Базовый аргумент
Почему Москва и Душанбе никак не могут договориться
Торг между Москвой и Душанбе по поводу пребывания российской военной базы в Таджикистане, похоже, пока не привел к положительному результату. Вопреки недавнему заявлению главнокомандующего Сухопутными войсками России генерал-полковника Владимира Чиркина, который официально объявил, что наш партнер по СНГ, ОДКБ и ШОС счёл приемлемым российский вариант договора об этой базе.
Еще на днях российские информационные агентства процитировали слова генерала: "Проект соглашения между Россией и Таджикистаном, закрепляющий пребывание в республике Таджикистан 201-й военной базы сроком на 49 лет, таджикистанской стороной считается, в целом, приемлемым. Как заявило руководство республики, оно намерено максимально содействовать ускорению его межведомственного согласования".
Однако глава министерства иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи сразу же опроверг заявление высокопоставленного представителя российской армии, сообщив, что позиция официального Душанбе в отношении переговорного процесса по дальнейшему пребыванию 201-ой российской военной базы остается неизменной. Позиция эта известна: если Россия намерена сохранить своё военное присутствие в этой стране, то должна платить за это деньги. И немалые – до $250 млн ежегодно. Да к тому же сократить срок аренды до 10 лет.
Напомним, что военная база России в Таджикистане – крупнейшая в ближнем зарубежье. Она была создана в 2004 году на основе 201-й мотострелковой дивизии, дислоцировавшейся в республике в соответствии с договором о взаимной помощи. Срок действующего соглашения по этому военному объекту истекает в 2014 году. В сентябре прошлого года Дмитрий Медведев и Эмомали Рахмон вроде бы договорились о продлении арендного срока на 49 лет, но переговорный воз и ныне там.
Стоило бы напомнить также, что когда-то именно российские военные с помощью узбекских коллег подавили оппозиционные вооружённые формирования и фактически привели нынешнего президента Рахмона к власти. Более того, все эти годы они на деле были гарантией безопасности этой страны, защищая её как от местных мусульманских радикалов, так и от афганских талибов. К тому же, как отмечал министр обороны России Анатолий Сердюков, само наличие базы в Таджикистане дает для таджикской стороны весьма приличные дивиденды в виде инвестиций, выплаты налогов и рабочих мест.
А ведь помимо 201-й дивизии Таджикистан от внешней угрозы ещё охраняли российские пограничники. Российские заставы, защищавшие рубежи страны еще с 1886 года, были в 2005-м заменены таджикскими. В стране осталась лишь небольшая группа советников. Мы, естественно, хотели бы возвратить своих пограничников в республику, ведь именно по этому направлению в Россию поступает большая часть афганских наркотиков, но таджикские власти категорически противятся этому. Не удается договориться и по поводу условий пребывания в стране нашего оптико-электронного комплекса "Окно". Не принесли позитивных результатов и переговоры об условиях аренды таджикского военного аэродрома "Айни", хотя ранее официальные лица в Душанбе не раз заявляли, что никому кроме России они его не отдадут.
Какая чёрная кошка пробежала между руководством России и Таджикистана? И к гадалке не ходи: большинство аналитиков уверены – американская. Выводя свои войска из Афганистана, Вашингтон хотел бы прочно зацепиться в Центральной Азии, разместив там военные базы. Для этого он всячески обхаживает руководителей Узбекистана, Киргизии и того же Таджикистана. Не случайно в последние месяцы в Душанбе зачастили американские и натовские эмиссары. Так, недавно там побывала группа конгрессменов США, которые провели встречу с президентом Эмомали Рахмоном. По итогам визита на встрече с журналистами глава делегации, член комитета по международным отношениям сената США Дени Ли Бэртон не исключил возможность того, что Таджикистан может стать альтернативой военной базе "Манас" в Киргизии, так как срок её аренды истекает в 2014 году.
А 18 июля в таджикскую столицу заехала представитель Совета национальной безопасности США Эллис Велс. Встретившись с ней, Рахмон рассыпался в комплиментах и даже заявил, что "США считаются главнейшим (!) партнером Таджикистана в разных областях, особенно в сфере безопасности и обороны". А как же тогда быть с такими стратегическими партнерами, как Россия и другие страны, входящие вместе с Таджикистаном в ОДКБ?
Как считают некоторые аналитики нерешительность и колебания таджикского руководства связаны с противоречиями, которые существуют в политическом истэблишменте страны. Отсюда и совершенно противоположные заявления, которые делают в последнее время представители различных министерств и ведомств. Но, наверное, дело не только в этом. Возможно, кое-кто в Душанбе и хотел бы связать себя военно-политическими узами с Вашингтоном, но сделать это не так-то просто, ведь Таджикистан слишком уж крепко привязан к России.
Да и у Москвы есть несколько козырей в рукаве. Начать с того, что Россия поставляет в Таджикистан почти 90% от общего потребления горюче-смазочных материалов. Причем, в отличие, скажем, от Киргизии, топливо облагается таможенной пошлиной, которая к тому же постоянно растет. Таджикские партнеры, естественно, были бы крайне заинтересованы получить такой же льготный режим.
Другой козырь – миграционный. По данным председателя Общероссийского общественного движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромата Шарипова, сегодня из 7,5 млн населения 3 млн трудятся за пределами родины, причем большая часть – в России. Их денежные переводы стали существенным подспорьем для экономики страны – они ныне составляют около трети национального дохода. А ведь внешний долг Таджикистана по состоянию на конец июня 2012 года уже составил более $2,1 млрд, что для такого маленького и бедного государства является заоблачной суммой.
Таджикское издание "Бизнес и политика" с горечью отмечает: "Все эти перипетии с переговорами по российской военной базе в Таджикистане наводят на невеселые размышления о том, понимают ли наши руководители всю серьезность складывающейся вокруг страны обстановки?" Стоит надеяться, что понимают. Как сообщили на днях на условиях анонимности агентству Reuters высокопоставленные официальные лица Таджикистана, руководство страны вроде бы всё же склоняется к российскому варианту решения затянувшегося спора. Если, конечно, это опять-таки не чьё-то частное мнение…