Бегство с окраин империи
За годы независимости количество русских в Киргизии сократилось более чем наполовину
В Киргизии продолжается строительство моноэтнического государства. Отсутствие реальных перспектив роста и крепнущий шовинизм «полноценного» национального большинства толкает русских из маленькой среднеазиатской республики к переезду в Россию или в дальнее зарубежье – Израиль, страны ЕС, США. Эту волну миграции называют критической для русского мира Киргизии, потому что, по разным оценкам, она вымоет с Тянь-Шаня не менее трети еще живущих здесь славян. Следующая прогнозируется на 2016-й и последующие годы и, возможно, станет для местной русской общины последней. Те, кто останутся жить на Тянь-Шане, будут «культурно» растворены.Был бы повод
Несмотря на то, что Киргизия долгое время держала на постсоветской арене марку толерантной страны, национализм в ее внутренней жизни присутствовал все годы независимости. В основном он имел бытовые формы. К примеру, киргиз в качестве последнего аргумента в споре с русским всегда мог бросить: «Ты живешь на моей земле, убирайся в свою Россию!» Известны факты нападений на русских со стороны шовинистически настроенной «титульной» молодежи. Милиция предпочитает такие случаи замалчивать, списывать их на криминал – хулиганство и уличные грабежи. Но национализм в Киргизии давно перестал быть бытовым.
За последние 20 лет на территории Киргизии произошло несколько этнических погромов, жертвами которых были дунгане, турки, узбеки и даже сами киргизы. Самым трагичным, впрочем, для горной республики стал 2010 год, в первой половине которого этническую чистку провели сначала в пригороде Бишкека, а затем на юге республики. И в том и в другом случае нападавшие не скрывали националистических настроений. В селе Маевка, граничащем с Первомайским районом киргизской столицы, организаторы погромов предварительно обозначили дома, где живут турки и русские. Потом нечто схожее наблюдалось в Оше и Джалал-Абаде. Но там целью националистов стали узбеки, которых некоторые киргизские политики обвинили в сепаратизме.
Русские, наблюдавшие за зверствами в пригороде Бишкека и на юге Киргизии, были напуганы. Очередь желающих выехать в Россию у посольства РФ выросла в разы и, очевидно, еще будет увеличиваться. Тем более что в Киргизии принялись за выяснение отношений с русскими и русскоязычными – гражданами, владеющими преимущественно только официальным (русским) языком. После второго по счету государственного переворота – в апреле 2010 года – киргизские националисты значительно укрепили свои позиции во власти и, уже не скрываясь, выступают с весьма недвусмысленными заявлениями и инициативами.
Параллельный мир
Русских в Киргизии, на самом деле, нельзя в полном смысле назвать ни общиной, ни диаспорой. Это, скорее, параллельный мир, в котором есть свои любимые СМИ, кафе, клубы, интересы, музыка и субкультура. «Русские заняты своими делами», – сказал недавно один из представителей Национальной комиссии при президенте КР по государственному (киргизскому) языку. Таким образом, к слову, он прокомментировал то, как могут отреагировать славяне на инициативу Нацкомиссии о смене русских географических названий на киргизские. Впрочем, не будем забегать вперед.
Живущие в Киргизии русские, в подавляющей массе, чувствуют связь друг с другом слабее других этносов и менее организованы. Большинство из них по-прежнему проживает на севере страны – преимущественно в Бишкеке, Чуйской и Иссык-Кульской областях. Небольшая часть русских находится на юге республики. Но их доля в последние годы сократилась в национальном составе южных областей настолько, что говорить о более-менее значимом представительстве не приходится. В целом за годы независимости количество русских в стране сократилось более чем наполовину и составляет менее 300 тысяч человек. Предполагается, что в ближайшие несколько лет эта цифра уменьшится в разы.
Из Киргизии наиболее активно уезжают русские в возрасте до 40 лет, чтобы, устроившись на новом месте, постепенно забрать родителей. Большинству становится все сложней найти работу и достойный заработок в маленькой стране, получить хорошее образование и найти свое место в жизни. Многих подтолкнули события прошлого года, заставившие русских остро почувствовать себя здесь чужими. Впрочем, чужими в Киргизии они стали едва ли не с первых дней независимости.
«Дай порулить»
С объявлением суверенитета на Тянь-Шане началась кампания, названная в народе «национализацией кадров». Сводилась она к банальной замене русских, занимающих ответственные посты на государственной службе в значимых организациях и предприятиях, на киргизов. Бывший президент, а ныне академик Аскар Акаев, обласканный прежним российским руководством и позже нашедший убежище под Москвой, был строителем моноэтнического государства и зачинателем в нем кланового правления. Граждане мультинационального государства неожиданно оказались разделены по пятой графе, которая стала определяющей во многих сферах жизни. В местном лексиконе появились определения «титульная нация» и «государствообразующий этнос». Оба касались киргизов и «закрепляли» за ними право на доминирование во властных структурах.
За очень короткий срок русских практически вытеснили из силового блока, министерств и ведомств, государственных администраций. «Этническая чистка» вызвала большую волну миграции русских, чуть позже усилившуюся за счет рабочих и специалистов, занятых в промышленности. Акаев разрушал заводы, стремясь уничтожить пролетариат. Он опасался его как класса, способного вершить революции. Но от судьбы не уйдешь, и революции Акаев не избежал. Правда, смещал его уже не пролетариат и, конечно же, совсем не русские.
Академик Акаев, возможно, не задумывался, что благодаря его реформам из управленческой обоймы вымывалась значимая часть профессионалов, в стране фактически уничтожалась преемственность в технической, педагогической и инженерной школах. Политическое руководство страны обеспокоилось «национализацией» только ближе к середине 1990-х. Акаев вышел с лозунгом «Кыргызстан – наш общий дом». Русский язык был объявлен официальным, в результате чего республику стали считать двуязычной – за киргизским закрепили статус государственного. Это позволило немного сбить волну миграции. Но, как выяснилось, остановить исход русских подобные меры уже не могли, ибо по сути ряд сфер для них по-прежнему оставался закрытым.
Русский мир
Сегодня в Киргизии русских редко встретишь в политике. Власть – великая киргизская мечта, и «титульные» стараются не допускать до рычагов управления представителей других этнических групп – самим мало. Русских депутатов в киргизском парламенте можно пересчитать по пальцам. В министрах сегодня их нет вовсе. За период независимости русских назначали премьер-министрами всего дважды – по разу на каждого из первых двух президентов, сметенных бунтами. При Аскаре Акаеве кабинет министров Киргизстана возглавлял Николай Танаев. При Курманбеке Бакиеве руководить правительством допустили Игоря Чудинова. Оба русских премьера считались техническими, не претендовали на высший государственный пост, не увлекались политикой.
Русские, впрочем, проявили себя людьми гибкими и приспособились к местным условиям. Они успешно освоили малый и средний бизнес, информационные технологии, сферу услуг и СМИ. К 2005 году в Киргизии сложился свой, достаточно стабильный русский мир, ограниченный вышеназванными областями. Однако первая киргизская «революция» в марте 2005 года поставила его под угрозу. После смены власти по Бишкеку, напомним, прокатилась волна погромов. Мародеры около суток грабили магазины и фирмы, разоряли предприятия малого и среднего бизнеса. Новые правители вакханалию остановить не могли, потому что занимались разделением должностей и полномочий. Большинство мародеров, опустошавших столицу, до сих пор не найдены, что позволило экспертам утверждать: город был фактически отдан на разграбление преступникам, привлеченным оппозиционными политиками для захвата власти.
Первый переворот вызвал новую волну миграции русских за рубеж. Это объяснялось тем, что люди перестали ощущать себя в безопасности и поняли: государство не намерено защищать ни их, ни их семьи или имущество. Многие бизнесмены, разоренные «революционерами», были русскими. Число потенциальных мигрантов пополнилось и жителями малых городов и сел. Некогда часть русских успешно занималось фермерством, но сегодня в сельском хозяйстве страны их практически не осталось. Земли и поливной воды в горной республике тоже оказалось слишком мало, чтобы ее хватало на всех.
Земельные и водные проблемы, к слову, называются на Тянь-Шане основной причиной конфликтов между представителями «титульного» и других этносов. Так что с русскими, казалось бы, делить киргизам уже нечего. Но, как водится, при желании повод всегда найдется. К русским у киргизских националистов оказалось две претензии – общая на какой-то период история и официальный язык.
Инициативы и инициаторы
Главным камнем преткновения между киргизскими националистами и этническими русскими сейчас считается официальный язык. К началу 2011 года он оказался практически вытеснен и из государственных структур. Большая часть заседаний правительства и парламента ведется на киргизском без обеспечения перевода, хотя по Конституции страна остается двуязычной. Официальный язык активно выдавливается и из информационного пространства. В 2010 году сократили русскую развлекательную службу на национальном радиоканале. Затем в Гостелерадиокорпорации (ГТРК), представленной не только радиовещанием, но и Первым национальным телеканалом, задумались о ликвидации русского информационного блока. В телеэфире ГТРК (сейчас её пытаются трансформировать в Общественную телерадиокорпорацию) число передач на русском языке значительно сократилось, да и качество их оставляет желать лучшего. Борьба за информационное пространство привела к тому, что в Киргизии решили отобрать телечастоты у ОРТ и РТР. На них претендует Первый национальный канал – КТР, который и без того вещал по всей стране. Российским «конкурентам» обещают представить другие частоты.
Только за последний год в Киргизии несколько раз поднимался вопрос о полном переводе делопроизводства на государственный язык. Этот вопрос, к слову, считается в республике очень болезненным. Дело в том, что за годы независимости в стране так и не было создано доступных программ обучения киргизской речи. Национальная комиссия по госязыку, которая должна была этим заниматься, фактически превратилась в политическую структуру. Одно из ее последних предложений вызвало в республике громкий скандал. Нацкомиссия предложила отказаться от русскоязычных географических названий, поменяв их исключительно на киргизские. Инициатива была оформлена под соусом заботы о воспитании патриотического духа у населения.
Не меньше шума вызвали идеи политического советника президента Розы Отунбаевой (пришла к власти после свержения К. Бакиева) Топчубека Тургуналиева. Он ввел в лексикон определения «полноценный» и «неполноценный», где полноценность определяется знанием киргизского языка. Позже Т. Тургуналиев занялся разработкой закона о титульной нации. Смысл инициатив его и его коллег по цеху сводится к постулату: никто в Киргизии не должен жить лучше киргизов. Это, наверное, было бы справедливо, если бы лучшую жизнь не предполагалось строить за счет ущемления прав русских и русскоязычных граждан.
От Манаса до кетсина
Национализм активно пестуется не только шовинистически настроенными политиками, но и киргизскоязычными СМИ. Русские в них зачастую описываются как колонизаторы или «пятая колонна», читателей призывают «не молиться на них» и быть «патриотичней» (в представлении таких СМИ – отказываться от применения русского языка в быту и общественно-политической жизни). Противники такой политики становятся целью шовинистических нападок. «Ультра-патриоты» возмущаются тем, что им смеют оппонировать, хотя «едят хлеб и живут на земле киргизского народа». Немногим ранее с парламентской трибуны озвучивалось предложение объявлять врагами того же самого народа тех, кто не знает эпос «Манас».
Некоторые местные эксперты связывают рост национализма с лобби так называемых «атлантистов» в киргизской политике. Эта часть местного истеблишмента ориентирована на укрепление связей с западными странами и отказ от тесной интеграции с Россией. Однако объяснять феномен национализма только внешним влиянием нельзя. Большую роль в укреплении шовинистических настроений среди «полноценного» большинства играет процесс строительства киргизской нации как этноса. Согласно оценкам местных ученых, он только начался и до его завершения может потребоваться как минимум 40-50 лет. Но публично подобные выводы не озвучиваются из-за опасений подвергнуться обструкции со стороны национал-патриотов.
Местный политбомонд тем временем пытается ускорить процесс строительства нации. За годы независимости Киргизия, как и другие страны Центральной Азии, пыталась переосмыслить историю и даже использовать ее в возвеличивании «титульного» этноса страны. При Акаеве в местные учебники вошла как аксиома версия о том, что киргизы насчитывают более 2000 лет и являются одной из древнейших наций региона. Более того, в последние пять лет на публичной арене все чаще и активней обсуждаются события 1916 года: национальное восстание и жесткое подавление его царскими властями. Время от времени ряд политиков и общественных деятелей заявляют, что 95 лет назад «русские устроили геноцид киргизов» и требуют от современной России публичных извинений.
Предполагается, что в 2016 году в Киргизии будут широко проводить мероприятия, посвященные событиям столетней давности. Как они отразятся на судьбе русских в горной республике, пока не ясно. Но многие склоняются к версии о том, что в ближайшие несколько лет отношение к ним властей будет только ухудшаться.