4 ноября - великий день русской истории
Россия и Русский мир празднуют День народного единства и Праздник Казанской иконы Божией Матери
4 ноября Россия и Русский мир празднуют День народного единства и Праздник Казанской иконы Божией Матери. И светский, и церковный праздник напоминают нам о событиях 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского вступили в Москву, что стало началом преодоления Смутного времени – трагических событий русской истории н. XVII в.Чудотворный образ Богородицы был обретен в 1579 г. в Казани, а ровно через 33 года явил свою чудесную помощь Русской земле – во времена Смуты, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они "крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру". И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского.
У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Элассонскому (из Греции) Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена". И как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.
Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.
В память освобождения Москвы от поляков было установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.
Уже в ХХI веке день 4 ноября стал не только церковным, но и светским праздником. Инициатива празднования вместе с Праздником Казанской иконы Божией Матери Дня народного единства по праву принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
В 2004 г., выступая на III региональном фестивале молодежи и студентов "Обретенное поколение", Патриарх сказал: "Единство нашего народа должно зиждиться на нашей тысячелетней истории, которая научает нас, как преодолевать трудности и испытания, мы не можем быть Иванами, не помнящими родства, и это особенно относится к молодежи, которая должна на примерах великих людей, созидавших и молившихся за Россию, строить свою жизнь". Предстоятель Русской церкви особо отметил, что "для того, чтобы создать духовно единую и сильную Россию, нужно вернуться к памятным историческим событиям, сформировавшим исторический облик страны". И в связи с этим Алексий II напомнил тогда о том, что для русских людей очень памятен день 4 ноября, когда был положен конец Смутному времени. "Освобождение Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году положило начало независимости Российского государства и духовному единению России", – подчеркнул Патриарх.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон "О днях воинской славы (Победных днях России)". Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: "4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II полностью поддержал инициативу Думы: "Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру", — сказал Святейший.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в преддверии праздника в 2005-м говорил, что день освобождения Китай-города силами народного ополчения в 1612-м имеет эпохальное значение для России и не уступает по значимости Дню Победы 9 мая 1945-го, так как ноябрьские дни XVII века "были более страшными для России, чем Великая Отечественная война". "Немцам ведь не удалось войти в Москву, и Гитлер не сел в кресло Сталина", - так обосновал свое мнение митрополит Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси.