Американский вояж русской эскадры
Были времена, когда отношения между Россией и США отличались особой теплотой и дружелюбием
Одной из первых стран, признавших новое американское государство в XVIII веке, была Россия. Многие русские добровольцы участвовали в войне за независимость Североамериканских Штатов. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. единственной страной, открыто проявившей сочувствие России, была молодая заокеанская республика. Американцы восхищались героической обороной Севастополя, помогали России оружием, медикаментами, американские врачи-добровольцы трудились на поле боя, не покладая рук. Через несколько лет Россия поддержала президента А.Линкольна в его борьбе с южными штатами. Пытаясь предотвратить вмешательство бывших противников по Крымской войне – Англии и Франции – в военное противостояние между Севером и Югом США, Россия приняла решение направить свои корабли к североамериканским берегам.Осенью 1863 года к западному побережью США двинулась Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А.А. Попова. В составе эскадры были корветы "Новик", "Богатырь", "Калевала", "Рында", клиперы "Гайдамак" и "Абрек". Все корабли отличались быстрым ходом и были особенно пригодны для войны на море. Согласно плану, утвержденному 25 июня 1863 года императором Александром II, кораблям эскадры следовало прибыть в американский порт Сан-Франциско и стать там на якоря.
Одновременно в Нью-Йорк из Кронштадта отправилась Атлантическая эскадра в составе 3 фрегатов, 2 корветов и 1 клипера под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского. Задача как балтийских, так и тихоокеанских моряков России состояла в том, чтобы в случае начала Англией и Францией войны против России (так как державы поддержали Польское восстание 1863-1864 гг.) перерезать морские коммуникации первых и уничтожить их военные и торговые суда.
Первым в порту Сан-Франциско в сентябре 1863 года появился корвет "Новик" под командованием капитан-лейтенанта К.Г. Скрыплева. Несколько дней спустя там пришвартовались еще пять кораблей эскадры контр-адмирала А.А. Попова. Чуть раньше в Нью-Йоркский порт прибыл флот контр-адмирала С.С. Лесовского.
Для большинства американцев прибытие российских кораблей стало подлинной сенсацией. Американские современники писали об этом событии в восторженных тонах: "Поистине явились избавители! Теперь-то никакая иностранная держава не осмелится вмешаться в гражданскую войну между Севером и Югом США!"
Вся страна единодушно приветствовала русских моряков. Города состязались друг с другом, кто лучше организует приемы. Пребывание русских превратилось в длинную череду банкетов и балов. Повсюду звучали тосты за российско-американскую дружбу. "Андреевский крест сплетает свои складки со звездами и полосами", – гласили заголовки американских газет.
Американцы очень доброжелательно отнеслись к морякам. Им импонировало исполненное достоинства поведение россиян. Особенно восхищались жители США офицерами русской эскадры. В газетах отмечали их высокую культуру, образованность, превосходное знание иностранных языков, умение хорошо держаться.
Радушные хозяева всячески потакали гостям. Контр-адмирал А.А. Попов даже отмечал, что американцы "услугами своими… не только сокращают на многие тысячи издержки по исправлению судов, но дают нам средства выполнить такие работы, которые невозможно было бы здесь сделать частным образом".
В это сейчас трудно поверить, но у военных властей США не было секретов от русских. Власти готовы были показать им любой объект. Морской министр США Г.Уэллс отдал приказ в случае необходимости открыть для русской эскадры военный арсенал. Российские офицеры получили возможность осмотреть новейшие образцы артиллерии, верфи, где строились новые бронированные корабли, ознакомиться с новыми лоцманскими достижениями.
Интересно, что когда контр-адмирал А.А. Попов выразил желание осмотреть возводившиеся близ Сан-Франциско военные укрепления, тамошние власти поначалу сообщили адмиралу о невозможности исполнить его просьбу. Это стало известно президенту США А. Линкольну, и он немедленно дал предписание военным властям Сан-Франциско допустить А.А. Попова к осмотру укреплений, а также устроить в честь русской эскадры праздник. Что и было сделано.
Контр-адмирал А.А. Попов опубликовал в газетах Сан-Франциско письмо, в котором говорилось, что русские корабли пришли в Америку не для участия в гражданской войне американцев. Однако русский адмирал предупреждал экипажи кораблей южан, что мирное население города не защищено военными силами, и в случае нападения кораблей Конфедерации русская эскадра "единственно из человеколюбия" защитит мирных жителей города. Что и случилось вскоре, когда русские корабли отогнали от Сан-Франциско два капера южан – "Сэмтер" и "Алабама".
Спустя некоторое время в Сан-Франциско вспыхнул большой пожар. Пылали жилые дома, магазины, гостиницы, официальные учреждения. На берег с русских кораблей немедленно были направлены 200 моряков во главе с офицерами. Они повели самоотверженную борьбу с огнем, спасая от гибели гражданское население. Муниципалитет Сан-Франциско единодушно принял резолюцию, в которой выражалась искренняя благодарность командующему эскадрой А.А. Попову и всем российским морякам за героическую помощь жителям города в ликвидации пожара.
Начальник таможенной службы Сан-Франциско У.Фаруэлл признался российскому консулу М.Клинковстрему: "В настоящее время ни одна нация на земле не трогает так сильно американское сердце, как народ великой империи, который вы столь достойно представляете в Сан-Франциско". Госсекретарь США У.Сьюард отмечал: "Наша дружба распространяется на Россию в любом случае, и мы предпочитаем ее любой другой европейской державе просто потому, что она всегда желает нам добра".
За девять месяцев корабли посетили многие американские порты, крейсировали в водах Карибского моря и Мексиканского залива, заходили на Кубу и в Гондурас, на Ямайку и Бермудские острова, в Гонолулу и Ситку. В июле-августе 1864 года эскадры С.С. Лесовского и А.А. Попова возвратились в Россию.