logo

Хлебные крошки

Статьи

Кавказ
Политика

Борис Михайлов

Баку-Тбилиси-Джейхан под угрозой

По мнению некоторых влиятельных кругов на Западе, ситуация в Грузии создает угрозу нефтепроводу

Бурные политические события в Грузии и надвигающаяся угроза дестабилизации обстановки в этой республике в ходе очередного раунда борьбы за наследство Эдуарда Шеварднадзе, вызывает растущую озабоченность на Западе. Как сообщила недавно французская газета "Монд", борьба за власть в Грузии может создать угрозу проекту, которому в США и Западной Европе придают особую стратегическую важность.

Речь идет, конечно же, о нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который должен связать Азербайджан и Турцию через территорию Грузии. Строительство БТД, этой мощной нефтяной артерии, которая позволит перекачивать добываемую в Азербайджане и Казахстане нефть на мировые рынки, уже идет полным ходом. Как известно, его планируется закончить в 2005 году. По этому трубопроводу общей длиной 1760 километров в нефтяные терминалы турецкого порта Джейхан на Средиземноморском побережье Турции будет ежесуточно перекачиваться 1 млн. баррелей сырой каспийской нефти. В 2007 году нефтепровод БТД будет дополнен газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ), который соединит богатейшее газовое месторождение Шах Дениз в Азербайджане с турецким портом Эрзерум.

Этот двойной "энергетический коридор" является, по оценкам западных экспертов, краеугольным камнем всей американской политики в регионе. Для Вашингтона речь идет о том, чтобы прочно привязать к себе все три страны – Азербайджан, Грузию и Турцию. Две первые важны как передовые стратегические плацдармы для "сдерживания" влияния России на Кавказе. А Турция, располагающая второй по величине армией в НАТО и являющаяся главным союзником США в регионе, должна стать основой для формирования нового проамериканского альянса на Кавказе. Этот региональный альянс в перспективе призван создать серьезный противовес оси Россия – Армения – Иран.

Однако последние события в Грузии придали новые силы критикам проекта БТД на Западе, считающих его слишком дорогостоящим (3,6 миллиарда долларов), экологически вредным и к тому же рискованным в связи с прокладкой трубопровода через неспокойные и даже опасные районы, особенно в Грузии и Турции.

Грузия, находящаяся в эпицентре этого стратегического проекта, между тем, стоит на грани распада. Около двух третей ее территории не контролируются центральной властью, границы практически не охраняются, а контрабанда процветает. Переживающая экономический упадок, разъедаемая коррупцией и борьбой между различными кланами, Грузия выглядит самым слабым звеном проекта БТД.

Понимая это, американцы в последние годы развернули активную деятельность в Грузии с целью максимально укрепить там свои позиции и обеспечить надежную прозападную ориентацию грузинских властей. Кое-чего они действительно добились. Так, весной 2003 года грузинский парламент ратифицировал документ о военном партнерстве с США. С тех пор американские военные при въезде в Грузии или выезде из нее избавлены от консульских формальностей и имеют право ввозить туда оружие. Накануне неудачных парламентских выборов 2 ноября несколько американских государственных деятелей, в том числе бывший госсекретарь Джеймс Бейкер, сенатор Джон Маккейн, бывший председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Джон Шаликашвили и дипломат Строуб Тэлботт посетили Грузию, чтобы поддержать "верного друга Америки" Эдуарда Шеварднадзе.

Однако в последнее время кое-что в политике экс-президента Грузии вызывало растущее беспокойство в США. В частности, в Вашингтоне явно не понравилось обращение Шеварднадзе (вынужденное) к соседней России с просьбой обеспечить регулярное снабжение газом населения, испытывающего постоянную нехватку энергии. Весной 2003 года Шеварднадзе подписал соглашение с российским "Газпромом", в соответствии с которым Россия обязалась поставлять газ по цене, "сопоставимой с покупательной способностью грузинского населения". Кроме того, в рамках данного соглашения "Газпром" взял на себя ремонт старого газопровода, который еще со времен СССР снабжает газом Грузию и Армению.

Как заявил в этой связи Шеварднадзе, "лучше сблизиться с Россией, чем сидеть в холоде и темноте". Однако это соглашение между Москвой и Тбилиси фактически наносит удар по строительству столь близкого сердцу администрации США газопровода БТЭ. Завоевав ведущие позиции в области поставок газа в Закавказье, "Газпром" может увидеть в строительстве конкурентного БТЭ угрозу своим интересам.

Как сообщила газета "Монд", этот факт привлек внимание некого Стива Манна, курирующего в госдепартаменте США проблематику Каспийского региона. Этот чиновник уже весной этого года публично осудил "возрастающую монополию" российской компании в регионе. По мнению некоторых обозревателей, возможно именно сделка с "Газпромом" стала роковой для политической судьбы Шеварднадзе и побудила администрацию Буша подтолкнуть смену власти Тбилиси на полтора года раньше намеченного срока.

Россия, естественно, недовольна и строительством БТД, который фактически выводит из-под ее контроля транзит нефти, добываемой в бывших советских республиках, прежде всего Азербайджане и Казахстане. В свое время Россия выступила против строительства нефтепровода по дну Каспийского моря, по которому предполагалось перекачивать нефть из огромных месторождений в Казахстане в Баку. Осуществлению этого проекта мешает неурегулированный статус Каспийского моря, которое не могут поделить пять прибрежных государств. Поэтому пока казахская нефть доставляется в Баку танкерами.

Между тем, как считают западные эксперты, рентабельность БТД будет обеспечена только в том случае, если по нему будут качать и казахскую нефть, поскольку азербайджанской нефти недостаточно для его полной загрузки. Однако у Казахстана, который после открытия три года назад гигантского месторождения в Кашагане, стал главной нефтяной державой Каспийского региона, имеются другие планы, в частности, перекачки нефти в Иран или Китай. Экспорт казахской нефти через Тегеран уже увеличился с 50 тысяч тонн в месяц в 2002 году до 180 тысяч тонн в месяц только в первом квартале 2003 года.

К тому же власти Казахстана, рассорившиеся с крупными западными нефтедобывающими компаниями, никогда не упускают возможности напомнить, что они всегда готовы "повернуться лицом к Востоку". Большая часть казахской нефти уже перекачивается в Россию. Тем же путем потечет, по крайней мере, первоначально, и та нефть, которая будет добываться на месторождении в Кашагане.

Как уже сообщалось, 4 ноября с.г. Всемирный банк, несмотря на яростное противодействие экологических и правозащитных организаций на Западе, объявил о своем одобрении дальнейшего строительства БТД. Скорее всего, его примеру последует и другой главный спонсор проекта – Европейский банк реконструкции и развития. Однако сомнительно, что это положит конец волне выступлений против трубопровода БТД 64 (!) различных неправительственных организаций.

Многие критики строительства "энергетического коридора" не без основания указывают, что население Азербайджана, Грузии и Турции практически ничего не получит от "нефтяной манны" БТД, львиная доля которой будет присвоена местными коррумпированными элитами. Противники строительства БТД в Грузии возражают против выбранного маршрута трассы, проходящей в опасной близости от заповедных и экологически чувствительных зон, например ущелья Боржоми, где производят знаменитую минеральную воду, экспорт которой приносит существенный доход грузинскому бюджету.

Но наибольшую угрозу проекту БТД представляют в настоящее время угроза дестабилизации обстановки в Грузии в ходе предстоящей в республике борьбы за власть и усиление центробежных тенденций в "мятежных регионах" – Абхазии и Южной Осетии, а также и в Аджарии. Все это чревато распадом грузинского государства и даже возобновлением на ее территории вооруженных конфликтов.

Несомненно, США и другие заинтересованные силы на Западе сделают все возможное для удержания ситуации в Грузии и в Закавказье. Однако Кавказско-Каспийский регион принадлежит Востоку. Восток же, как говаривал герой популярного советского кинофильма, "дело тонкое". А где тонко, там и рвется. Интересно, учитывают ли этот фактор те круги на Западе, которые так упорно проталкивают реализацию проекта трубопроводов БТД и БТЭ?

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie