Азербайджан: выборы без выбора?
Сможет ли "династическая" смена власти обеспечить внутриполитическую стабильность в этой республике и ее сбалансированную внешнюю политику
Азербайджан сегодня стоит на пороге создания первого в истории СНГ прецедента: передачи власти по наследству – от отца, Гейдара Алиева, к его сыну Ильхаму. Подобная перспектива вызывает неоднозначную реакцию как в самом Азербайджане, так и за его рубежами. Многие сомневаются в том, что Алиев-младший, политический опыт которого весьма ограничен, сможет твердо перехватить руль из ослабших рук отца и удержать страну от сползания в омут нестабильности.А ведь еще три года назад почти весь Азербайджан был уверен, что будущим президентом республики станет именно Ильхам Алиев. Положение правящей верхушки страны казалось весьма прочным, авторитет президента неоспоримым, а оппозиция была слаба и разобщена. Иностранные компании наращивали поток инвестиций в азербайджанские нефтяные проекты. Запад в целом благосклонно относился к Г.Алиеву, который, несмотря на преклонный возраст, уверенно руководил страной. Поэтому, когда Гейдар Алиевич объявил о намерении сделать своим преемником сына, никто особо не удивился. Лишь самая непримиримая часть оппозиции выступила с резкой критикой президента и призывала Запад "вмешаться и спасти демократию в Азербайджане".
Сегодня ситуация изменилась. Точно предсказать, как она будет развиваться дальше, мало кто возьмется. Для Ильхама взять власть – это только полдела – ее еще надо удержать. В отношении этого у многих сегодня в Азербайджане есть большие сомнения. Между тем, страсти в республике все больше накаляются в ожидании событий, которые последуют в ближайшее время. На улицах Баку и других городов бушуют митинги оппозиции.
Как известно, очередные выборы президента Азербайджана состоятся 15 октября сего года. То, что сам Гейдар Алиев сможет принять в них участие, представляется все менее вероятным. Ряд местных политологов считает, что "алиевская эпоха" в Азербайджане близится к своему закату. Страна втягивается в так называемый "период икс", о котором в последние годы было так много разговоров. Под этой формулировкой подразумевается временной отрезок, в течение которого вполне возможна смена правящих элит в Азербайджане. К этому готовятся различные силы как внутри страны, так и за ее пределами.
США, Западная Европа и Турция по существу поддержали "династический" вариант смены власти в Азербайджане. Это вызвало разочарование в стане оппозиции и среди той части населения страны, которая желает перемен. В течение многих лет оппозиция тешила себя иллюзиями о том, что Запад действительно серьезно озабочен состоянием демократии в Азербайджане и не позволит Гейдару Алиеву привести к власти своего сына. Но ее ожидания, похоже, не оправдались.
Свидетельством тому стала, в частности недавняя поездка нового премьер-министра Азербайджана и кандидата в президенты от правящей партии "Ени Азербайджан" Ильхама Алиева в США. Хотя формально он ездил в Америку навестить находящегося там на лечении отца, фактически Алиев-младший побывал в Вашингтоне с целью заручиться поддержкой США своей кандидатуры на предстоящих выборах. И, похоже, что он ее получил, заодно узнав, на каких именно условиях это станет возможным.
Заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж в ходе встречи с И.Алиевым отметил, что "проведение прозрачных президентских выборов в Азербайджане станет важным шагом в развитии демократии в республике". Большинство азербайджанских политологов расценили эту встречу как демонстрацию серьезной поддержки США на будущих выборах нынешнего азербайджанского премьер-министра. Об этом же свидетельствует и визит в Баку в конце августа с.г. представительной делегации Конгресса США.
В то же время, американская администрация в духе своего знаменитого циничного прагматизма "на всякий случай" поддерживает тесные "рабочие контакты" и с основными оппозиционными партиями Азербайджана: "Мусават", Партией национальной независимости, Демократической партией и Партией Народный фронт Азербайджана.
Для США в Азербайджане сегодня главное состоит в том, чтобы смена власти произошла спокойно и без эксцессов. Американские транснациональные нефтяные компании не хотят рисковать своими деньгами. В освоение азербайджанского сектора каспийского нефтяного шельфа за 10 лет они вложили более одного миллиарда долларов. Кроме того, Вашингтон не скрывает своего желания использовать Азербайджан в качестве потенциального плацдарма для возможной в близком будущем операции по свержению антиамериканского режима в соседнем Иране.
После своего назначения премьером И.Алиев поспешил подтвердить приверженность прозападному курсу во внешней политике. Именно при нем 150 азербайджанских солдат отправились в Ирак, где в городе Ар-Рамади к востоку от Багдада они будут нести службу вместе с оккупационными силами США. На Каспии были проведены совместные азербайджано-американские морские учения, что привело к обострению отношений с Ираном. Недавно Ильхам Алиев также публично провозгласил США и Турцию "главными союзниками Азербайджана".
Гейдар Алиев, будучи многоопытным мастером политических комбинаций, успешно лавировал между США и Россией. Когда это отвечало интересам азербайджанского руководства, он мог возражать Вашингтону и блокироваться на общей платформе с Москвой. Его сын же рискует стать просто послушным исполнителем воли Вашингтона. При определенных обстоятельствах это способно повлечь за собой ухудшение отношений между Азербайджаном и Россией со всеми вытекающими последствиями, одним из которых может стать введение визового режима.
Впрочем обстановка в Азербайджане сейчас складывается таким образом, что замысловатые схемы, разрабатываемые различными политическим силами как в Баку, так и за океаном, вполне могут привести к неожиданным для их авторов результатам.
В азербайджанском обществе сегодня наблюдается противоречивое отношение к личности Гейдара Алиева и его окружению. Если в 1993 году население видело в нем национального героя, спасшего страну от гражданской войны, то теперь многие выражают недовольство итогами 10-летнего правления нынешнего президента. По утверждению некоторых азербайджанских экспертов, если на президентских выборах 1993 г. за Г.Алиева проголосовало 90% избирателей, то теперь он может получить не более 15-20% голосов. Оппозиция заявляет, что в этих условиях на выборах 15 октября подтасовки итогов голосования в пользу "партии власти" будут неизбежны.
Одним из существенных факторов падения популярности Г.Алиева ряд наблюдателей называет сформировавшееся у населения мнение о засилье т.н. "нахичеванского клана" во властных структурах и экономике республики. Еще одним фактором негативного отношения многих азербайджанцев к нынешней власти является ухудшение социально-экономической ситуации в стране. В Азербайджане за исключением нефтяного сектора, крайне серьезно стоит проблема безработицы. Около 2,5 миллионов азербайджанцев (более половины всего трудоспособного населения страны) уже выехали в Россию на заработки.
Не внушает особого оптимизма и ситуация вокруг затянувшегося урегулирования карабахской проблемы. Сторонники Г.Алиева ставят ему в заслугу сохранение относительного мира в зоне конфликта. Однако многие в республике считают, что это перемирие в большей степени отвечает интересам Армении и руководства Нагорного Карабаха. В этих условиях "партия войны" в азербайджанском руководстве в рамках предвыборной кампании вновь поднимает тему силового решения карабахской проблемы, а на границе участились вооруженные столкновения.
Далека от идиллии обстановка и в правящей элите Азербайджана. Как полагают, ряд ключевых фигур нынешнего режима втайне от Алиевых вынашивают собственные амбициозные планы, считая себя не менее достойными поста лидера страны, чем Алиев-младший. Особенность нынешней ситуации в Азербайджане состоит в том, что в стране пока нет ярко выраженного фаворита президентской гонки. В ней намерены принять участие 12 кандидатов, в т.ч. кроме И.Алиева, лидеры основных оппозиционных партий: И.Гамбар, Э.Мамедов, Р.Гулиев, А.Керимов, Л. Шовкет Гаджиева, И.Исмаилов и другие.
Серьезные сомнения в готовности азербайджанских властей провести действительно свободные и демократические выборы выражают и некоторые западные представители. Так, докладчик Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по Азербайджану Андреас Гросс заявил, что азербайджанская полиция грубо вмешивается в политические процессы в стране. По словам Гросса, он лично был свидетелем такого вмешательства во время своей поездки по стране в июле сего года. Кроме того, докладчика ПАСЕ смутила численность азербайджанского полицейского аппарата, которая, по его данным, превышает 60 тысяч человек, что не характерно для демократического государства с такой численностью населения, как Азербайджан.
На фоне интенсивных маневров США, которые пытаются играть в Азербайджане "на всех досках" сразу и предусмотреть все варианты развития событий, действия России, пока не отличаются особой активностью. Похоже, в Кремле и на Смоленской площади еще не совсем определились с позицией, которую должна занять Россия в отношении азербайджанских выборов и конкретных кандидатов на пост президента. Между тем, очевидно, что этот вопрос, учитывая особую стратегическую роль Азербайджана на южных границах России и в Каспийском регионе в целом, не может быть безразличен Москве.
Не вызывает сомнений, что Россия кровно заинтересована в дружественном, демократическом, политически и экономически стабильном Азербайджане. Поэтому российское руководство и дипломатия должны всячески содействовать тому, чтобы в этой республике состоялись действительно честные и демократические выборы на основе свободного волеизъявления азербайджанского народа. В этом случае есть надежда, что, кто бы ни пришел к власти в Азербайджане, будет стремиться к развитию дружественных, конструктивных и взаимовыгодных партнерских отношений со своим историческим соседом и союзником Россией.