Америка нам поможет…
Председатель комитета по делам миграции правительства Москвы Сергей Смидович о миграционной обстановке в столице
Основной задачей московского правительства в области миграции является борьба с нелегалами и достижение стопроцентной регистрации прибывающих в столицу граждан. Об этом заявил на своей пресс-конференции председатель комитета по делам миграции правительства Москвы Сергей Смидович. Другими важными проблемами, по его словам, является создание соответствующей миграционной инфраструктуры, а также обустройство примерно 10 тысяч армян-беженцев из Азербайджана, оказавшихся в Москве после погромов 1988-1992 гг.Эти люди, которых насчитывается несколько тысяч, проживают в миграционном центре в Востряково, не имея российского гражданства, официального статуса беженца или вынужденного переселенца и соответствующих льгот. Их временная регистрация, по словам Смидовича, в очередной раз продлена – до конца 2002 года. Востряковский центр давно уже стал, по осторожному выражению чиновника, "источником социальной напряженности".
Проблема армянских беженцев состоит в том, что они любой ценой желают сохранить постоянное место жительства в Москве, последовательно отказываясь от любых предложений миграционной службы, связанных с предоставлением им жилья за пределами столицы. Даже получив жилье в других регионах России, они вновь и вновь упорно возвращались в Москву. Вдобавок все это время к ним постоянно присоединялись многочисленные родственники и знакомые, не имевшие к пострадавшим от погромов никакого отношения, но, тем не менее, претендующие на московское жилье и прописку уж и вовсе без всяких на то оснований.
Как рассказали в Федеральной миграционной службе МВД РФ, российский паспорт, пока его еще можно было получить в порядке регистрации или упрощенном порядке, армянские беженцы не брали специально, не желая принимать на себя обязанности, налагаемые гражданством РФ. А, не имея его, они не могли претендовать на статус вынужденного переселенца. Беженцами же лица из ближнего зарубежья за крайне редкими исключениями не признаются. Теперь же, после вступления в силу с 1 июля нового закона о гражданстве , стать гражданином России даже в льготном порядке можно не ранее, чем через год.
Однако, несмотря на свою в целом неконструктивную позицию, армянские беженцы продолжают требовать от властей различных преференций и жилья в Москве, которые те предоставлять не собираются. Настоящим спасением в этой ситуации выглядит предложенная Госдепартаментом США программа по переселению обитателей центра Востряково в Америку, повидимому, продавленная через конгресс влиятельным армянским лобби. Сейчас реализуется первый этап программы – раздача анкет претендентам на эмиграцию. "Мы это поддерживаем, это поможет снизить напряженность", – заявил Сергей Смидович. Добавим: и решит финансовые проблемы. Говорят также, что следующей программой Госдепа в этой сфере станет переселение в США чеченцев из "свободной Ичкерии". Эту инициативу также можно только приветствовать.
Что же касается миграционной ситуации в столице в целом, то одной из основных проблем остается организация трудовой миграции. В 2001 году число зарегистрированных трудовых мигрантов-иностранцев в Москве было всего 82 тысячи, что составляет чуть больше одного процента от трудового потенциала города. Однако количество реально работающих существенно превышает эту скромную цифру и имеет тенденцию к росту. Иностранную рабочую силу привлекали не менее пятисот организаций, причем некоторые из них имеют весьма значительные квоты на прием трудовых мигрантов: например, она составляет 2,5 тысячи человек на ЗИЛе, 15 тысяч – в Мосгортрансе (водители общественного транспорта). При этом предельная общегородская квота для привлечения иностранцев охватывает всего 45 тысяч человек – остальные устраиваются работать самостоятельно. Иностранцы составляют около 5% от общего числа занятых в строительстве (в основном это украинцы, молдаване и турки), столько же работает на транспорте.
До последнего времени основным регулятором пребывания иностранных работников в Москве служил городской закон "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы". Предприятие, принявшее на работу нелегала, могло попросту разориться: за каждого из них предстояло выплатить в городскую казну штраф в размере 100 минимальных размеров оплаты труда. Однако после вступления в силу нового Кодекса об административных правонарушениях размеры штрафов снизились чуть ли не два порядка. Теперь нарушители закона могут отделаться жалкими 20 МРОТ независимо от числа нелегалов. Смидович выразил сожаление о включении в текст закона этой нормы. Увы, в ближайшее время изменить положение вряд ли удастся: должна накопиться правоприменительная практика, на основании которой законодатели рассмотрят вопрос о целесообразности корректировки КоАП.
По словам Сергея Смидовича, в столице нет "разумных отраслевых программ" по привлечению мигрантов. В частности, отсутствует предусмотренный законодательством многих государств механизм, обеспечивающий приоритетное право коренных жителей занять то или иное рабочее место. Так, в Берлине привлечению иностранцев предшествует широкая публикация объявлений об открывшихся вакансиях. И только в случае, если они не привлекут внимания немцев, работодатель может взять на работу трудового мигранта-иностранца. "Масштабы миграции в Москву показывают, что к ней необходим особый подход", – полагает Смидович, – "здесь нужна специальная миграционная политика, обеспечивающая безопасное – и в экономическом, и в прямом смысле этого слова – развитие столицы". Линия московского правительства на ужесточение контроля над приезжими и наведение порядка в области трудовой миграции остается неизменной.