logo

Хлебные крошки

Библиотека

Н.В. Мотрошилова. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. – М.: ИФ РАН, «Канон+», 2010.

Появление этой книги стало большой неожиданностью в идейной атмосфере современной России. Может удивить сама постановка вопроса о «варварстве» как новом вызове современному человечеству, поскольку это понятие для многих давно ушло в прошлое. В наши дни больше принято рассуждать о «наступлении» или «столкновении цивилизаций», но никак не об угрозе отказа от цивилизации как таковой, об угрозе одичания, якобы навсегда снятой с повестки дня. В основе этой книги лежит разработанный автором системный «цивилизационный подход», который «призван выдвинуть на передний план принцип единства, целостности человечества и мирного разрешения любых социальных конфликтов». А ведь за последние десятилетия само понятие «цивилизационного подхода», как правило, предполагало констатацию глубокой разобщённости и чуть ли не прямой вражды всех возможных цивилизаций. Иногда даже оправдывало эту вражду, подобно формационному подходу в марксизме, объясняющему неизбывную войну классов между собой. В своей теории «общемировой цивилизации», которая «должна быть работающей категорией», Мотрошилова выделяет момент преодоления «рецидивов варварства». Цивилизация предполагает возрастающее значение «социально-исторических регулятивов» над «природно-биологическими факторами». Варварство угрожает не просто высоким образцам цивилизации, а самому человеку как виду. Оно может исходить не только от каких-то реакционных и шовинистических сил, а даже от тех, кто якобы борется за всеобщее единство и всеобщие свободы. Не надо забывать, что даже «лозунги единства Европы использовались и в человеконенавистнических целях»! В этой связи невозможно не обратить внимание на ошибки самих «цивилизаторов» нашего времени, выступающих от имени либеральных ценностей, а на деле лишь доводящих их до абсурда. В тех классических учениях, которые глубоко повлияли на культуру Европы, «свобода вообще, права и свободы индивидов в частности и особенности не имеют самодовлеющего значения, а предстают в многосторонней системной связи с социальными обязанностями, моральным долгом, исторической ответственностью отдельных людей». Заметьте – такое трезвое понимание свободы возникает не в каких-то гибридных полулиберальных учениях, а в самом классическом либерализме, о котором в наше время, очевидно, забыли. И сегодня, когда мы из уютного мира нашей домашней библиотеки выходим в открытый космос современных СМИ, особенно электронных, или слышим речь уже подросшего поколения, то «бодряческий оптимизм» действительно пропадает и мы вполне можем называть вещи своими именами – мы сталкиваемся с новым, глобальным, настоящим варварством, настоящим отказом от норм и ценностей классической Европы, причины которого требуют особо внимательного изучения. Мотрошилова утверждает, что в Европе «не произошло формирования общеевропейской общественности». Кроме этого, многие люди в самой Европе, даже весьма глобалистски настроенные, подозревают, что «за общеевропейским проектом в целом стояли сугубо частные интересы». И поэтому не доверяют проекту Евросоюза. И эти подозрения можно понять – в политике ЕС периодически наблюдаются двойные стандарты. Например, возмущает общеевропейское равнодушие к проблеме Прибалтики, где возможны марши откровенных фашистов и объявление значительной части населения «негражданами» по этническому принципу. Подробно перечисляя и анализируя очень многие пороки современного общества, автор замечает, что у цивилизационного пути развития есть только одна альтернатива – это варварство. И в этом смысле, как бы нам трудно ни было, отказаться от самой цивилизации мы не можем. Автор выдвигает конкретный принцип, позволяющий сохранить критерии цивилизованности как таковой, – это принцип «борьбы за ответственность». Без ответственности не может быть никакой цивилизации, и прежде всего не может быть той самой свободы, которая в противном случае превращается в свободу произвола, т.е. варварства. Принцип индивидуальной ответственности напрямую вытекает из базовой ценности европейской цивилизации – ценности человеческой личности, пожалуй, единственной ценности, внятной для всех народов мира и отличающей цивилизацию от её отсутствия. «Из этого принципа надо (как это было и раньше) сделать исключение в случаях противодействия преступникам, которые на это исходное право посягают, и в первую очередь для террористов». Согласитесь, это абсолютно актуально звучит в наши дни, когда Россия вновь столкнулась с террористической агрессией в самой столице. Эта агрессия представляет собой яркое воплощение нового варварства в его чистом виде. Отвечать на самые чудовищные вызовы нового варварства, подобные терроризму, одними лишь средствами государственного контроля невозможно, если само общество не готово им сопротивляться. Вместе с тем сознательное стремление к объединению с другими людьми, к цивилизации и гражданскому обществу предполагает возможность возвыситься над своими частными, узкоэгоистическими интересами. А это непосредственно связано с фундаментальной способностью человеческого сознания восходить к универсальным ценностям и возводить к общим понятиям, чем и занимается философия. Поэтому любые глобальные и даже частные вопросы современной цивилизации неизбежно будут обращаться к философской проблематике и «абстрактные» на первый взгляд «философские темы ещё вспомнят», убеждена Мотрошилова. Обращение к философии на пути развития цивилизации так же неизбежно, как неизбежно падение в варварство в случае отказа от неё. Поэтому невнимание к философии, прямое пренебрежение этим фундаментом культуры для любого государства и общества означает интеллектуальное самоубийство и отказ от цивилизованности как таковой. Аркадий МАЛЕР Литературная газета

Другие книги

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie