Азербайджан готов определиться?
Процесс определения внешнеполитических приоритетов Азербайджана, затянувшийся на 13 лет, похоже, близится к завершению
Приближается очередная годовщина провозглашения независимости Азербайджанской Республики. По этому случаю планируется обращение Ильхама Алиева к нации с программной речью, в которой, как ожидается, будут определены основные направления международной политики страны на ближайшую перспективу.Слово – за Баку
На протяжении всех лет, прошедших после распада Советского Союза, отношения с Россией оставались одним из наиболее сложных и противоречивых аспектов внешней политики Азербайджана. Как и у большинства остальных бывших советских республик, тяга Азербайджана к России носила в основном иждивенческий характер и прочно увязывалась с тем, насколько старший партнер оказывался готов удовлетворить те или иные ожидания младшего. В то же время отношения между Баку и Москвой из года в год заметно слабели, чему в немалой степени способствовали нерешенность карабахского кризиса на фоне углубляющихся российско-армянских стратегических связей.
Несмотря на очевидный и все еще огромный потенциал, выражающийся, в частности, в том, что Россия остается наиболее значительным внешнеэкономическим партнером Азербайджана, перспективы развития отношений между нашими странами сегодня кажутся не слишком радужными. По итогам первого полугодия текущего года РФ уже уступила Италии пальму первенства в азербайджанской внешней торговле, и на пятки ей упорно наступают Турция, Казахстан, Великобритания, Франция и Иран. В связи с вводом в строй трубопровода "Баку-Джейхан" в 2005 году будут существенно сокращены объемы нефти, перекачиваемые по трубопроводу "Баку-Новороссийск" (сейчас это 2,5 млн. тонн в год). Из-за нерешенного спора о налогообложении от очередного контракта на разработку азербайджанской нефти, судя по всему, готова отказаться российская компания "Лукойл".
Не особенно убедительным представляется и нынешний этап развития российско-азербайджанских отношений. Официальный Баку как будто с пониманием отнесся к последним мерам Москвы по ужесточению режима пересечения границы между двумя странами, связанному, в частности, с закрытием автодорожных КПП в ночное время и отказом от диспетчерского обслуживания азербайджанской авиатехники. Однако в Азербайджане сегодня уже начат подсчет финансовых потерь, связанных с этой инициативой, и не следует исключать того, что в ближайшее время России будет представлен соответствующий счет. Иными словами, очевидно, что будущее российско-азербайджанских отношений будет всецело зависеть от политической воли обеих сторон.
Не так давно Москва предложила Баку целый пакет предложений, направленных на дальнейшее расширение взаимовыгодных связей между нашими странами. Российское правительство приняло решение о 5-процентном снижении тарифов на транспортировку грузов азербайджанских перевозчиков железнодорожным транспортом. В послании российского президента по случаю десятилетия подписания т.н. "контракта века" о международном участии в разработке нефтяных месторождений Азербайджана четко и недвусмысленно подчеркивается "высокий уровень азербайджано-российских связей, имеющих характер стратегического партнерства". Слово, как говорится, за Баку…
За все надо платить
В отличие от отношений Азербайджана с Россией, связи этой страны с Западом в течение последних лет развивались вполне прогнозируемо. Обладая соответствующими ресурсами, все эти годы промышленно развитые государства и контролируемые ими международные финансовые структуры оказывали Баку все возрастающую помощь, объемы которой давно уже превысили сумму в 1 млрд. долларов. Помощь эту, правда, никак не назовешь бескорыстной. Во-первых, залогом под выделяемые субсидии, всегда выступала нефть – главное национальное достояние Азербайджана, которое во все большей степени начинает превращать эту страну в сырьевой придаток Запада. Во-вторых, она всегда подразумевала "оборотную сторону" – право кредитора на жесткий контроль ситуации в стране и возможность вмешиваться во внутреннюю политику страны-должника.
Об этом убедительно свидетельствует не только опыт всех последних лет, но и ряд недавних событий. Госдепартамент США, например, весьма недвусмысленно выразил недовольство отказом Азербайджана провести на своей территории учения НАТО, увязав это со "стремлением проявить лояльность в отношении России". Не отстают от Вашингтона и его западноевропейские партнеры. 5 октября в Страсбурге, например, Парламентская ассамблея Совета Европы не просто подвергла критическому анализу ситуацию в Азербайджане, но и прямо предложила руководству страны внести существенные изменения в проводимую им политику.
Понятно, что в своем нынешнем положении Азербайджан крайне заинтересован в продолжении западной помощи. Не вызывает сомнений, что у страны нет иного способа интегрироваться в цивилизованное мировое содружество иначе, как путем последовательных демократических реформ и преобразований. Другое дело то, какую цену в плане ограничения суверенитета страны потребует Запад за свою помощь…
Не всегда дружелюбное соседство
Важной составляющей внешней политики Азербайджана на протяжении почти 13 лет остается строительство отношений с соседними странами. Несмотря на возобновление прямого диалога между президентами Азербайджана и Армении, реальных перспектив потепления их отношений в ближайшей или более отдаленной перспективе не предвидится. Отношения между двумя соседними государствами, скорее всего, будут и впредь развиваться в русле чрезвычайно сложного и неоднозначного конфликта, не просто носящего перманентный характер, но чреватого очередными осложнениями ситуации во всем регионе.
Не внушает оптимизма и та внешняя гладкость, которая отличает сегодня отношения Баку и Тбилиси. Нынешним переговорам на высшем уровне, "направленным на согласование внешнеполитических приоритетов и развитие взаимной заинтересованности в реализации целого ряда крупных экономических проектов", явно не хватает того духа, который отличал встречи старых партийных товарищей Алиева-старшего и Шеварднадзе. Известные попытки экспорта "розовой революции" в соседнюю страну, очевидные претензии на региональное лидерство, легкость, с которой грузинский президент "торгует" чужой нефтью и делит доходы от ее ожидаемой транспортировки, этнические конфликты в районах компактного проживания азербайджанцев в Грузии не могут не раздражать Баку. И раздражение это, похоже, не способны сгладить ни последнее заявление Саакашвили о том, что Армения должна прекратить оккупацию Карабаха, ни недавняя встреча Алиева-младшего с руководителем фонда Сороса, который, как сообщается, клятвенно заверил президента о том, что не намерен финансировать революцию в Азербайджане. По вполне очевидным причинам отношение РА к Грузии остается настороженным, что, в целом, мешает сближению этих стран как в рамках регионального союза, так и в форматах ГУУАМ, СЕ, СНГ, НАТО и т.д.
Далеки от идеальных и азербайджано-иранские отношения. Несмотря на ожидания, связывавшиеся с недавним визитом в Баку иранского президента, связи между двумя странами вновь вошли в период "затяжного штопора". И наиболее яркими свидетельствами этого стали, с одной стороны, поддержка официальным Баку акций протеста населения провинции Западный Азербайджан ИРИ, а, с другой, ширящееся развитие ирано-армянских отношений и участившиеся случаи демонстративного нарушения воздушного пространства РА самолетами иранских ВВС. Наличие серьезных противоречий по вопросам культурного самоопределения 10 миллионов этнических азербайджанцев, проживающих в Иране, а также по проблеме определения статуса Каспийского моря, неприятие Тегераном решения Баку о размещении в РА мобильных сил НАТО мало способствуют развитию азербайджано-иранских связей и, на нынешнем этапе, практически полностью исключают их тесный характер.
Непросто складываются отношения Азербайджана и с этнически близкой ей Турцией. Обострившиеся фактически сразу после прихода к власти в РА Ильхама Алиева азербайджано-турецкие отношения успели пройти уже несколько фаз. Поначалу, как известно, Анкара вызвала резкое недовольство Баку, выразив готовность к реанимации дипломатических отношений с Ереваном и открытию совместных КПП на армяно-турецкой границе. Затем, в свою очередь, азербайджанский президент инспирировал гнев турецких властей, объявив о поддержке не устраивавшего их варианта решения кипрской проблемы.
Дальше – больше. Под предлогом погашения накопившихся долгов турецкие власти санкционировали арест азербайджанских морских и воздушных судов. Под лозунгом борьбы с налоговыми нарушениями азербайджанские власти приступили к пристрастным проверкам деятельности целого ряда турецких фирм. В связи с известными сложностями на тернистом пути интеграции обеих стран в европейское содружество сегодня азербайджано-турецкие отношения, кажется, вновь идут на поправку. Однако наличие существенных противоречий явно делает весьма маловероятной реализацию многолетней мечты всех пантюркистов – "две страны – одна нация".
Что день грядущий нам готовит?
Ожидающееся обращение президента к нации, как предполагается, прояснит основные направления внешней политики Азербайджана в условиях очевидной сегодня "перекройки" традиционной геополитической модели Южного Кавказа. При этом очевидными представляется целый ряд факторов, которые не могут не учитываться в Баку.
В первую очередь, это, конечно, абсолютно объективные географические реалии, определяющие окружение страны и ее соседей. Это как раз тот случай, где соседей не выбирают. Во-вторых, это реалии, связанные с историческим опытом станы, с тем, что Азербайджан прошел путь от разрозненных ханств в составе Персии до суверенной страны. В-третьих, немалое значение будет иметь верное определение характера и сути нынешних отношений с зарубежными партнерами.
Характер и интенсивность современных геополитических процессов настоятельно требуют от развивающихся стран известной четкости во внешнеполитической ориентации. Речь, разумеется, не идет о том, что Азербайджан должен развиваться по единственному вектору, послушно следуя в фарватере США или России, Турции или Ирана, Лиги мусульманских стран или Европейского Союза. Просто средне- и, тем более, долгосрочные интересы страны, вступившей в новое тысячелетие и не желающей утратить собственный суверенитет, превращаясь в чей-то сырьевой или какой-либо иной придаток, требуют известной определенности…