Воображаемый разговор
с президентом Ющенко
Просвещённый наш читатель наверняка помнит, как Первый Поэт России в гордыне своей вообразил разговор с Николаем I и записал его на бумаге. Я, разумеется, не Пушкин, но и нынешний гарант Конституции Украины – не император. Поэтому, с учётом масштабов, позволю себе литературное воображение, тем более, что есть на это основание.Возвращаюсь, значит, домой с прогулки, а в моём почтовом ящике письмо. На адреса отправителя и получателя в рассеянности не посмотрел, ибо голова последнее время занята перевариванием обильной информации в жанре "SOS" о погромах в Москве. Причём здесь евреи!? "Порфироносная вдова" в массовом уничтожении сынов и дочерей израилевых не замечена, в отличие от Киева последних времён Империи, державы Симона Петлюры, также территории, контролировавшейся по ночам, в основном, Степаном Бандерой. Этой осенью под стенами Кремля якобы громят братскую культуру – от её носителей в образе человеческом до подшивок бесценных номеров газет типа "Нескорена нацiя". Указывается центр погрома - Библиотека украинской литературы (БУЛ), что на улице Трифоновской. Получается, к событиям в БУЛ я сам руку приложил, написав и разместив на некоторых порталах статью "Охота на бронтозавра". В оправдание своё подчеркну, что перо моё было направлено отнюдь не против украинской культуры, не против мовы, которые мне близки и понятны, а исключительно на библиотечных дел мастера, украинца Ю.Г. Кононенко (для любознательных названную статью прилагаю ниже). Да знать бы мне, что во мнении масс поддержки обиженного отстранением от любимой библиотеки Юрия Григорьевича, в нём воплотилась вся духовная ценность украинской диаспоры, плюнул бы мысленно в его сторону и ради нерушимой дружбы двух братских народов промолчал. Увы!.. Видимо, мы говорим "Кононенко" - подразумеваем украинскую культуру (и наоборот). Завидный жребий выпал маленькому человечку! Что ж, Клио - капризная девица. Устроителя выставки памяти "борца за незалежность Степана Бандеры" ткнули за воротами библиотеки носом в лужу, а волны по всей России пошли истинно океанские от Владивостока до Мурманска. Не верите? Вот вам образчик, кстати, из Мурманска, письмо Мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову от Председателя НКАУ Мурманской обл. Натальи Георгиевны Орловой, видимо, для передачи (цитирую НГО) "разжигателям межнациональной пучины" (Во какие у нас "разжигатели", "пучину" разжечь способны!!!).
…над единственной украинской библиотекой России, которая находится в г. Москве, нависла фактическая угроза ликвидации… нещадный меч шовинизма занесен над клубом украинских книголюбов… Искру шовинизма и экстремизма необходимо тушить в зародыше… Было бы неплохо, если бы устроители такого гонения на украинскую книгу побывали с мирным "рабочим визитом" в Украине и воочию убедились, как все доступно и толерантно с русскоязычными изданиями, наличием русских театров и возможностью получения образования на русском языке. Уверена, что в глаза этим шовинистам непременно кинулось бы количество памятников в Украине А.С. Пушкину и другим российским писателям. В Украине все это ценится и трепетно почитается… Не лишайте нас дара, - столь гармоничного и природного… (это о Кононенко, что ли? – С. С-В) Это не только антигуманно и противоправно, а еще и большой грех перед Богом, ибо Слово-это Бог. Нам нужна украинская библиотека, нам необходимо родное Слово, ибо… И т. п.
Но вернусь от лирической, с библейскими мотивами, эпистолы Натальи Орловой к тому злополучному письму. Надорвал, не глядя, конверт, а в нём послание президента Украины президенту России. Почтальон адреса перепутал. Не стану передавать весь текст письма, ограничусь избранными местами в изложении Пресс-службы Президента Украины Виктора Ющенко (21 ноября 2007 11:43):
Президент Украины Виктор Ющенко обращает внимание Президента России Владимира Путина на ситуацию, сложившуюся вокруг единственной в Российской Федерации Библиотеки украинской литературы.
…глубокое беспокойство украинской общественности, многочисленной украинской общины в России и мировых организаций зарубежных украинцев вызвала информация о намерениях реорганизовать библиотеку и определенных сложностях в ее деятельности, связанных, в частности, с кадровыми изменениями персонала.
…восстановление деятельности Библиотеки украинской литературы было «знаковым событием в отношениях между нашими государствами»…
Конечно, в письме президента нет мурманской высоты орловского полёта, вдохновенного "нещадными мечами шовинизма", но мотив тот же: глубокое беспокойство украинской общественности, многочисленной украинской общины в России и мировых организаций зарубежных украинцев. О чём беспокойство? Библиотека работает. Недавно, слышал, вновь уделила внимание голодомору (нет, не жертвам того голода, охватившего весь юг СССР и усиленного изъятием зерна для расчётов по международным обязательствам государства, а запланированному и осуществлённому русскими мору украинцев с демографической целью).
Хотел было в Кремль бежать, каяться, да испугался, признаюсь. А вот смелости на подлог у меня хватило. Набрал нужный номер, и голосом Владимира Путина:
- Не хвилюйтесь, колего! З бібліотекою все буде добре. Кадрові зміни повернемо назад, реорганізацію зупинимо. Ситуація під контролем. Привіт пані Юлії! До речі. – тут сообразил, что Президент РФ недостаточно ещё владеет украинским, и перешёл на язык оккупанта. - К слову, я недавно ездил инкогнито на Львовщину, без галстука, покататься на лыжах в Славско. Во Львове русская диаспора передала мне любопытный мартиролог, относящийся к тому, что у вас, как говорят в Мурманске, трепетно ценится и почитается. Позвольте, коллега, зачитать? И договоримся: я разбираюсь с проблемой украинской библиотеки у себя, а вы мне обещаете контролировать "вiдродження" украинской культуры во Львове, без поджогов, битья стёкол, взломов дверей, взрывов, уничтожения материальных ценностей, трупов (как это имело место с профессором Масловским) в Русском центре и школах с русским языком обучения. Так сказать, я – вам, вы – мне, как в условиях рынка. По рукам?
И тут я, отчаянно тратясь на международный разговор, зачитал тот мартиролог. Вот он:
2 февраля 1992 года Русский культурный центр (РКЦ) во Львове был захвачен и обыскан людьми, которыми руководил депутат Львовского областного совета, один из лидеров УНСО О. Витович. Исчезли бесценные документы Русского общества, периодика, повреждено имущество.
24 октября 1995 года в здание стреляли и подожгли.
Осенью 1996 года в здание стреляли.
В мае 1997 года в день проведения общего собрания Русского общества в окна бросили три бутылки с зажигательной смесью.
В ночь на 19 мая 1997 попытка поджечь здание РКЦ, в окна брошены бутылки с зажигательной смесью. 19 мая неизвестный обзвонил редакции львовских газет и заявил, что это предупреждение "проклятым москалям, под которыми во Львове будет гореть земля".
12 апреля 2000 года — выбиты все окна на фасаде РКЦ.
В мае 2001 , накануне визита во Львов папы римского года были выломаны двери центра.
В мае 2002 года — двое неизвестных разбили окна и взорвали дверь центра.
5 января 2003 года Братство Степана Бандеры в честь 94-летнего юбилея Бандеры и начала года России на Украине провело пикетирование РКЦ. Руководитель пикетчиков львовский литератор Игорь Калинец назвал РКЦ "оплотом московского шовинизма", а русских — пятой колонной. По его словам, русские — это "народ — палач, нация, не имеющая ничего святого". При этом у дверей центра была устроена гора из повреждённых книг русской классики и бутылок из-под водки.
В апреле 2003 — расписаны оскорбительными надписями стены здания. В том же году произошло два инцидента, связанные с кафе-магазином "Русская книга": в июне 2003 — была брошена бутылка с зажигательной смесью в витрину, в ноябре того же года в магазине состоялся погром.
В июле 2003 была разбита булыжником витрина РКЦ.
В ночь на 29 октября 2003 года в окна актового зала РКЦ бросили бутылку.
6 апреля 2004 года неизвестные забросали бутылками окна русского центра.
16 июня 2004 года трое неизвестных, войдя в фойе Центра, разбили стенды и наглядную агитацию, бросали камни в сотрудников Центра.
В ноябре 2004 же года во время "оранжевой революции" на стенах здания были написаны русофобские и антисемитские лозунги и нарисована свастика.
В июне 2005 года — на фасаде был разбит бюст Александра Пушкина работы львовского скульптора Е. Касселя, а также витрина окна концертного зала Центра.
21 сентября 2005 года ночью неизвестными на фасаде была нарисована свастика и сделаны надписи "Кацапов — прочь!" и "Лучший москаль — мёртвый" на украинском языке.
16 ноября 2005 года неизвестные разбили фасадные окна.
Май 2006 неустановленные лица облили красной краской фасад здания и выбили окно.
13 ноября 2006 года — камнями разбиты окна.
В ночь на 26 апреля 2007 — разбиты все окна и сожжён второй бюст Александра Пушкина (после этого приобретённая обществом статуя Пушкина установлена в фойе РКЦ, под замком, в опасении "трепета" вандалов. И это в городе, где есть бронзовые памятники Мицкевичу и Шевченко) .
В ноябре 2005 года исполняющий обязанности львовского мэра Зеновий Сирык назвал нападения на РКЦ проявлением не русофобии, а обычного хулиганства и намекнул на разногласия внутри самого Пушкинского общества, а депутат городской рады Ю. Батюк заявил, что, возможно, имеют место попытки дискредитировать львовскую общественность. Расследования, проводившиеся по фактам нападений на РКЦ во Львове, результатов не дали. Почему "хулиганы" обходят центры культур армянской, польской, чешской, греческой, венгерской и всех остальных, объяснений не последовало. Наверное, это антирусские хулиганы, такая особая порода галицкой интеллигенции новой формации, ободрённой президентским признанием "героев УПА" и тем самым логично считающих, что Украина находится в состоянии войны с Россией.
От себя я добавил, что памятники Пушкину снесены в Дрогобыче, Тернополе, Золочеве, исчезло его имя с улиц Львова и Ивано-Франковска. Там же и Лермонтов "уступил" улицу Джохару Дудаеву, а сейчас изгнанию подвергаются улицы, названные в честь русских писателей – например, Тургенева (в честь "героев УПА"). Во Львове вообще переименовали с 1988 г. приблизительно 600 улиц, в том числе улицы Пушкина, Лермонтова, Крылова, Васнецова и многие другие. В начале 90-х годов на задах львовских библиотек массово сжигалась русская литература. Под предлогом уничтожения русско-советской сгорала в пламени националистических страстей классика…
-Добре, колего, - ответил мне пан Ющенко, думая, что на другом конце провода Президент соседней дружественной страны. Но что "добро", не уточнил.
Такой вот разговор! Жаль, что воображаемый. Есть что добавить.
Фотографии:
1) Бюст Пушкина
2) То, что осталось от этого бюста после нападения на РКЦ в 2007 г.
3) Фотография здания РКЦ
Статья публикуется без приложения. С текстом приложения можно ознакомиться здесь