Азербайджан на распутье
Нынешние президентские выборы определят, в каком направлении двинется республика дальше
Накануне назначенных на 15 октября президентских выборов в Азербайджане предвыборная борьба в республике достигла наивысшего накала. Снятие 2 октября Гейдаром Алиевым своей кандидатуры в пользу сына – 42-летнего премьер-министра Ильхама Алиева в какой-то степени приободрило оппозицию и подстегнуло ее активность. Противники младшего Алиева рассчитывают, прежде всего, на политическую неискушенность Ильхама и отсутствие у него необходимого опыта и навыков, которыми обладал его отец.Данные последних социологических исследований накануне выборов крайне противоречивы. Так, согласно данным опроса, проведенного в Баку и Сумгаите Центром аналитической информации и опроса "Сель", 65,9% опрошенных готовы отдать свои голоса Ильхаму Алиеву, 9,5% – лидеру Партии национальной независимости Этибару Мамедову, 8,4% – вождю партии "Мусават" ("Равенство") Исе Гамбару и 7,5% – бывшему председателю Либеральной партии Лале Шовкет. В то же время, по данным Центра социальных исследований ADAM, проведшего опрос в 16 крупных городах Азербайджана, в сентябре 2003 года за Ису Гамбара собирались голосовать 36,3% опрошенных, тогда как за Гейдара и Ильхама Алиевых (до снятия своей кандидатуры Алиевым-старшим) – 27,4%, Лалу Шовкет – 10%, а Этибара Мамедова – 7,2%.
В этих условиях избрание Алиева-младшего на президентский пост, а тем более, удержание им власти – не такая уж простая задача. Тем более что основной конкурент Ильхама Алиева – лидер "Мусавата" Иса Гамбар – имеет в Азербайджане довольно многочисленных сторонников, а также и влиятельных зарубежных покровителей. Он активно использует популистскую риторику и демагогию для привлечения на свою сторону всех недовольных и обиженных итогами правления Алиева-старшего.
Основу электората Гамбара составляют в основном националистически настроенные круги азербайджанского общества, выступающие за военный реванш в Карабахе и ужесточение внешней политики в отношении России и Ирана. Это реальность, с которой приходится считаться не только нынешнему руководству Азербайджана, но и правительствам соседних государств, в первую очередь Москве.
На руку оппозиции играет и сложное социально-экономическое положение Азербайджана. Несмотря на крупные запасы нефти и газа на шельфе Каспийского моря (сейчас их величина оспаривается), по некоторым данным, свыше 70% населения живет ниже черты бедности. Это особенно заметно в отдаленных сельских районах, где безработица носит массовый характер, а заработки складываются из доходов от браконьерства на Каспии и натурального хозяйства.
Неудивительно, что из более чем семимиллионного населения Азербайджана примерно половина покинула страну, отправившись на заработки в другие края – главным образом, в Россию. Оставшиеся концентрируются в Бакинско-Апшеронской агломерации – Баку и его пригородах. Но и здесь более половины населения не имеют постоянной работы, а условия его жизни и быта напоминают самые бедные страны Африки. При этом цены на основные продукты питания и одежду в среднем лишь на треть уступают московским.
Однако, как полагает большинство экспертов, в случае прихода к власти в республике оппозиции, на экономическом положении большинства азербайджанцев это никак не отразится. В силу объективных причин никто в Азербайджане не способен сейчас совершить чудо и быстро добиться всеобщего процветания. Для этого необходима стабильность и многолетняя систематическая работа. Зато во внешнеполитическом плане приход к власти в Баку оппозиции явно не сулит ничего хорошего. Ведь с уст Исы Гамбара и прочих лидеров оппозиции практически не сходит одно слово – "война", а призывы к силовому решению Карабахской проблемы звучат на каждом оппозиционном митинге.
В связи с этим Москва, Ереван, Тегеран и Вашингтон (естественно, все по своим причинам) заинтересованы в сохранении в Азербайджане стабильного и предсказуемого правящего режима, созданного усилиями Гейдара Алиева. Поэтому фигура Ильхама Алиева, как преемника и продолжателя политики своего отца, является наиболее предпочтительной для всех внешних игроков (за возможным исключением Турции).
Для России победа сил оппозиции, особенно Исы Гамбара, стала бы весьма серьезной неприятностью на ее южных границах. Лидер "Мусавата" практически не скрывает своих антироссийских взглядов и симпатий к радикальным исламистским и националистическим движениям, выступает за усиление "исламского фактора" в Азербайджане и всем Кавказском регионе. Известно, что "Мусават" поддерживает тесные связи с "идейно близкими" ему крымскими татарами, а также украинскими националистами, о чем свидетельствуют периодические публикации статей Гамбара в оппозиционной украинской прессе, включая и принадлежащие Ю.Тимошенко.
Заслуживает внимания и откровенно враждебная позиция "Мусавата" в отношении Ирана, противоречия с которым, по мнению вождей партии, являются "неразрешимыми". Руководство "Мусавата" выражает "крайнюю озабоченность" положением этнических азербайджанцев в Иране. В отдельных выступлениях лидеров партии даже просматривается стратегическая цель силового принуждения Ирана к возврату "исконно азербайджанской территории".
Нацеленность руководства "Мусавата" на отход Азербайджана от СНГ в пользу блока ГУУАМ, всемерное расширение связей (прежде всего военных) с Турцией и т.д. свидетельствуют о том, что в реальности лидеры "Мусавата" рассматривают Россию как исторического и стратегического противника, стоящего на пути "золотой мечты" всех пантюркистов – т.н. "Турко-огузской конфедерации Огузистан", частью которой должен стать Азербайджан.
Серьезную озабоченность вызывает и явная готовность вождей "Мусавата" прибегнуть к действиям, способным дестабилизировать ситуацию в республике и вокруг нее в случае своей неудачи на выборах. В избирательном штабе "Мусавата", где заявляют о своей "абсолютной уверенности" в получении Исой Гамбаром более 50 процентов голосов уже в первом туре, в то же время активно готовятся к "акциям неповиновения" в ответ на "неизбежные фальсификации со стороны режима".
Сам Иса Гамбар уже заявляет: "Если мы не победим, значит, были фальсификации". Представители "Мусавата" всерьез угрожают, в случае "если вопреки очевидному" победителем на выборах объявят Ильхама Алиева, вывести на улицы Баку своих сторонников и повести их на штурм президентского дворца. При этом они уверяют, что никакой гражданской войны не будет, ибо армия и полиция не станут "стрелять в народ". И хотя многие в правительстве Азербайджана и штаб-квартире правящей партии "Новый Азербайджан" уверены, что "мусаватисты" просто блефуют, недооценивать их угрозы тоже не стоит.
По мнению сторонников Ильхама Алиева, на их стороне подавляющий интеллектуальный ресурс, достаточные материальные возможности и массовая поддержка населения, что позволяет им смело идти на открытые и честные выборы. Нынешнее руководство Азербайджана также полагает, что присутствие на выборах около 1000 международных наблюдателей должно исключить все разговоры о "фальсификациях". На стороне правящей партии и симпатии тех в Азербайджане, кто не хочет возвращения приснопамятных времен "Народного фронта", из рядов которого вышли многие нынешние оппозиционеры. Ведь вожди оппозиции уже давно забыли о своих "народных корнях", сказочно разбогатев разными, но часто весьма сомнительными путями.
На фоне большинства своих соперников Ильхам Алиев, несмотря на свою "политическую молодость" (недостаток, который, как известно, быстро проходит), выгодно отличается своими интеллектуальными, моральными и другими качествами. Он уже хорошо известен за рубежом, как ответственный и трезвомыслящий политик, верный идеалам своего отца, владеет пятью языками, пользуется популярностью среди широких слоев населения республики, прежде всего молодежи. Русское население Азербайджана, хорошо помнящее, что происходило с ними в период правления оппозиции, в своем большинстве, безусловно, поддерживает Ильхама Алиева.
Очевидно, что, независимо от исхода выборов, оппозиция намерена сосредоточить все свои усилия на том, чтобы не позволить Ильхаму Алиеву – во всяком случае, в обозримом будущем – занять в азербайджанской политике то же место, что и его отец. В числе прочего это значит, что под сомнение будет поставлена и вся направленность внешнеполитического курса Азербайджанской республики. А это вряд ли отвечает стратегическим и иным интересам России. Впрочем, по большому счету, такой поворот событий не отвечает и интересам самого Азербайджана, два миллиона граждан которого зарабатывают деньги отнюдь не в Турции, а в России.
Ввиду этого сохранение существующей азербайджанской политической системы и продолжение курса, выработанного Гейдаром Алиевым, в сложившихся условиях отвечает интересам, как России, так и самого Азербайджана. Поэтому Россия в данном случае объективно заинтересована в победе на выборах Ильхама Алиева, как продолжателя дела и политики своего отца. Не случайно, в ходе встречи президента России Владимира Путина с Ильхамом Алиевым в Ялте на сентябрьском саммите стран СНГ российский лидер дал понять, что Алиев-младший может рассчитывать на поддержку Москвы "по любым вопросам".
С уходом с политической сцены Гейдара Алиева Азербайджан оказался на политическом распутье. Нынешние выборы и последующие шаги нового азербайджанского руководства определят, в каком направлении двинется республика дальше. Конечно, главное слово здесь скажет азербайджанский народ. Но с точки сохранения стабильности в регионе и добрых российско-азербайджанских отношений было бы лучше, если бы преемником Гейдара Алиева в этот ответственный период стал бы его сын.