logo

Хлебные крошки

Статьи

Соотечественники
Общество
Россия

Станислав Епифанцев

Всемирный конгресс соотечественников: реалии дня

Какова же на сегодня ситуация на «русском поле»?

В последнюю неделю октября, аккурат в подзабытую годовщину Великой октябрьской революции по старому стилю, в Санкт-Петербурге состоится очередной Всемирный конгресс российских соотечественников. На этот раз революции не предвидится, да и эпохальных решений никто особо не ждет, но и проходным это событие не назовешь. Тем не менее, несмотря на небольшой срок, оставшийся до начала конгресса, информация о его предстоящей работе достаточно скупая. Пожалуй только сайт «Русские.орг» уделяет постоянное внимание этой теме. Впрочем, это и неудивительно, поскольку отражает реальную картину состояния русского информационного поля. А, казалось бы, только председателей координационных советов по всему миру наберется о-го-го, и каждый по идее должен был бы высказаться по такому случаю, но вот ведь, глухое молчание. Но и это тоже неудивительно.

Достаточно широко известен тот факт, что русские никогда и нигде в истории не создали сколько-нибудь эффективной диаспоры, не создали, увы, и в новейшие времена. Правда, история на этот раз не повторилась в точности и по подобию. Впервые в истории государства российского русское зарубежье было заявлено одним из важнейших приоритетов внешней политики России. Это было выдающееся политическое решение российского руководства, оказавшее огромное моральное воздействие на тогдашний русский мир. Однако, то ли со временем у руководства угас интерес, то ли на мощном первичном импульсе иссякла политическая воля вождей, но пассионарный толчок как-то тихо попритих. Впрочем, надо отдать должное МИДу России, под эгидой которого строилась и велась работа с «соотечественниками». За прошедшие годы МИДу удалось отстроить формально мощную конструкцию в русском зарубежье, сорганизовав множество небольших русских организаций в единый конгломерат. Понятно, что у самих этих организаций были нулевые шансы выстроить подобную конструкцию самостоятельно. Представляется вполне очевидным, что русскому миру и нужна была такая мощная и даже в некотором роде глобальная организация. Проблема оказалась в том, что не нашлось своего Пигмалиона для этого колосса, который умолил бы Всевышнего вдохнуть в него жизнь. Так что созданный Всемирный координационный совет соотечественников и еще десятки региональных координационных советов уподобились Илье Муромцу, сидящему на печи тридцать лет и три года… Какого-то отчетливого, качественного влияния на жизнь соотечественников за рубежом этой системой особо не оказывается. Не то, чтобы его – влияния - вообще нет, но процесс скорее тлеющий. И как раз очередного всемирного конгресса, чьим исполнительным органом и является ВКС, мы и ждем в октябре. Собственно главное и скорей неосознанное всеобщее желание, чтобы наш колосс слез наконец-то с теплой печки и проявил свою богатырскую силу.

Какова же на сегодня ситуация на «русском поле»? А ситуация в полной мере соотносится с положением самой России и в значительной мере от нее и зависит. Тот же пример с успешными диаспорами показывает, что эффективное существование диаспор в сегодняшнем мире это взаимный, встречный процесс. Преуспевают только диаспоры, имеющие сильную политическую поддержку родины предков. Тем более это верно для только зарождающейся российской диаспоры. Это не значит, конечно, что русское зарубежье беспомощно, что справедливы попреки в иждивенческих настроениях со стороны всевозможных «аналитиков», паразитирующих на «русской теме». Суть ситуации гораздо глубже, чем представляется поверхностному взгляду таких «экспертов». Русская диаспора и государство российское существовали порознь во все времена. Россия прирастала могуществом и территориями, да и россияне в немалом количестве перебирались за границу по тем или иным причинам. Нам неизвестна непосредственная причина, по которой правители России решили признать русское зарубежье. Хотя понятно, что государство, претендующее быть не то что великим, но просто цивилизованным, не может просто так оставить несколько десятков миллионов своих бывших сограждан на произвол судьбы.

Почему с особым интересом ожидается всемирный конгресс этого года? Причина одна и в общем-то лежит на поверхности. Минувший политический год оказался весьма бурным в России и был весьма богат на события в политической жизни России самого разного плана. При этом выборы Президента оказались хоть и в эпицентре политического противостояния на политическом поле, но по большому счету не они составили основную интригу года. Нельзя также сказать, что деятельность оппозиции сама по себе преподнесла нечто новое. Новым оказался неожиданно массовый протест городской, в первую очередь московской и частично питерской, интеллигенции. Декабрьские выступления оказались неожиданными и по настоящему напугали власть. Неожиданным и достаточно грозным оказалось участие в протестах массы простых граждан. Конечно, благодаря отсутствию в составе оппозиции креативных и харизматичных вождей, способных оседлать волну протеста и повести дальше, протест в значительной мере сдулся. Власти стоило бы поставить свечку за здоровье либеральных вождей Немцова-Касьянова и иже с ними. Пока у оппозиции такие вожди, революция ограничивается «бурей в стакане воды». Страшно аж жуть… пока нос на уровне стакана.

Тем не менее, не все так просто. Власти удалось взять ситуацию в руки, причем достаточно решительно и оперативно, но проблема в том, что Россия действительно погрязла в пороках, задыхается в тисках коррупции, отстала от передовых стран мира в науке, технологиях и социальном развитии. Проблема для власти заключается именно в том, что народ-то в массе своей уже не хочет терпеть все «свинцовые мерзости», при том, что пока еще доверяет Путину и видит именно его лидером России. Однако, очевидно, что народ уже не готов терпеть бесконечно и кормиться одними обещаниями перемен. Благо, что либеральные вожди оппозиции оказались не готовы предложить реальную программу конструктивных действий. За душой у них кроме желания самим порулить из Кремля не оказалось ничего сколько-нибудь стоящего. Но ведь очевидно, что так не будет продолжаться всегда.

Надо полагать, Путин понимает всю серьезность угроз. Другой вопрос, сможет ли он оказаться адекватным вызовам времени, сможет ли отказаться от старых привязанностей. В любом случае обещаны перемены, народ ждет перемен. Перемены обещаны и русскому зарубежью. Были ли они просто частью предвыборных обещаний, мы скоро узнаем. По крайней мере, анонсируется участие Президента Путина в открытии всемирного конгресса.

Повторюсь, чего-то эпохального не ждем, но надежды остаются. Ибо русское зарубежье ждет перемен, как часть русского мира, сопряженного с Россией и ее судьбой, да и само по себе нуждается в них в плане формирования эффективной диаспоры.

Какие же вопросы и проблемы стоят перед русским зарубежьем? Основная проблема, стоящая перед нами: «А что собственно хочет Россия от русского зарубежья? Зачем мы нужны России, и какие цели и задачи в связи с этим могут быть сформированы?». Ибо, вульгарно говоря, и коню ясно, что если мы не нужны России, то на этом можно поставить жирную точку в истории только только зарождающейся русской диаспоры. А иначе «пустые хлопоты» и русское зарубежье превращается для МИДа в пресловутый чемодан без ручки, который и нести невозможно, не особо хочется и бросить не позволено. В таком варианте понятно, что основной упор в работе с диаспорой делается на фольклорные посиделки и танцы в сарафанах, что само по себе отнюдь не плохо, а даже хорошо, но отнюдь не способствует формированию и укреплению сильной диаспоры.

Да, было заявлено на самом высоком уровне о стремлении использовать научный и технический потенциал русского зарубежья. И действительно, русское зарубежье на Западе изобилует именами и фигурами, где есть и Нобелевские лауреаты. Однако, при этом совсем забывается тот момент, что в ближнем зарубежье русские и россияне вообще занимают достаточно сильные позиции в экономиках своих стран, составляя костяк менеджеров крупных компаний, бизнесменов среднего уровня и представляют наиболее квалифицированную массу специалистов различного профиля. И если говорить о регионе Центральной Азии, то мы имеем довольно странную картину невостребованности русских со стороны России. Западные компании охотно берут на работу русских специалистов, нередко отдавая им предпочтение среди прочих, многие русские эмигрируют в дальнее зарубежье, где бывают достаточно успешны, но вот российские компании, приходящие в регион, зачастую избегают брать русских на работу. А ведь известен пример успешных диаспор в этой сфере. Евреи всегда отдают предпочтение «нашим людям». Даже ведущих на торжества стараются пригласить своих. Думается такое поведение выработано веками выживания и совершенно правильно. Мы же, русские, поступаем в этом отношении обычно перпендикулярно.

Большое место в жизни русских нашего региона занимает вопрос репатриации в Россию. Той самой репатриации, которой, по уверениям росчиновников, как бы и нет. То есть, как в анекдоте, факт есть, а слова как бы и нет. Между тем, за время независимости из стран региона переехали в Россию до 6 миллионов человек по данным Интернета и поток переселенцев саморепатриантов не иссякал. В последнее время число желающих переехать резко выросло и это связано с тем, что русские стали испытывать неуверенность в своем будущем и главное в будущем своих детей на фоне роста националистических тенденций в титульной среде, ущемления по языку и другим негативным тенденциям в обществе.

Вопрос переселения это болевая точка, в которой сошлись многие моменты. Здесь и давление титульной среды и проблемы не всегда урегулированного общества с определенной дискриминацией по национальному признаку, здесь и российская чиновная бюрократия и не меньшая бюрократия в стране убытия. Очереди в представительстве ФМС для желающих выехать в том же Узбекистане превысили полгода. И нельзя сказать, что сотрудники представительств плохо работают. Проблема, при взгляде изнутри, представляется в концептуально ошибочном подходе к возвращению людей на Родину. Ведь почему есть репатриация в Германию, репатриация в Польшу и даже Казахстан, не говоря уж об Израиле, а репатриации в Россию нет? Секрет Полишинеля, как всегда достаточно прозрачен. Репатриация всегда законодательно оформлена и имеет правовой статус со всеми привходящими и ответственностью перед законом. Российскому руководству достало политической воли сказать «А», но не хватает, чтобы продолжить. Репатриация прописана в нормах международного права и упоминается во «Всеобщей декларации прав человека». Репатриация это право человека в возвращении на Родину, и здесь Россия наособицу от всего мира. Будь принят закон о репатриации, то и Программа переселения логично выглядела бы в русле этого закона.

Последние по времени отговорки о невозможности того или иного в переселении в силу полиэтничности российской диаспоры смешны, как беспомощный детский лепет. Национальность тех же немцев-репатриантов вряд ли может определить и господь Бог. Триста лет назад в России всякого приезжего иностранца, не говорившего по-русски, называли немцем, то бишь немым. Даже и страны такой не было в те времена. И все это не помешало Германии принять и этих «немцев» с их не немецкими семьями и евреев и еще сонм людей многих национальностей. Даже Израиль, столь ревностно блюдущий чистоту еврейской крови, принял в рамках репатриации не литры, а мегалитры иной крови. Ведь ежику понятно, что за две тысячи лет блужданий много чего намешалось в еврейскую кровь и умные евреи вполне по конкретной причине определили национальность по матери.

Что касается боязни российской бюрократии дать русскому зарубежью право гражданства априори, то здесь также достаточно все понятно. Здесь страх перед неизвестными обстоятельствами «как бы чего не вышло», страх ответственности. Дай такое право и вот, к примеру, те же черкесы, которые живут по всему Ближнему востоку, хлынут на Кавказ, а там и без них проблем выше крыши. Так что нежелание предоставить русским автоматическое право на гражданство проистекает из страха и беспомощности российской бюрократии перед гипотетическими обстоятельствами и одновременно ее низкого профессионализма. Вот возьмем поляков, этих извечных антагонистов русских. Вопрос репатриации поляков рассматривается, как первостепенный долг Польши перед своими детьми и никак иначе. Вот поэтому-то в России уже само слово «русский» стало чуть ли не неприличным.

А ведь русское зарубежье действительно обладает огромным потенциалом, но чтобы раскрыть его, нужна дорога с двухсторонним движением. А ведь хочется иметь все на «халяву». Вот вернулись миллионы соотечественников в Россию самоходом, и страна, не ударив пальцем о палец, получила на халяву десятки, а то и сотни миллиардов, но никто из чиновников об этом не сказал и полслова. Проблема русских еще и в том, что при существующем потоке переселенцев Программа переселения затянется на добрую сотню лет, да и далеко не все русские хотят выехать из региона. Ведь как не крути, но это наша малая Родина. Тогда что делать тем, кто остается? Понятно, что русский человек привык веками жить, полагаясь сам на себя, ведь недаром Салтыков-Щедрин написал притчу о том, как мужик двух генералов прокормил. Поэтому все эти проблемы мы рассматриваем именно в контексте создания эффективной русской диаспоры.

Вот ведь заявил Назарбаев Валентине Матвиенко, мол, «такая корова нужна самому», наши русские и нам самим пригодятся, так что отстаньте. Конечно, азиатское лукавство, но до известной степени и правда. Провалы в сельском хозяйстве, других сферах общественной жизни сами же казахские авторы объясняют массовым отъездом русского населения. Сходная ситуация и в других странах региона. И если говорить о новомодном тренде интеграции, то очевидно, что одним из решающих факторов влияния России в регионе будет цивилизационный фактор, и тут как нельзя кстати местное русское население. Ведь не зря же Бжезинский залогом утверждения Запада в регионе называл обязательное вытеснение русского населения. А ведь далеко не дурак Збышек. Значит, очевидно, России сам Бог велел поддерживать русское население региона. Хотя бы морально. И одним из ключевых моментов в укреплении цивилизационного влияния является создание русских школ. Ведь в русских школах региона учатся в массе своей дети титульных наций и надо понимать, что именно из них вырастет будущая элита, которая в будущем придет к власти.

Что касается дискриминации русского населения, то не стоит делать круглые глаза - политическая дискриминация есть во всех странах региона и это реалия железобетонная. Плохо то, что к этому добавляется и языковая дискриминация. В Киргизии и Казахстане наблюдается тенденция к участию русских в активной политической жизни. И не просто марионеток правящих классов, но людей занявшихся политикой по убеждению. Однако и в этом виде деятельности формальным поводом для запрета является языковой барьер. Да, конечно, чисто по понятиям правы те, кто проводит агрессивную языковую политику, но ведь мы пытаемся жить в цивилизованном мире и как бы должны руководствоваться Конституцией, которая устанавливает равные права всех граждан независимо от национальности. Проблема ведь в том, что при таком подходе, как правило, проигрывают все.

Рассчитывать, что интеграция сама собой решит все проблемы, достаточно наивно. Люди изменились, общество меняется на глазах, вместо сплочения обществ в единую гражданскую нацию происходит радикализация общественных процессов. Внутри титульных сообществ назрели серьезные конфликты. И такое положение характерно практически для всех стран региона. Думается, было бы правильно в региональной политике России большее внимание уделить фактору наличия русского населения. Ведь среди прочего, русские это заметный фактор стабильности в странах региона, и это известная ситуация.

Все эти проблемы порождают кадровый вопрос в русском движении. Те самые кадры, которые решают все. Не сделаю открытия, сказав, что актив русских диаспор стареет, а на их место молодежь не приходит. Не приходит не потому, что нет энергичных молодых людей, просто напросто у молодежи нет мотивации. Любая диаспора, даже самая успешная, испытывает кадровый голод, но вот успешные диаспоры находят все-таки сильные стимулы для молодежи. Я уверен, что и Россия при желании могла бы иметь такие стимулы. Одним из таких стимулов могло бы служить образование, какие-то преференции при устройстве на работу, да в принципе, много еще чего. Ну и конечно, необходима ротация руководящих кадров. Как всегда было, так и в нашем случае кадровый застой порождает и последующие пороки, характерные для любой командной системы.

Предстоящий всемирный конгресс и призван дать ответы на актуальные запросы русского зарубежья. Вопрос только - даст ли?!

(Материал публикуется в авторской редакции).

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie