему-то прохладнее. По крайней мере, мне так показалось. Здесь же я был совершенно очарован гостеприимством и доброжелательностью. Ты всего лишь вопрос-другой хотел задать, а люди с ходу начинают решать твои проблемы. Звонят, поднимают кого-то на ноги, озадачивают. Да, мне еще поездку организовали в Коростынь. После казахстанских степей — это что-то необыкновенное!
В первый же свой приезд в Шимск Родион имел несколько вариантов трудоустройства, в том числе в районной администрации (он программист и инженер-теплотехник в одном лице), предлагалось даже временное муниципальное жилье. Но пока продолжается процедура оформления российского гражданства, пришлось поселиться на съемной квартире. Зато потом у него будет свой дом, еще один надо построить для семьи сестры. С земельными участками вопрос уже решается. На строительство деньги есть. Жилье в Уральске стоит в полцены от новгородского, но, чтобы осесть в райцентре, вполне хватит.
Молодой человек не скрывает, что выбрал Шимск еще и потому, что Великий Новгород близко. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! Хочется побывать в Старой Руссе, манит Псков...
Любовь и пряники
Шимский район — один из участников областной программы «Село Новгородчины», целью которой является привлечение соотечественников в малые города, поселки и села. Туда, где нужны их руки, их интеллект, их патриотизм, в конце концов. Ведь на расстоянии чувство Родины, пусть даже ее надо писать с эпитетом «этническая», острее. И потом, новые люди — это новые подходы, отношение к действительности. То, что Родион Колесников называет незамыленным русским глазом.
Хотя взгляд этот вовсе не обязательно так уж буквально русский. Программа, финансируемая из федерального бюджета, ориентирована на соотечественников как представителей разных народов, родившихся в одном государстве, либо проживавших в нем, обладающих общностью языка, культуры, традиций, а также их потомков по прямой и нисходящей линии. Словом, это дети исторической России (потомки белоэмигрантов, к примеру) и СССР. И понятно, что возвращаются они к нам, как правило, не из Франций и Аргентин, а из ближнего зарубежья.
Статус персонального участника программы предоставляет возможность беспошлинного провоза имущества, при этом транспортные расходы государство берет на себя. Есть и другие льготы. В частности, это 13-процентная ставка подоходного налога (иностранцы платят 35%). Упрощенный порядок вступления в гражданство РФ (в течение полугода, а не нескольких лет). В течение этих первых 6 месяцев пребывания в России переселенцам компенсируются 50% расходов на поднайм жилья — соответствующий закон вступил в силу сравнительно недавно.
Умеренный оптимизм
Поток репатриантов пока невелик. Вот наша областная статистика.
— За время действия программы, а у нас она была принята в сентябре 2010 года, — рассказывает начальник отдела по вопросам переселенцев и гражданства УФМС России по Новгородской области Алексей Козлов, — мы получили более 500 анкет от соотечественников. Понятно, что это не та цифра, чтобы надеяться, что даже если все они приедут, это как-то существенно повлияет на демографическую проблему в регионе. Но в то же время нужно отметить, что интерес к программе растет. В нынешнем году количество переселенцев ожидается в полтора раза больше, чем в предыдущем.
В основном к нам едут из Украины, Молдавии, республик Средней Азии. Есть, впрочем, менее предсказуемые примеры, скажем, Португалия, но это, скорее, в порядке исключения.
Поскольку программа заточена под потребности муниципальных районов и сельских поселений в трудовых ресурсах, то приезжие, разумеется, — люди трудоспособного возраста. Впрочем, никому не возбраняется забрать с собой в Россию своих пожилых родителей.
Как уверен Алексей Александрович, программа будет только расширяться:
— Недавно губернатор подписал документ, в соответствии с которым в зоне охвата программы переселения соотечественников окажется вся область. До недавнего времени в ней участвовали только девять муниципальных районов. Теперь же и остальные, посмотрев на первый опыт, проявляют живой интерес.
Хату с краю не предлагать?
Изначальный скепсис этих остальных понять нетрудно. Приглашая людей, мало бросить клич: «Соотечественники всех стран, переезжайте!». Надо иметь возможность что-то им предложить, как-то их заинтересовать. Если же указать в запросе, допустим, на вакансию сельского учителя, что жилье, даже временное, не предоставляется, то требуемого педагога, возможно, придется ждать ох как долго. Варианты переезда в Россию от безнадеги — вроде, дело прошлое. Первая волна переселенцев (а зачастую, скорее, беженцев) давно схлынула.
Как вызвать вторую? Дискуссии по этому поводу идут не первый год. Стоит только набрать в поисковике «переселенцы, соотечественники...» — целые трактаты выскочат. Идейных людей в стране, слава Богу, хватает. Откуда, правда, державе брать деньги под их идеи? А так, строить целые городки, если не города, для репатриантов, наверное, было бы здорово. Одновременно закрыв глаза на то, что миллионы никуда не уезжавших россиян пока не могут решить пресловутый жилищный вопрос.
Кстати, Родион Колесников с самого начала рассчитывал только на собственные силы. И теперь, кто знает, может, в Шимске и впрямь со временем образуется уральское землячество?
Комментарий
Михаил Некипелов, глава Шимского муниципального района:
— Нам очень не хватает трудовых ресурсов. Наиболее активная часть населения мигрировала в города. Достаточно того, что Великий Новгород под боком. Что делать? Понятно, что прежде всего нужно бороться за молодежь, которая еще только вступает в трудовой возраст. Чтобы наши ребята оставались в родных местах. И при этом не шли по пути наименьшего сопротивления: кто подался в охранники, из того комбайнер или строитель уже вряд ли получится. Хотя есть хозяйства, есть фирмы с достойной зарплатой. Было бы желание работать! Только таких предприятий должно быть больше. Мы работаем над этим. Например, в позапрошлом году к нам пришли нефтяники, обеспечив 230 рабочих мест. Сейчас они строят городок на 80 квартир. На очереди другой крупный проект — птицефабрика, где смогут трудоустроиться не менее 400 человек. Но понятно и то, что своего местного трудового ресурса нам в любом случае не хватит. Ищем. Агитируем северян, и не без успеха: уже немало жителей Заполярья переселились в наш район. Ищем за пределами России, и надеюсь, сможем привлечь специалистов, скажем, из Белоруссии. И конечно, мы готовы воспользоваться теми возможностями, которые дает программа переселения соотечественников. Пока таких переселенцев у нас немного, но думаю, что это только начало. Чем можем, помогаем каждому. Потому что каждый профессионал и добросовестный человек — на вес золота.
На фото: Родион Колесников (в центре) сам переехал в Новгородскую область из Казахстана, родственников сагитировал, обещает ещё и друзей подтянуть