Батый сегодня
Из истории русского движения в современной Галиции
Приступая к работе над книгой о русском движении в странах СНГ и Балтии, я начал с изучения справочника "Организации российских соотечественников в зарубежных странах" (М., Дрофа, 2001. Сост. Ю. Каплун, др.). Затем составил список организаций в хронологическом порядке. Получилось, что список открывает Русское общество им. А.Пушкина во Львове (далее РОП), созданное ещё в 1988 году, когда о разделе СССР и речи не было. Сразу возник вопрос, что заставило русскоязычных львовян поторопиться с объединением. И второй вопрос: почему в многочисленных статьях и интервью ряда общественных деятелей Западной Украины история РОП во всю ширь развёртывается лишь с 1994 г., а предыдущие 6 лет упоминаются вскользь, как некая предыстория в скупых словах? Кто читал и непосредственно слышал, например, профессора Провозина, атамана львовского казачества Астахова, главу местного "Питер-клуба" Корчевского, других, согласится с моим мнением. Кстати, свежо предание! За последний только месяц одна газета, затем порта российских соотечественников разместили интервью под заголовком "Валерий Провозин: силу русского духа не сломить". Интервьюируемый В.Провозин, представившийся зампредседателем РОП, и тут скороговоркой отмечает 1988 г., а полнокровную историю общества начинает с года своего избрания на председательский пост. Именно с 1994!В поисках ответа на эти вопросы обнаружил в библиотеке Государственной Думы РФ изданные Клубом "Реалисты" в 1999 г. "Очерки истории русского национально-культурного движения в Галиции (1988-1993 годы)". Автор – Сергей Сокуров. С этим публицистом я уже был заочно знаком, посещая государственные учреждения и самодеятельные структуры Москвы, завязанные на соотечественников. Всюду отзывались о нём в высшей степени похвально, как об основателе РОП во Львове, инициаторе создания Международного Союза общественных объединений и многолетнем представителе Русского движения Украины в РФ. Словом, С.А.Сокуров – одна из центральных фигур русской общественной жизни в диаспоре. Наиболее результативно служит он ей писательским пером. Острым и ироническим, до убийственного сарказма. Недаром с поддержки Правительства Москвы в этом году выходит книга его публицистики "Мотивы новой Руины".
Сокуров с первых страниц "Истории" удовлетворил моё любопытство по первому вопросу. Полностью цитировать не буду (много места займёт); пытливых отсылаю к названному изданию. Но вот коротко: "Время породило перестройку, и на её волнах закачался привычный мир, казавшийся незыблемым… Многое из запретного стало доступным… Стало очевидным, что в междуречье Збруча и Днестра самим сладким покажется то, что официальная советская пропаганда называла украинским буржуазным национализмом… Я стал свидетелем перевозбуждения национального самосознания… Появилось смутное предчувствие, что возникнут проблемы: станет ухудшаться комфортность существования русского населения…".
Теперь-то мы знаем, что, с обретением независимости Украины, там ухудшилось не только комфортность русскоязычных, особенно в Галиции. Но предвидеть это за 3 года до распада единой страны! И успеть собрать вокруг себя единомышленников! И получить отдельное здание под Культурный Центр! Как удалось достичь всех этих целей, "История" Сокурова рассказывает правдоподобно. Тем не менее, мне захотелось встретиться с автором, чтобы прояснить некоторые вопросы. Среди них - второй, оставшийся без ответа: в чём причина умолчания некоторых участников событий о первых годах общества?
Оказалось, писатель и Почётный Координатор Русского общества имени Пушкина Сокуров, по завершении своих полномочий во Львове, переселился в Подмосковье. Здесь, при квартире, его кабинет, соединённый средствами связи с внешним миром. Классический интерьер общественного деятеля и литератора, без промедления отзывающегося на волнующие его вызовы. Я задаю вопросы, Сергей Анатольевич отвечает. Иногда наоборот. Словом, ведём беседу – гость и хозяин кабинета.
- Как вам удалось за последние четыре месяца 88-го года и людей организовать, и здание под центр выбить у городских властей?
- Учредительная конференции действительно состоялась в конце сентября. Но организация фактически уже существовала без малого пять месяцев и проводила культурные мероприятия. 8 мая 1988 г. на областном празднике прессы во Львове я объявил через СМИ о инициативе группы единомышленников. К осени участников заметно прибавилось, и можно было заявлять о себе как о действующей национально-культурной реальности. Организация, зарегистрированная облюстом, дважды меняла название и сейчас известна как Русское общество имени Александра Пушкина. Что касается Русского культурного центра, мы буквально "выходили" его ногами только к осени 90-года по властным кабинетам, когда к власти в области пришли "руховцы".
- Да, и в вашей "Истории" назван 1990 год, но другой историограф, плодовитый писатель…
- Понимаю, о ком вы. Профессор Провозин ошибается, увеличивая возраст Центра на два года. Это извинительно, ведь сам он пришёл в общество в 94-м. Но меня удивляет, что уважаемый академик русистики везде подчёркивает, будто бы застал здание "в полуразрушенном состоянии". Этот удачный образец модерна был построен под кинотеатр. И действующим иллюзионом оставался вплоть до передачи его нам. Руиной (даже наполовину) отнюдь не был. Предстояло его внутреннее переоборудование под иные функции, что, в основном (перестройка балкона в малый зал), было сделана в первые годы. Оставалась внутренняя отделка, остекление, наружная побелка. Всё это после меня делали отлично, силами и средствами доброхотов, в первую очередь предпринимателя Свистунова. Спасибо всем!
- И всё-таки, в чём причина такой забывчивости, неточности? И, главное, ведь чувствуется какое-то нарочитое умолчание новых руководителей о достижениях начального периода общества.
- О каких новых руководителях Русского общества во Львове вы говорите?
- Чтобы далеко не ходить, назову названного вами Провозина. В недавнем интервью "Крымской правде", повторенном по меньшей мере одним сайтом, "Русские на Украине", он представился заместителем председателя созданного вами общества.
- Года два назад он, насколько помнится, называл себя и полным председателем и директором Культурного центра. На самом деле профессор Провозин руководил организацией в 1994-1998 годах. Справедливо сказать, не хуже других, умолять его действительные достижения не стану. Но истёк его уставной срок. И экс-председателя за прошлые заслуги в культурном строительстве оставили директором эРКаЦе, как выговаривается аббревиатура. Потом Совет организации вернулся к первоначальному положению, когда эту должность автоматически занимал председатель общества. А председательствовал в то время уже Олег Лютиков. Он и теперь переизбранный на очередной срок председатель РОП. Одновременно является законным руководителем РКЦ. А заместители его (обратите внимание!) - Владимир Кравченко и Татьяна Швецова, а не Валерий Провозин. Сомневаетесь?! Взгляните на копию документа, выданного (перевожу на русский) Государственным комитетом статистики Украины за № 4490 от 12.06.07: Русское общество им.А.Пушкина, идентификационный код 20825694, руководитель Лютиков Олег Юрьевич, другие данные. У Лютикова печать общества и расчётный счёт.
- Вполне. Но как это понимать? Я имею ввиду заявления вице-президента Академии русистики Провозина и других, менее титулованных. Самозванство?
- Всё намного сложней. И трагично. И грязно. И опасно для мирового русского движения в целом. Мы столкнулись с распространённым, увы, явлением. Видите ли, наше общество не избежало участи почти всех организаций русской диаспоры – "внутривидовой борьбы". Наиболее частый её признак, когда отбывшие свой срок руководители всех рангов (или отстранённые раньше срока) пытаются вернуть себе прежнее положение неуставными методами с помощью лично преданного им или обманутого, или привлечённого посулами меньшинства. Значительна также разрушительная деятельность так называемых "вторых лиц", считающих себя незаслуженно "отодвинутыми". Опорой тех, других и третьих также могут быть действительно обиженные, несправедливо обойденные, непризнанные носители отдельных взглядов на программу организации и методы общественной работы. Во Львове эта борьба осложняется тем, что РОП - единственная из организаций региона, обладающая недвижимостью, Культурным Центром, что "подогревает" раскольников желанием отнять и разделить… Конкретно (касательно владения РОП), завидное здание во Львове захватила фрондирующая группа, которая внесла на плечах "обиженного" профессора Провозина в кресло директора. Почему законные владельцы объекта не вышвырнули рейдеров сразу? Дело в том, что экс-председатель Провозин и "верная дружина" - это всего лишь своеобразное орудие сведения личных счётов неизмеримо более сильного лица. Я уже упоминал предпринимателя Свистунова…
- Лидер Русского движения Украины, сейчас депутат Крымского парламента?
- Да, но проживает во Львове. Надо отдать ему должное: долгие годы он спонсировал Культурный Центр. Благодаря щедрым пожертвованиям, влиял на решения руководства многих организаций. В 2005 году по соображениям очень личного характера решил заменить Лютикова на Провозина. Заметьте, в общественной организации, со своим суверенным уставом. Он профинансировал форменный захват РКЦ с применением силы личной охраны, которая с тех пор стала сторожить двери, из-за которых В. Провозин и его активные сторонники первым делом объявили по всем каналам о своей легитимности, хотя, повторяю, юридические документы свидетельствуют об обратном. Дело дошло до фарса: одно время во главе псевдоорганизации стоял некто Петров, креатура Свистунова. Оказалось – не поверите! – он не был членом общества. Об этом в горячке победных празднеств забыли. Конечно, и на старуху нашлась бы проруха. Только устрой законно избранный Совет с Лютиковым во главе "штурм Зимнего" по Львовскому сценарию, то у проющенковской власти появилась бы веская причина отобрать здание у москалей. И вообще – разделяй и властвуй! Правда, облюсту пришлось-таки вмешаться. Закон на стороне председателя Лютикова. Думаю, возвращение здания законным владельцам – дело двух-трёх месяцев, учитывая искусственную слепоту Фемиды.
- Может быть лучше примирение сторон?
- Вы предлагаете усадить за стол переговоров законных владельцев Центра и представителей "общественно-культурного разбоя"? Такая "дипломатическая кадриль" вызывает большие нравственные сомнения. Сейчас временные обитатели Центра, лишённые поддержки разочарованного в них Свистунова (кроме охраны), финансируются непонятно из каких источников, притом, скудно. Едва хватает на имитацию культурной работы. Подавляющее же большинство членов РОП, подтвердив на конференции 2006 г. легитимность председателя О.Лютикова (и его директорство в РКЦ), продолжают вести в прежнем объёме культурную и образовательную работу в русской среде на снимаемых площадях. Из больших дел назову приведение в надлежащий вид захоронений советских воинов. Конечно, когда Лютиков и его честная, энергичная команда вернёт здание, они получат и все его проблемы.
- Вот-вот! Опять будут поджоги и другие диверсии. Как при Провозине.
- Первое нападение уна-унсовцев на наш Центр произошло в феврале 1992 года. Тогда обществом руководил я. Организация испытывает насилие недругов все 20 лет. Ни для кого из пяти председателей национал-радикалы исключения не сделали.
- Скажите, Сергей Анатольевич, вашу личную квартиру тоже поджигали? Приходилось вам переживать то, что пережил Валерий Провозин?
- А как же! Два раза горел. Один раз оставил на гладильной доске горячий утюг. Другой – брошенную кем-то сигарету затянуло в раскрытое окно, на штору… В то время мне было на руку предстать перед общественностью жертвой. Сдержался. Думаю, как объекты кровавой мести, мы, отдельные культурные деятели известного уровня, интереса для русофобов крайнего толка не представляем. Никакой львовский Занд не станет рисковать, например, из-за Сокурова. Вот профессор Масловский, написавший книгу о преступлениях бандеровцев, был осуждён их нынешней сменой на смерть. Потому что такую книгу мог написать только Масловский.
- Завидую вашей способности не драматизировать даже самые мрачные события.
- Если поддаваться мраку, да ещё сгущать его вокруг себя, можно потерять ориентиры и дорогу, уподобиться слепому. А писатель обязан вести своего читателя к свету. Хотя, увы свет не всегда светлый, простите за такой словесный выкрутас. В истинно русском сознании свет синоним правды. А правда нередко горька. К сожалению, руководители русских общественных организаций, сайтов и порталов, озвучивающих движение соотечественников, часто стараются, если не подсластить её, то обойти, а ещё лучше – умолчать о ней. Считается благом не выносить сор из избы. При этом как-то упускают из виду, что избе грозит превращение в помойку. Не буду далеко ходить за примером. Неблагоприятное положение в русском культурно-языковом сообществе Львова – не только результат деятельности внешних сил, русофобов, но и самих же русских пассионариев, проще сказать, русскоязычного актива. Мы сами себе враги. Я уже говорил о "внутривидовой борьбе" соотечественников на всех уровнях. Позвольте процитировать строфу из своего стихотворения, написанного в далёком 89-м, когда председатель совета новорождённого общества пытался с помощью завсегдатаев Клумбы (львовский аналог киевского Майдана) произвести в организации выгодный ему переворот:
Туман веков, предания глухие
к нам выползают из кровавой тьмы.
И снова на Руси аркан Батыя,
но ведь Батый сегодня – это мы.
"Ревнители сора" из той же породы гомо сапиенс, что победителей не судят. Рассуждают примерно так: Ну, случился маленький пронунсиаменто. Объект ведь не развалился. Стоит на месте. А ротация лиц, смена фамилий? Какая разница, происходит ли это в результате перевыборов или пинка под зад конкурента конкуренту, или купли-продажи завидного места? А то, что при этом страдает Правда – нравственная основа русского человека, ослабляется в целом русский мир, так это вроде отходов производства, тот самый "сор", что лучше оставить в помойке, то бишь, в избе.
- Какой же выход?
- Есть выход - уходить вовремя. Я имею в виду лидеров русского движения первых призывов. Тому – целая эпоха. Другое было время, другая ситуация, другой расклад сил. Тогда нужны были поэтические натуры, чтобы возбуждать порывы масс. Сейчас нужны политики и хозяйственники. Мне повезло. Я оставил своё место – место руководителя первой организации соотечественников - именно в свой срок. Оценивая нынешнюю ситуацию во Львове, понимаю: сегодня просто не смог бы руководить организацией. Я уже реликт. И вполне доволен почётным званием. Уверен, наибольшая моя заслуга перед единомышленниками в том, что не цеплялся за место, что вовремя уступил его другим.