logo

Хлебные крошки

Статьи

Кавказ
Политика

Андрей Смирнов

Аджарская диллема

После "революции роз" в Тбилиси началась политико-дипломатическая "битва" за Аджарию

Как хорошо известно, новое руководство Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили одной из главных своих задач считает восстановление территориальной целостности грузинского государства. Претендуя на роль "собирателя грузинских земель" М.Саакашвили неоднократно обещал использовать "любые средства" для возвращения под суверенитет центрального правительства в Тбилиси "мятежных автономий", прежде всего Абхазии и Южной Осетии.

В то же время, как полагают многие эксперты, главной проблемой новых тбилисских властей все же является Аджария. Именно от этой небольшой автономной республики площадью 2900 квадратных километров с населением 400 тысяч человек сейчас во многом зависит судьба Грузии как единого государства. Ситуация в Аджарии в значительной степени будет определять и дальнейшее развитие внутриполитической ситуации в остальных грузинских регионах.

Столь исключительная роль Аджарии обусловлена, прежде всего, ее выгодным географическим положением на берегу Черного моря и экономическим значением. Здесь, в столице республики Батуми, находятся главный торговый морской порт Грузии и ключевой нефтяной терминал в Закавказье. К тому же, недавно в районе Батуми на небольшой глубине обнаружено месторождение нефти и газа. Помимо этого, значение Аджарии определяется и ее особым статусом и традиционной культурно-религиозной обособленностью от остальной Грузии. Большая часть местного населения – аджарцы, исповедующие ислам. Фактически республика в финансовом и политическом отношении независима от центральных властей Тбилиси. Уже много лет во главе республики стоит Аслан Ибрагимович Абашидзе, наследник древнего рода князей Абашидзе, владевшего этой территорией с XV века. Неудивительно, что Аслан Абашидзе пользует в Аджарии особым авторитетом и уважением, а в смутный период правления в Грузии Эдуарда Шеварднадзе эта республика была одним из немногих островков стабильности.

По мнению местных наблюдателей, относительная стабильность и спокойствие в Аджарии обеспечивается также и тем, что в Батуми дислоцируется 12-я военная база вооруженных сил России. По данным российской прессы, гарнизон базы состоит из частей и подразделений 145-й мотострелковой дивизии (35-й и 90-й мотострелковый полки, 115-й отдельный танковый батальон, 1089-й самоходный артиллерийский полк и авторемонтный завод, а также 1007-й зенитно-ракетный полк в Хелвачаури). Эта военная база – не только гарант стабильности Аджарии, но еще и источник экономического благосостояния многих жителей Батуми, поскольку 65 процентов ее личного состава – это граждане РФ аджарской национальности. Кроме того, в распоряжении руководства Аджарии находятся собственные силовые структуры – национальная гвардия, полиция и пограничные войска.

Аслан Абашидзе традиционно поддерживает прямые тесные связи с Москвой, что обеспечивает республике особые торгово-экономические и политические привилегии в отношениях с Россией. В частности, в прошлом году была достигнута договоренность об облегченном визовом режиме для граждан Аджарии, посещающих Российскую Федерацию. Естественно все это вызывает заметное раздражение в Тбилиси, тем более, что правительство Абашидзе без восторга встретило смену власти в Грузии.

Во многом именно из-за этого после "революции роз" в Тбилиси, отстранившей от власти Шеварднадзе, началась политико-дипломатическая "битва" за Аджарию. Правительство Саакашвили стремится вернуть Аджарию под свой контроль при активной поддержке США. Россия же, исходя из своих стратегических интересов, в свою очередь, оказывает политическую поддержку аджарскому руководству, желающему сохранить за собой известную свободу действий. Во время т.н. "бархатной революции" руководство Аджарии сначала вообще не признало легитимность новой власти, ввело у себя чрезвычайное положение и закрыло границу с Грузией. Однако после вмешательства посла США в Грузии Ричарда Майлза, лично встречавшегося с Абашидзе, официальный Батуми разрешил провести выборы на территории Аджарии. Сам Абашидзе даже заявил, что "бойкот выборов в Аджарии станет катастрофой для Грузии и тяжелым историческим пятном для автономии". Хотя и с крайне низкой явкой 4 января 2004 года выборы президента Грузии на территории Аджарии все же состоялись.

Тем не менее, напряженность в отношениях между Батуми и Тбилиси сохранялась. Так, повторное введение властями Аджарии 7 января с.г. чрезвычайного положения вызвало резко негативную реакцию у центральных властей. Заместитель министра юстиции Грузии Гиги Угулава заявил о незаконности введения ЧП в Аджарии и потребовал пересмотра ряда положений конституции автономии, противоречащих, по его мнению, конституции Грузии. Вслед за этим из Тбилиси последовали заявления с требованиями ускорить ликвидацию всех российских баз на территории Грузии, в т.ч. и 12-й базы в Батуми. Подтверждая серьезность намерений грузинской стороны, лидер "Народного фронта" Нодар Натадзе прозрачно намекнул на возможность проведения диверсий против российских военных баз, не исключая и Аджарию.

В ответ лидер Аджарии заявил, что грузинские антитеррористические подразделения, в подготовке которых принимают участие американские инструкторы, могут быть использованы для "наведения порядка" в Аджарии. Абашидзе дал понять, что "провокации готовятся, и вместе с обвинением в сепаратизме руководства автономной республики это как раз и послужит поводом для введения войск на территорию Аджарии". Говоря же о перспективе вывода из Аджарии российских войск, Абашидзе отметил, что "эта проблема не только российского военного руководства, но и Аджарии".

Не располагая пока достаточными военными возможностями для установления контроля над Аджарией, правительство Саакашвили решило использовать политическое и экономическое давление на Батуми, а также сделать ставку на оппозиционные Абашидзе политические движения. Особые надежды в Тбилиси возлагают на Давида Бердзенишвили, лидера оппозиционной Абашидзе организации "Наша Аджария" и по совместительству активиста партии "Национальное движение", лидером которой является сам Михаил Саакашвили.

25 января 2004 года в день инаугурации президента Грузии в Батуми тысячи сторонников Саакашвили провели манифестацию, направленную против Абашидзе. Однако колонна демонстрантов была рассеяна спецподразделениями республиканского МВД. 27 января в Тбилиси состоялся учредительный съезд движения "Демократическая Аджария", прошедший под лозунгом "Долой Абашидзе!". Участники съезда заявили о намерении сместить нынешнего президента Аджарии "конституционным путем". Лидером движения был избран представителя блока "Бурджанадзе-демократы" Эдуард Сурманидзе.

В ответ на это 28 января в Батуми сторонники Аслана Абашидзе провели митинг, на котором заявили, что готовы защищать Абашидзе от любых посягательств оппозиции. Сам Абашидзе предупредил общественность, что возможна попытка сменить власть в Аджарии по уже разыгранному в Грузии сценарию "бархатной революции". Однако, по его мнению, события в Аджарии могут скорее развиваться по абхазскому варианту: "Будут те же жертвы, раздробленность, выжженная земля, затяжные конфликты и встречи за рубежом по урегулированию конфликта".

Правда, в последнее время власти Грузии сделали несколько примирительных жестов в сторону Аджарии. Так, после возвращения из Москвы Михаил Саакашвили призвал Аслана Абашидзе, который не приезжал в столицу Грузии последние 13 лет, приехать в Тбилиси и заявил, что готов обеспечить ему личную безопасность. Как заявил Саакашвили, "Если есть проблемы с безопасностью, то мы готовы эти вопросы урегулировать. Сейчас, как никогда раньше, совершенно четко видно, что Аджария возвращается в единое грузинское конституционное поле. Ради общего дела настало время приехать Аслану Абашидзе в Тбилиси".

Насколько искренни заявления грузинского руководства, остается только гадать. Но, судя по всему, Аслан Абашидзе в целом рассматривается в Тбилиси и Вашингтоне как одно из главных препятствий на пути ликвидации военного присутствия России в Грузии и установления своего контроля над стратегически важным причерноморским регионом. В свете этого, если правительство Саакашвили не сможет договориться с Абашидзе, ближе к лету вполне возможна активизация стимулируемых из Тбилиси попыток сменить власть в Батуми методом "мирной народной революции".

Однако организаторы "бархатных революций", добившиеся успеха в ходе ноябрьских событий прошлого года в Грузии, возможно, не учитывают, что Абашидзе – это не Шеварднадзе. А это значит, что события могут пойти совсем не в том направлении и привести к весьма серьезным последствиям не только для Аджарии, но и для всей Грузии. В таких условиях любой неверный шаг грузинских властей в разрешении аджарской дилеммы может навсегда похоронить мечту о единой Грузии и крайне негативно отразиться на безопасности всего кавказского региона.

Статьи по теме

Партнеры